Маргарита Шалашова
Нетрадиционная техника рисования — монотипия как средство развития воображения, фантазии и творческого потенциала детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Нетрадиционная техника рисования – монотипия, как средство развития воображения, фантазии и творческого потенциала детей дошкольного возраста»
Воспитатель
МБДОУ д/c № 24 «Изюминка»
Шалашова М. Ю.
«Как плохой инструмент не стимулирует к определенным достижениям в музыке, так и бедный изоматериал не дает ребенку соответствующих импульсов в работе».
Публикация «Нетрадиционная техника рисования — монотипия как средство развития воображения, фантазии и творческого потенциала детей» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Монотипия. Мастер-классы, рисунки, занятия
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Художник-педагог Я. Башилов.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Развитие творческих способностей у детей – сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности.
Актуальность проблемы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно ярко проявляются разные стороны личности ребенка. Публикуется много статей для родителей, педагогов о том, как развивать у детей творчество в изобразительной деятельности, повышать интерес к изобразительным видам искусства.
Педагогическая практика показывает, что большие возможности для формирования изобразительных способностей представляет совместная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования.
Монотипия это один из самых волшебных жанров рисования. В переводе с греческого этот термин переводится так: "моно" - один, "типос" - отпечаток. Это нечто среднее между живописью и графикой, между сказкой и фокусом.
Техника монотипии дает ребенку уникальную возможность свободы самовыражения - проекция его внутреннего мира, скрытого от взрослых. В своей работе эту технику я использую как с маленькими детьми, так и с детьми постарше. Использование данной техники возможно с людьми в любом возрасте, поэтому регулярно провожу мастер-классы для родителей своих воспитанников. Благодаря этой технике рисования, получается совершенно неожиданный результат. Причем результат такой, что как ребенок, так и взрослый прижимают к груди свои рисунки и уносят домой.
Все дело в самой технике. Ее можно назвать терапевтической. Делается она следующим образом: берем стекло (с безопасными краями, а также, это может быть любая гладкая пластина, поверхность которой водонепроницаемая, кисть, вода, гуашь, акварель, бумага. На стекле рисуем или наносим цветные пятна красок. Если у нас нет определенной идеи, то просто используем понравившиеся цвета. Пусть эти пятна "познакомятся друг с другом", т. е. встретятся и смешаются. Если же, к примеру, мы задумали летний пейзаж, то используем соответствующие цвета: голубой, зеленый, немного желтого или красного. Разводы красочных пятен делаем быстро, чтобы они не успели высохнуть. Чем больше воды и краски, тем лучше все получается. Практически бесполезно рисовать сложные картины, но ради эксперимента можно попробовать. Затем берем лист бумаги (цвет и фактура может быть разной, размер листа должен соответствовать размеру стекла, или пластины, кладем его сверху и слегка прижимаем руками. Поднимаем лист несколькими приемами: взяв его за левый и правый край двумя руками, или за верхний правый уголок, делая несколько колебательных движений вверх и вниз. Когда убираем бумагу, то получаем оттиск, единственный в своем роде. Подобное повторить не получается никогда. Это первый отпечаток, который вызывает восторг у ребенка, желание создавать новые, потому что ему интересен сам процесс создания. От этого возникает огромное удовольствие к экспериментированию. Ребенок снова наносит красками цветные пятна на стекло, с каждым разом увереннее в себе. Отпечатков получится ровно столько, сколько захочет ребенок. И каждый не похож на предыдущий!
Другой момент - как мы работаем с этими отпечатками!
После их высыхания с ними играем: - рассматриваем (все - "удачные" и "неудачные", представляем, воображаем, говорим, фантазируем, что-то дорисовываем (кисточкой, карандашами цветными, восковыми, гелевой ручкой и пр.). Таким образом, "удачные" таинственные пятна преображаются и рождается сюжет. "Неудачные" отпечатки - могут служить для аппликации.
Таким образом я подготавливаю ребенка к фантазированию. Очень помогает в этом случае такой нетрадиционный способ рисования, как кляксография. Такие рисунки напоминают каракули. Но именно они заставляют работать воображение и развивать фантазию ребенка.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные техники, такие как кляксография, когда в отпечатке обычной кляксы можно увидеть разнообразие сюжетов и образов. Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. На листе бумаги ставится большая яркая клякса. Через трубочку для коктейля осторожно подуть на каплю. Капля бежит вверх, оставляя за собой след. Лист поворачивается и снова нужно подуть. Можно сделать еще одну кляксу другого цвета.
Существует ещё одна разновидность данной техники - монотипия пейзажная, когда для её выполнения лист бумаги складывается вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток).