лариса садыгова
Мастер класс «Роль сказки в экологическом образовании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу предоставить вашему вниманию мастер класс «Роль сказки в экологическом образовании дошкольников»
1 этап.
. Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. А вы любите сказки? Все дети очень любят сказки, а как вы думаете за что?
Публикация «Мастер класс „Роль сказки в экологическом образовании дошкольников“» размещена в разделах
Сказка занимает детей, увлекает в мир фантазий и воображения. Но сказка ещё и ненавязчиво воспитывает ребенка, вот чем хороши сказки. Я тоже их очень люблю. И поэтому в своей работе на занятиях по экологическому воспитанию детей я использую сказки. Учу своих воспитанников сочинять сказки, придумывать окончания к ним. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Большую роль играют и следующие факторы: доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности
Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом, а реализовать этот потенциал ему должны помочь мы – педагоги. Ведь сказки помогают развивать фантазию ребенка. В основном я использую народные, так как они во многом «экологичны» : в них отражается отношение людей к окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания. В сказках люди выражают не только свою зависимость от окружающей среды, но и благодарность к природе. Например, землю называют ласково Матерью – кормилицей. Подрастая, дети постепенно теряют интерес к хорошо знакомым сказкам. Они уже способны смотреть на сказку как бы со стороны, анализировать и даже изменять ее, вставать на позиции героев. В своей работе по экологическому образованию детей я использую метод придумывания сказок самими детьми. Ведь, создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению, уясняют для себя природные взаимосвязи и связи человека с окружающей средой.
Уважаемые коллеги, такие экологические сказки помогают усвоить определенный материал. Например, если я хочу выяснить, как мои дети усвоили информацию об обитателях почвы и их приспособленности к окружающей среде и друг к другу, мы придумываем короткую сказку, в которой встречаются крот и дождевой червяк. Как они будут себя вести, что делать? Если же мы изучаем жителей подводного мира, то сказка будет про рыбку или маленького головастика и т. д.
2 этап. Сейчас я постараюсь вам показать, как при помощи экологической сказки доступным образом можно дать детям представление о причинно – следственных связях внутри природного комплекса.
Рассказывание сказки о Волшебной Рыбке.
В конце предлагается закончить сказку…
Затем предлагаем участникам взять сделанную объемную Волшебную Рыбку и передать её по кругу от участника к участнику. Участник обсуждения, который получает Рыбку, говорит: «Если бы я был Волшебной Рыбкой, я бы попросил у людей…» (далее следует конкретное предложение участника).
А теперь немного отдохнём и поиграем в игру «Радуга»
(Участники получают предметы определённых цветов, затем после слов («Радуга-дуга, появись покажись!») они должны встать в ряд по порядку цветов радуги. Затем участникам показывают определё нный предмет и спрашивают: «Что имеет такой же цвет в природе?» .
3 этап.
Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.
Задание участникам мастер-класса
Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»
Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик",- возразила Маша.
Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка - сказал Петя, -Давайте ее поймаем.»
(на выполнение задания отводится 3 мин)
Ошибки:
1. Скворцы улетают в теплые края
2. Лиственница единственное хвойное дерево с которого каждый год опадают иголки, а весной вырастают снова.
3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.
4. Белки в спячку не впадают.
5. Зимой появляются птенцы у клеста.
6. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.
Игра «Зоопарк»
Сейчас мы с вами отправимся в зоопарк. Посмотрите у меня здесь изображение лисы. Вы будете посетителями зоопарка а я экскурсоводом. Я отвечаю за это животное и вот что могу о нём рассказать : «Лиса – это дикое животное, она обитает в лесу и живёт в норе. Лиса хитрая, рыжая и пушистая. Есть много сказок про лису, например : «Лиса и петух», «Лисичка со скалочкой», «Колобок»… Затем каждый участник получает карточку с изображением животного и составляет рассказ о нём.
4 этап.
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь. Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла. А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», мы даем понятие детям о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т. д.
Сказка о Человеке и Золотой Рыбке
Жил на свете Человек. На зверей охотился, рыбу ловил, воздухом чистым дышал, воду родниковую пил, закатами любовался.
Однажды ловил Человек рыбу в речке. Долго над водой сидел, а рыба все не клюет. И вдруг крючок как дернется, чуть Человек не выронил удочку из рук.
Вытянул – и глазам свои не верит: рыбка перед ним неизвестного вида, да не простая, а золотая, прямо как в сказке.
— Ты кто? – Человек шепотом спрашивает, а сам глаза протирает – не почудилось ли?
— Да Рыбка я Золотая, - приятным голосом отвечает неизвестное создание, - сказки в детстве читал?
Человек от удивления сказать ничего не может, только головой кивает.
— Между прочим, - говорит Золотая Рыбка, - я и желания выполнять умею. Мне желание исполнить – раз хвостом вильнуть. Отпустишь меня, все желания твои исполню.
Задумался человек: отпустишь Рыбку – без ужина останешься, а съешь ее – всю жизнь жалеть будешь.
— Ладно, - говорит, - отпущу я тебя. А желание у меня первое такое будет: надоело мне жить в этой избенке деревянной. Хочу дом каменный, да с электричеством и центральным отоплением.
Ничего не ответила Рыбка, выскользнула из рук Человека, только хвостом вильнула.
Вернулся Человек домой, а на месте его избушки дом стоит белокаменный. Деревьев вокруг, правда, меньше стало; зато столбы с проводами появились. В доме все чистотой блестит, мебель красивая по углам стоит. Вода из крана течет. Обрадовался Человек. «Вот это жизнь!» - говорит. Ходит изо дня в день по комнатам, любуется. Даже в лесу стал реже гулять. А потом и вовсе решил: «Зачем это я пешком ходить буду, если у Рыбки машину можно попросить?»
Сказано – сделано. Появилась у Человека машина, лесные тропинки в асфальтовые превратились, а полянки цветочные – в места стоянки.
Доволен Человек – бензином дышит. Птиц, правда, да зверюшек вокруг поменьше стало.
— А вместо птичьих песен я у Рыбки магнитофон попрошу.
Живет он так – горя не знает! На машине ездит, на закаты внимания не обращает, вода у него из крана течет, к роднику ходить не надо. Все, вроде, хорошо, но хочется Человеку чего - нибудь новенького.
Думал он, думал и решил завод завести. Места вокруг много, пусть работает, прибыль приносит.
Пошел Человек к Рыбке – хочу, мол, вдобавок к сельскому хозяйству промышленное производство развернуть. Чтоб все как у людей было.
Вздохнула Рыбка тяжело и спрашивает:
— Тебе какой завод - химический или металлургический?
— Да мне все равно, - Человек отвечает, - лишь бы прибыль побольше была.
— Будет тебе завод, - вильнула хвостом Рыбка. – Но знай: это последнее желание, которое я могу исполнить.
Не обратил внимания Человек на эти слова. А зря.
Возвратился он домой, видит – стоит возле его дома завод огромный, труб видимо – невидимо. Одни – клубы дыма в воздух пускают, другие – потоки грязной воды льют в реку. Шум стоит, грохот.
— Ничего, - думает Человек, - главное - разбогатеть побыстрее.
Заснул он в тот день счастливым человеком, и приснился ему страшный сон. Будто стало все вокруг по-старому. Лес шумит, птицы поют. Ходит Человек по лесу, со зверушками общается, цветы нюхает, песни птичьи слушает, ягоды собирает, родниковой водой умывается. И так ему хорошо стало во сне, так спокойно.
Проснулся Человек утром с улыбкой, а вокруг - дым, копоть, вздохнуть невозможно. Закашлялся Человек, подбежал к крану – водички попить. Глядь – вода из крана грязная бежит. Вспомнил Человек о роднике своем с хрустальной водой. Побежал в лес.
Бежит, через горы мусора перебирается, через грязные ручейки перепрыгивает. Еле отыскал родничок. Смотрит – а вода в нем мутная, запах у нее неприятный.
— Как же так? – удивился Человек, - куда же водичка моя прозрачная пропала?
Оглянулся вокруг – дым, смрад стоит, грохот. От деревьев одни пеньки остались. В реку потоки мутные текут, на свалках воронье каркает, дороги лесные бензином залиты, ни одного цветочка не видать.
Вспомнил Человек свой сон.
— Что же я наделал? – думает. – Как жить теперь буду?
Побежал к речке Рыбку искать. Звал – звал – нет Рыбки. Только пена по грязной воде плывет.
Вдруг что-то блеснуло в воде…
Вывод: Люди не могут жить без городов, фабрик и заводов, но нужно все делать так, чтобы природа при этом не пострадала.