Лидия Калачева
Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности.
Калачева Л. А.
А. С. Макаренко писал, что «воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути».
Перспективы – это сознательно устанавливаемая цепочка целей, которые необходимо достичь детскому хору, ансамблю, оркестру, театру, кружку, студии и т. д. В зависимости от времени их реализации можно говорить о близких, средних и дальних перспективах. Близкие перспективы, как правило, ограничиваются ближайшими 1-1,5 месяцами работы коллектива. Задачи, которые ему нужно решить, отчетливо видны и конкретны (выучить слова, партию, текст, набор движений, посетить музей, концерт и т. п.).
Публикация «Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности» размещена в разделах
Ближняя перспектива особенно важна в жизни вновь организуемого кружка, студии. Многие из его участников не видят завтрашнего дня, заняты в основном решением локальных задач. Потому эту особенность педагог должен учитывать при выработке и установлении перспектив. У начинающих исполнителей не всегда хватает терпения работать длительное время, не получая никакой видимой отдачи, не видя результатов своего труда.
Средняя перспектива для детского коллектива всегда связана с первым выступлением перед зрителями, слушателями. Значит, по времени она отодвинута примерно на полгода или несколько больше. Средняя перспектива всегда тесно связана с ближними. Таким образом, создается цепочка малых задач, которые завершаются достижением одной, более крупной цели. Это является стимулирующим фактором в работе хора, ансамбля, оркестра, театральной студии, танцевального кружка и т. п., дисциплинирует и организует участников.
Дальняя перспектива – это всегда несколько возвышенная, крупная цель, отдаленная во времени на год-полтора. Как известно, концертом не может ограничиваться деятельность хора, оркестра, различных творческих студий. Для их развития необходимы перспективные крупные цели, или, по словам А. С. Макаренко, «завтрашняя радость», - это творческие встречи с артистами профессиональных коллективов, участие в декадах искусств, конкурсах, фестивалях.
Дальняя перспектива всегда вызывает желание, необходимость постановки больших творческих задач – подготовить широкую концертную программу, достигнуть определенного уровня исполнительского мастерства каждому участнику, обеспечить коллектив новыми инструментами, соответствующими костюмами, реквизитом и т. д. В силу отдаленности по времени дальняя перспектива не может быть строго конкретной. Она привлекает «общим видом удовлетворения». Обладая особой значимостью и привлекательностью, она несет большую педагогическую нагрузку в мобилизации деятельности дошкольников. Не будет преувеличением говорить о том, что нередко именно ради далеких перспектив, прежде всего творческого характера, приходят дети в различные кружки. Их привлекает необычность и масштабность тех дел, которыми они будут заниматься, овладев «искусством творить искусство».
Воспитательный смысл ближних, средних и дальних перспектив творческих коллективов детей связан с осмысленной организацией учебно-творческих, репетиционных занятий. Каждое занятие, каждый шаг в овладении исполнительским мастерством рассматриваются как поступательное звено в единой цепи личностного развития ребёнка. Это облегчает труд, делает его содержательным, осмысленным и радостным, ибо каждый нынешний успех предвосхищает успех завтрашний, реализацию далекой, но привлекательной перспективной цели.
В. А. Сухомлинский писал: «Влиять на коллектив воспитанников, – значит, воодушевлять его стремлениями, желаниями. Коллективное стремление – благороднейшее идейное, моральное единство. Там, где есть коллективное стремление к чему-то высокому и благородному, возникает та великая, непобедимая сила воспитательного влияния коллектива на личность, о которой мечтает вдумчивый воспитатель».
Конкретные перспективы приносят успех организации всей воспитательной работы по приобщению детей к художественной деятельности. И наоборот, их отсутствие делает работу бессистемной, бесперспективной.
В кружке «Нотный стан» можно выпустить стенгазету «Домисолька», в которой родители узнают о музыкальных новостях в детском саде, в стране, в мире, о прошедших и готовящихся музыкальных конкурсах в детском учреждении и районе.
В кружке «Эстет» рекомендуется форма занятий «От А до Я» (по страницам музыкальной энциклопедии). Содержание занятий строится по алфавитному порядку. Таким образом, на одном занятии можно будет услышать и познакомиться с «Адажио», «Арией» и «Арфой», на другом – с «Балетом», «Болеро» и «Бубном», на третьем – с «Вокалом», «Валторной» и «Вальсом» и т. д.
Танец – это волшебное искусство материализации звука в движении, слиянии с ним. Участники танцевальной студии на праздниках и концертах танцуют под музыку П. Чайковского, Г. Свиридова, А. Хачатуряна, С. Прокофьева и других композиторов.
С особой любовью занимаются дошкольники в оркестрах детских, народных музыкальных инструментов, коллективы которых пользуются огромным авторитетом среди детей и попасть в их состав мечтают многие младшие дошкольники.
Настоящим событием являются в садике и в районе «Фестивали искусств», где дети поют в хоре, ансамблях, соло, танцуют, играют, читают стихи, показывают театральные спектакли, что также сопровождается классической музыкой Э. Грига, И. Брамса, А. Журбина, Р. Паулса, Е. Крылатова, Ю. Чичкова, В. Шаинского и других композиторов.
Желающих петь в хоре желательно не ограничивать. Можно организовать ансамбли по возрастным группам, которые должны быть отражены в тематическом плане организованного общения дошкольников с музыкой.
Рекомендуется проводить праздники и развлечения с детьми на таком уровне, чтобы это воспринималось всеми участниками этого действия как СОБЫТИЕ.
Следует рассмотреть конкретный «механизм» трансформации преобразования личности под воздействием «событийности» в процессе общения с музыкой. Анализ работ отечественных психологов позволил представить себе его функционирование. «Художественная реальность, - отмечал В. М. Розин, - это не текст, а сконструированный текстом и активностью человека (художника, исполнителя, слушателя) мир, события которого при осуществлении деятельности переживаются человеком, подчиняются определенной логике (закономерности, отграничены от событий других реальностей, разворачивающихся во времени и т. д.». Автор специально подчеркивает здесь акт «переживания - события», активно «погрузившись» в которое, индивид на какое-то время отрешается от сиюминутных забот и проблем. «Событие, - отмечает он, - это сложное состояние психики, сознаваемое и переживаемое человеком».
Действительно, сочетание рациональности анализа и эмоциональности оценки возводит событие в ранг источника возникновения такого сложного феномена, каким является ценностное отношение, как естественная реакция на событие, имеющее близкую или идентичную с ним структуру. Следующим звеном в данном процессе является положение о том, что «взаимосвязь событий – основа психической установки и готовности к деятельности» (А. Г Асмолов, В. М. Розин). Это положение важно потому, что дает представление о том, что одно событие и связанное с ним переживание может готовить психику человека к восприятию и переживанию другого события, иначе говоря, с помощью одного переживания можно подготовить человека к другому переживанию. «В реальности искусства события и их последовательность удовлетворяют условности вида искусства, жанра, стиля различным художественным критериям и т. д. В результате становятся возможными предвосхищения деятельности, новая ее организация, приготовление психики к новым состояниям».
Следующий шаг в осознании психологического механизма «событийности» состоит в его «функции побуждения к деятельности» (А. Н. Леонтьев, и это не случайно. Мотив и предмет деятельности в свернутом виде уже заложен в человеке, детерминирован его предыдущим опытом, и порой достаточно даже незначительного события (и связанного с ним переживания – мотива, пружины, катализатора, чтобы увидеть ее «в форме живого процесса – в качестве своеобразной программы деятельности, плана и отношений, его будущих действий и операций». В. П. Зинченко установил прямую связь между действиями человека и его эмоциональными переживаниями, называя это явление – действия-ситуации; поскольку каждое действие направлено на «преобразование определенных предметных ситуаций».
В. М. Розин не случайно отмечает, что «сознавание и переживание исходных и конечных состояний этих действий-ситуаций воспринимаются и переживаются человеком как некоторое событие». В данном контексте «событийность» воспринимается как реакция на изменение определенных состояний, но это, по сути, и есть показатель определенного развития самой личности – изменения определенных взаимосвязей в сложнейшей структуре ее отношений, в частности отношений ценностной группы. «Ценностно-смысловые образования личности» (ценностные отношения, развернутые под влиянием событий) становятся таковыми потому, что через них человек «выделяет и осознает себя как «Я» и которое именно потому и становится для него значимыми» (М. Е. Каневская, Л. М. Фирсова).
Итак, если событие привело к тому, что личность хотя бы немного изменила статус в своих глазах или ближайшем социуме, то оно становится личностно-значимым, способствующим возникновению ценностного отношения и определенной коррекции в позиции самой личности.
Приведенная здесь последовательность смены психических состояний индивида под воздействием (влиянием) событий и переживаний дает основание использовать ее в виде специально организуемого педагогом «педагогического инструмента» для преобразования отношений личности ребёнка с помощью художественных средств.
Событийность как метод позволяет организовать (распределить) «действия- ситуации» дошкольников в процессе общения с музыкой, чтобы переживаемые ими переживания (подчеркнем, не знания сами по себе, а переживания) послужили источником личностного становления, проявившегося в формировании тех или иных ценностных отношений.
В отличие от события – мощного сплава огромного внешнего обстоятельства и внутреннего потрясения и переживания – внутреннего проявления личности, событийность рассматривается как внешнее по отношению к личности явление, как эффективный и тонкий «инструмент» педагога.
При встрече с произведениями искусства событийность (и связанные с ней переживание и ценностное отношение) переходит в разряд ключевых, ведущих, определяющих. Событийность на редкость синтезивна для использования в работе с детьми, их развития. Событийность как явление и как педагогический инструмент позволяет целенаправленно корректировать (воспитывать) развивающуюся ценностно-ориентационную позицию дошкольников при общении с музыкой, не насильственных методов, не приводящих к разрушению художественного образа, но развивающих психическую организацию ребёнка.
На фоне других педагогических средств событийность играет роль (выполняет функцию) катализатора (ускорителя) многих процессов, связанных с личностным становлением. Не потому ли порой случайное событие так круто изменяет всю человеческую жизнь, как не изменили бы ее годы учебы, труда и прочее.
Все перечисленное выше позволяет утверждать, что событийность и есть тот феномен, который генерализует многообразные педагогические устремления, является системообразующим фактором в процессе формирования музыкальной культуры у дошкольников средствами воспитания у них ценностного отношения к музыке.
Что может пониматься под событийностью в содержательном плане? Практически, неисчерпаемое число фактов и явлений : это события, связанные с жизнью композитора, с историей создания его произведения, с исторической обстановкой, с природным окружением, которым навеяно произведение искусства, не забывая об одном, что «событие» для композитора должно с помощью педагогических средств перерасти в столь же значимое «событие» для детей ( со всеми его атрибутами: переживанием, отношением и прочее, а не просто остаться на уровне воспринимаемой информации. В противном случае, для личности оно не будет иметь ценностного значения. Именно последовательность событий должна лежать в основе эмоциональной драматургии при использовании художественного материала в системе воспитания школьников. Кульминация события должна готовиться тщательно, чтобы высшая точка эмоционального напряжения (катарсис, событие, переживание) достигла предполагаемого эффекта, важно не разочаровать учащихся самой встречей с прекрасным.
Есть основание рассматривать процесс занятия с дошкольниками в любом виде искусства как определенную цепь «событий-переживаний» личности, отличающихся определенной драматургией. Здесь может помочь анализ эмоционального состояния публики во время театрального представления. Начало любого спектакля – завязка представляет собой неожиданность, неординарность, увлекательность действия-ситуации, которая сразу овладевает вниманием зрителей. Затем цепь событий (ситуаций-переживаний, следуя за фабулой, сюжетом (с неожиданными поворотами, новыми действующими лицами, сменами настроений, постепенно приводит к накоплению эмоциональной энергии на двух ее полюсах, между которыми в момент катарсиса (сильнейшего эмоционального напряжения) пробивается живительная искра, приводящая к естественной развязке. И именно этот «живительный разряд» имел в виду Л. С. Выготский, причисляя катарсис к наиболее сильному художественному воздействию на личность, способному потрясти до основания всю имеющуюся ценностную позицию личности, укрепив ее еще более (если она совпала с уже сформированной, либо несколько видоизменив (если несовпадения слишком очевидны). Такие события остаются в памяти человека, уже хотя бы потому, что приспособление психики индивида к новой, изменившейся системе ее ценностных взаимосвязей связана с адаптацией личности к новым условиям психической организации, а в ряде случаев и изменением ее внутреннего статуса.