Светлана Нехаева
План по нравственному воспитанию через использование устного народного творчества для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь.
Календарно – обрядовые праздники: Осень, осень, в гости просим» (беседа).
Цель: закрепить представление детей об осеннем времени года. Познакомить с поговоркой об осени, вспомнить знакомые загадки. Развивать речь, память. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.
Содержание:
1. «Осень, осень, в гости просим» - беседа.
2. Знакомство с поговоркой «Сентябрь лето кончает, а осень начинает».
3. Вспомнить с детьми знакомые загадки об осени.
Публикация «План по нравственному воспитанию через использование устного народного творчества для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Устное народное творчество
- Темочки
4. Слушание: русская народная мелодия «Камаринская».
5. РНС «Мужик и медведь» (беседа).
Литература:
1. И. В. Чупаха «Здоровый ребенок в здоровом социуме», ст. 44, 264.
2. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», ст. 67, 220.
Нравственно – эмоциональное развитие: «Доброе слово лечит, а худое калечит» (беседа).
Цель: учить детей эмоционально воспринимать произведения устного народного творчества. Формировать потребность в доброжелательном общении с окружающими. Воспитывать доброе отношение к близким, уметь исправлять свои ошибки, прося прощение. Подвести детей к пониманию нравственного урока «Как аукнется, так и откликнется» через РНС «Гуси – лебеди». Развивать диалогическую речь.
Содержание:
1. Знакомство с пословицей «Доброе слово лечит, а худое калечит».
2. Игра «Подбери нужные слова».
3. РНС «Гуси – лебеди» (просмотр мультфильма, пересказ).
4. РНИ «Кто с нами?».
Литература:
1. В. И. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 11.
2. Л. С. Куприна «Знакомство детей с русским народным творчеством», ст. 374.
Нравственно – эмоциональное развитие: «Счастливая зыбка» (беседа).
Цель: поддерживать положительное эмоциональное отношение. Развивать интерес к колыбельным песням. Формировать знания детей о традициях русского народа. Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений. Словарная работа: колыбель, зыбка, люлька.
Содержание:
1. Беседа с детьми о семье.
2. Разучивание пословицы «У матери – дитя, у кошки – котя, всякому мило своё дитя».
3. Знакомство с предметами обихода – люлькой.
4. Знакомство с колыбельной песней:
Баю – бай, баю – бай, ты собачечка не лай,
Петушок, не кричи, нашу Катю не буди.
5. Рисование «Моя семья».
Литература:
1. Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей», ст. 75.
2. В. Н. Волчкова «Изобразительная деятельность в старшей группе», ст. 70.
Нравственно – экологическое развитие: комплексное занятие «Хлеб – всему голова».
Цель: закрепить знания детей о том, что хлеб – одно из самых главных богатств в России, его очень трудно вырастить. Воспитывать у детей чувство уважения к труду людей, выращивающих хлеб. Познакомить со старинными орудиями труда – цепом и серпом. Отражать знания о сельскохозяйственном труде в последующих играх.
Содержание:
1. Беседа «Хлеб – всему голова».
2. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда.
3. Знакомство со старинными орудиями труда – цепом и серпом.
4. Пословицы и поговорки о хлебе «Хочешь есть калачи – не сиди на печи».
5. РНИ «Пахари и жнецы».
6. Лепка баранок и калачей (из теста).
Литература:
1. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие в старшей группе», ст. 24.
2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 8, 1996г., ст. 69. «Занятия тестопластикой в кружке».
3. Журнал «Ребенок в детском саду» 2004г., ст. 36.
Октябрь.
Календарно – обрядовые праздники: «Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой».
Цель: познакомить детей с народным календарно – обрядовым праздником – Капустница. Подвести детей к пониманию нравственного урока: «Хвастовство до добра не доводит» через РНИ «Капуста». Развивать интерес к русскому народному творчеству.
Содержание:
1. Беседа по пословице «Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой».
2. Разучивание считалки:
Среди белых голубей
Где – то скачет воробей,
Воробышек, пташечка,
Серая рубашечка!
Откликайся поскорей,
Вылетай – ка, не робей.
3. РНИ «Капуста».
4. РНС «Заяц – хваста» (пересказ сдетьми).
Литература:
1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры», ст. 69.
2. Л. С. Куприна «Знакомство детей с народным творчеством», ст. 373.
Нравственно – эмоциональное развитие: «Друг за дружку держаться – ничего не бояться».
Цель: воспитывать у детей чувство взаимовыручки и поддержки. Проявлять интерес к правилам поведения, выражать своё отношение к поступкам героев сказки. Подвести детей к пониманию нравственного урока «Все за одного, один за всех, тогда в деле будет успех» через РНС «Крылатый, мохнатый да масленный». Побуждать детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (как бы я помог героям сказки).
Содержание:
1. Беседа о взаимовыручке и поддержке.
2. Знакомство с пословицами и поговорками о взаимовыручке и поддержке «Друг за дружку держаться – ничего не бояться», «Нет друга – ищи, а нашёл – береги», «Все за одного, один за всех, тогда в деле будет успех», «Друзья – больше чем братья родные» - через игру – драматизацию.
3. РНС «Крылатый, мохнатый да масленный» (иллюстрации, чтение).
Литература:
1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», ст. 70, 223.
Народные промыслы: «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» (занятие).
Цель: дать детям представление о строительстве изб на Руси. Познакомить с внутренним убранством избы. Вызвать интерес к пословицам, поговоркам, прибауткам о народном быте и гостеприимстве. Учить отгадывать загадки о предметах крестьянского труда и быта. Познакомить с народным инструментом – ложкой. Развивать познавательный интерес, любознательность.
Содержание:
1. Беседа «Русь деревянная».
2. Пословицы, поговорки, прибаутки о русском народном быте и гостеприимстве.
3. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.
4. Знакомство с народным музыкальным инструментом – русской ложкой.
5. Обучение игре на ложках.
Литература:
1. Л. С. Куприна «Знакомство детей с русским народным творчеством», ст. 23.
Нравственно – экологическое развитие: «Осенняя ярмарка» (развлечение).
Цель: вызвать радость от восприятия произведений народного искусства. Воспитывать чувство гордости за русский народ. Способствовать формированию творческой активности в речевой деятельности.
Содержание:
1. «Солнце яркое встаёт, спешит на ярмарку народ» - беседа оярмарке.
2. Чтение пословиц, поговорок, закличек.
3. Инсценировка РНП «Голубчик мой Ванюша».
4. Театрализированное представление «Ярмарка».
Литература:
1. «Планета детства – планета творчества», ст. 108.
Ноябрь.
Нравственно – эмоциональное развитие: «Глупые ссорятся, а умные договариваются».
Цель: формировать у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях. Подвести детей к пониманию нравственного урока «В согласии жить – никто не одолеет» через РНС «Зимовье». Воспитывать дружеские отношения между детьми. Развивать диалогическую речь, умение поддерживать беседу.
Содержание:
1. «Глупые ссорятся, а умные договариваются» - беседа.
2. Разучивание пословиц «Сядем рядком, да потолкуем ладком», «Ссора до добра не доводит».
3. РНС «Зимовье» (кукольный театр).
Литература:
1. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 32.
2. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», ст. 152.
Народные промыслы: «Краса ненаглядная» (беседа).
Цель: воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия. Подвести детей к пониманию нравственного урока «За вину умный винит себя, а глупый – другого» через РНС «Лиса и кувшин».
Содержание:
1. Беседа о русских народных промыслах: вологодские кружева, дымковские игрушки, гончарные изделия, гжель, художественная резьба и роспись по дереву, хохлома.
2. Дидактическая игра «Как называется?».
3. Знакомство с РНС «Лиса и кувшин» (настольный театр, пересказ).
Литература:
1. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие детей в старшей группе», ст. 48.
2. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», ст. 189.
Нравственно – эмоциональное развитие: «Кто живёт в нашем доме» (беседа).
Цель: развивать интерес к миру взрослых людей, вызвать желание знать больше о своей семье (познакомить с составом многопоколенной семьи: бабушки и дедушки, мать и отец, дядюшки и тётушки, дети – братья и сёстры). Воспитывать доброжелательное отношение к взослым, Учить понимать, что взрослые – это первые помощники и защитники детей.
Содержание:
1. Беседа «Кто живёт в нашем доме».
2. Сочиняем сказку «Невероятные приключения взрослых и детей».
3. Разучивание поговорки «Маленький да удаленький».
4. Докучная сказка «Тётушка Арина» (чтение, знакомство).
5. РНИ «У дядюшки Трофима».
Литература:
1. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие в старшей группе», ст. 9.
2. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры», ст. 247.
3. Т. А. Бударина «Знакомство с народным творчеством», ст. 378.
Календарно – обрядовые праздники: «В гостях у бабушки Арины» (итоговое занятие по пройденному материалу за первый квартал).
Цель: поддерживать положительное эмоциональное отношение, прививать любовь к русскому народному фольклору: отгадывать загадки, читать пословицы и поговорки, играть в народные игры. Углубить представления о русской избе – как памятнике русской деревянной архитектуры. Воспитывать интерес к старине.
Содержание:
1. Закрепить знания потешек, пословиц, поговорок, загадок о русском народном быте и гостеприимстве.
2. Аппликация «Русская изба».
3. «Весёлые музыканты» - игра на ложках.
4. Игра «Что нам осень принесла?».
5. РНИ «Заря – заряница».
Литература:
1. В. Н. Волчкова «Изо в старшей группе», ст. 30.
2. Л. С. Куприна «Знакомство с народным творчеством», ст. 337.
Декабрь.
Нравственно – экологическое развитие: «Декабрь год кончает, а зиму начинает» (беседа).
Цель: познакомить детей с характерными особенностями декабря, используя соответствующие пословицы и поговорки. Подвести детей к пониманию нравственного урока «Не хлебом единым жив человек» через РНС «Снегурочка».
Содержание:
1. Беседа по пословице «Декабрь год кончает, а зиму начинает».
2. Разучивание колядки «Коляда, коляда всех зовёт за ворота». Щедровки:
Щедровочка щедровала,
Под оконцем ночевала,
Чи баран, чи овца,
Подавайте блинца,
Не кусайте, не ломайте,
А по целому давайте.
Щедрый вечер, ой добрый вечер.
3. «Весёлые музыканты» - игра на ложках.
4. РНС «Снегурочка» (мультфильм, беседа).
Литература:
1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры», ст. 73.
2. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», ст. 116.
Нравственно – эмоциональное развитие: «Любишь кататься, люби и саночки возить» (беседа).
Цель: воспитывать любовь и уважение к труду, желание трудиться и оказывать посильную помощь, стремиться стать умелым. Учить детей понимать переносное значение некоторых словосочетаний.
Содержание:
1. «Любишь кататься, люби и саночки возить» - беседа.
2. Игра – инсценировка «Труд кормит, а лень портит».
3. РНС «Пастушья дудочка» (настольный театр).
4. «Сделал дело – гуляй смело» - игра на дудочке.
Литература:
1. Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей», ст. 110.
2. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 42.
«Эти мудрые русские сказки!» (занятие).
Цель: расширять знания детей о величайшем богатстве русской народной культуры – о сказке. Развивать интерес к народным сказкам. Воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл, знать наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.
Содержание:
1. Викторина по сказкам.
2. «Угадай сказку» (мимика, жесты).
3. Конкурс на самую страшную и самую добрую Бабу – Ягу.
4. «Придумываем сказки».
Литература:
1. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие в старшей группе», ст. 45.
Календарно – обрядовые праздники: «С Новым годом со всем родом!» (посиделки).
Цель: познакомить детей с традициями празднования Нового года на Руси. Учить ценить прошлое. Развивать духовность, проявлять интерес к истории русского народа, к жизнинарода в разные времена.
Содержание:
1. Разыгрывание сценок колядования.
2. Рассказ воспитателя об обычае колядования.
3. Загадывание загадок.
4. РНИ «Бабка Ёжка», «Прялица», «Башмачник».
Литература:
1. Л. С. Куприна «Знакомство с народным творчеством», ст. 155, 338, 344.