Дарья Куличенко Аржанникова
Нетрадиционное развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционное развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
Цель:Формирование нетрадиционного творчества детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
Публикация «Нетрадиционное развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность» размещена в разделах
Актуальность. Современная система дошкольного образования нацелена на становление развитие ребенка, классическое воспитание меняется, ключевой целью которого считается становление и формирование творческой, коммуникативной, личности.
Технология проектного обучения является одним из вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения. Определяется возрастающим в нашей стране вниманием к интенсивному формированию и побуждению к развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Согласно ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, приобщение к изобразительному искусству».
Метод проекта включает в себя разнообразные формы, которые входят в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Дошкольный возраст более устойчивый вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Фундамент активной,инициативной, творческой личности закладывается в дошкольном детстве. Именно в этот период создаются важные предпосылки для развития творческих способностей детей. Метод проектов отражается в трудах таких авторов как: Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной. Продуктивную деятельность рассматривали такие учёные как: М. В. Дюжакова, О. И. Лавлинская, А. В. Коломеец. Они говорил что: «педагог должен поощрять использование детьми разнообразных инструментов, материалов и техник изображения, в том числе, нетрадиционных: монотипия, тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальцами, ватными палочками, ладошкой, оттиск пробкой, поролоном, пенопластом, печатками из ластика и картофеля, смятой бумагой, печать по трафарету, с ниточкой, с трубочкой, тиснение, набрызг, отпечатки листьев»
Использование проектной деятельности для развития старших дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, и умение детей самостоятельно находить решения из поставленной проблемы разными способами. Кроме того, проектная деятельность делает образовательную систему в ДОУ открытой для активного участия родителей ивозможности сотрудничества со своими детьми. Следовательно, данная проблема является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом.
Чем разнообразнее детская творческая деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Проектная деятельность с использованием нетрадиционных техник в художественно-эстетическом развитии развивает не только творческие способности дошкольника, но и воображение, моторику, фантазию, уверенность в своих возможностях.
Это дает толчок развитию творческого воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Приобщая детей к искусству необходимо использовать различные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.
За время проведения практики с 19 марта по 8 апреля в МАДОУ «Сказка» была реализована работа по нетрадиционному развитию творчества детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
В ходе образовательного процесса были проведены следующие мероприятия:
1. Проведения анкетирования на тему «Нетрадиционные техники»
Из проведённого анкетирования мы увидели, что большее количество детей не знаю, что такое нетрадиционные техники и где их можно использовать.
2. Знакомство с нетрадиционными техниками
На этом этапе дети познакомились с нетрадиционными техниками рисования, а именно с такими как:
- Рисование вилкой
Описание: На вилку набираем краску из плоской тарелочки и плоской поверхностью вилки делается отпечаток. Можно рисовать траву, забор, цветы, ежика.
- Рисование губкой или кусочком поролона
Описание: Кусочек поролона зажимаем бельевой прищепкой, опускаем в краску и наносим отпечатки, которые создают фактурность предмета. Ими рисуют мех животных, пушистые грозди цветов, облака, кроны деревьев.
- Рисование набрызгом
Описание: Понадобится зубная щетка и расческа. На щетку берем немного краски и разбрызгиваем с помощью расчески. Над листом бумаги водим щеткой по расческе. Можно наносить краски разных цветов, получится очень красиво.
- Рисование отпечатками
Описание:Простой способ рисования: на отпечатываемую поверхность наносится краска и ставится на лист бумаги отпечаток. (Используют: цветы, ракушки, фрукты, овощи).
- Граттаж (воскография)
Описание: Поверхность всего листа бумаги раскрашиваем восковыми мелками, Затем покрываем лист черной гуашью. Когда все высохнет процарапываем краску и создаем линиями рисунок. Процарапывать можно заостренной палочкой, шпажкой, зубочисткой.
- Рисование ватными палочками.
Описание: Набираем краску на ватную палочку и точками украшаем изображение на листе бумаги. (Елочка, снег, чайник, сарафан, ветка рябины).
3. Отработка нетрадиционных техник рисования
На занятия по рисованию мы отработали несколько нетрадиционных техник на практике, а именно:
- Рисования ватными палочками «Ветка сирени»
- Рисование вилкой «Весенний луг»
Тема нетрадиционное развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность, достаточно насыщенная и не все педагоги берет этому тему для развития детей. Исходя из этого, я планирую продолжать в дальнейшем провести такие мероприятия как:
- Знакомство с нетрадиционными техниками по аппликации, конструированию и даже музыки и составлению стихов.
- Проведения метод таких как: Методика оценки сочинённой ребёнком сказки О. М. Дьяченко и Е. Л. Пороцкой; Диагностика «Незаконченный рисунок» (автор Э. П. Торренс).