Виктория Шленскова
Характеристика зрительного восприятия детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать +Заказ
Сенсорное развитие у детей с выраженным нарушением интеллекта характеризуется недифференцированностью, узостью, значительно отстает по срокам формирования. К концу дошкольного возраста лишь немногим более половины детей с выраженной умственной отсталостью достигают уровня развития зрительного восприятия, характерного для начала дошкольного возраста нормально развивающихся детей. Данные дефектологической литературы свидетельствуют о нарушении всех компонентов перцептивной деятельности умственно отсталых дошкольников. Нами проведено специальное экспериментальное исследование уровня и особенностей зрительного восприятия цвета и формы у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью, которые воспитываются в условиях ГОУ «Начальная школа-детский сад №1853 компенсирующего вида Зеленоградского административного округа г. Москвы.
Публикация «Характеристика зрительного восприятия детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах
Экспериментальную группу составили 15 человек (6 девочек и 9 мальчиков) в возрасте от 4 до 9 лет. Все дети были воспитанниками дошкольных групп для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Изучение особенностей зрительного восприятия детей с выраженной умственной отсталостью проводилось в ходе индивидуального психолого-педагогического эксперимента, состоящего из двух серий заданий, которые проводились с интервалом в один день.
На выполнение каждого задания давалось определенное количество времени (5-10 минут).
Первая серия
Цель первого и второго заданий: выявление умений различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении, и осуществлять выбор цвета по образцу.
Задание 1. (по методике А. А. Катаевой и Е. А. Стребелевой).
Материал для исследования: четыре крупных, выполненных из картона цветка (красный, синий, желтый, зеленый); четыре фигурки бабочек такой же окраски, как и цветы.
Ход исследования. Экспериментатор раскладывал на столе перед ребенком цветы четырех цветов и показывал бабочек, объясняя, что бабочки хотят найти свои цветы- сесть на такой цветок, чтобы их не было видно.
Инструкция: «Посади бабочек на цветочки того же цвета, что и сама бабочка».
Если ребенок не понял эту инструкцию, то производился показ способа выполнения задания и указательный жест.
Задание 2.
Материал для исследования: кружки четырех цветов.
Ход исследования. Перед ребенком в ряд раскладывали по одному кружку каждого цвета. Экспериментатор показывал кружок и предлагал ребенку выбрать кружок такого же цвета, как у него.
Инструкция: «Дай кружок такого же цвета, как у меня».
Далее ребенку предлагали указать на кружок названного цвета.
Инструкция: «Покажи красный кружок, синий, желтый и т. д.»
Задание 3.
Цель задания: выявить возможности самостоятельного словесного обозначения цвета.
Материал для исследования: крупные цветовые карточки, лист белой бумаги.
Ход исследования: экспериментатор раскладывал на столе в случайном порядке четыре цветовые карточки.
Инструкция: «Назови цвета». Далее экспериментатор закрывал карточки листом бумаги и незаметно убирал одну из карточек. Инструкция: «Скажи, какого цвета нет?»
Вторая серия
Задания, направленные на изучение особенностей восприятия формы предметов.
Задание 1.
Цель задания: выявить способности восприятия формы предметов и знание их названий.
Для выполнения задания детям предлагался вариант рамок и вкладышей М. Монтессори, применяемый в практике работы коррекционно-образовательных учреждений.
Материал для исследования: деревянная доска с прорезями; объемные фигуры с изображениями (собака, матрешка, яблоко, елка, пирамида, часы, груша, кукла, соответствующими прорезям доски.
Ход задания. Перед ребенком кладут доску и фигурки вперемешку, предлагая найти соответствующую рамку.
Инструкция: «Положи фигурку на свое место». Далее выясняется, знает ли ребенок названия предметов, изображенных на вкладках, может ли самостоятельно назвать их.
Инструкция: 1) «Покажи мяч» и т. д. ; 2) Поочередно показывая на вкладки, экспериментатор спрашивает при этом: «Что это?»
Задание 2.
использовались пять основных форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Рамки и вкладки были сделаны из мягкого пластика, имели разные цвета.
Ход задания. Сначала перед ребенком раскладывали две рамки (с круглым и квадратным отверстием, а затем-три оставшиеся.
Инструкция: «Закрой окошко». Допускалось повторение инструкции. В случае затруднения экспериментатор показывал способ выполнения задания и предлагал: «Сделай также». Далее перед ребенком раскладывали все геометрические фигуры и выявляли знание названий и умение самостоятельно называть их.
Инструкция:1) «Покажи где круг, квадрат и т. д.»; 2) «Назови, что это?».
После задания с детьми проводилась беседа, детей хвалили, но, к сожалению, не все дети реагировали на похвалу.
Для оценки результатов, полученных в ходе выполнения заданий двух серий констатирующего эксперимента, мы приняли систему бальных оценок, включающую следующие параметры: представление о сенсорных эталонах цвета и формы (задание выполнено самостоятельно; выполнено с помощью; задание не выполнено). Каждый параметр оценивался в баллах от 0 до 5: зрительное соотношение признака оценивалось в 1 балл, его отсутствие -0 баллов. Выделение исследуемого признака по названию: безошибочное оценивалось в 3 балла, с ошибками-2 балла. Самостоятельное называние признака: безошибочное называние признака-5 баллов, ошибочное-4 балла.
Высокий уровень- со всеми заданиями ребенок справился самостоятельно.
Средний уровень- требовалась помощь.
Низкий уровень- с заданиями справился очень слабо или совсем не справился.
Детям было доступно лишь зрительное соотнесение цвета и формы предметов при «жестком» контроле со стороны педагога, или они не справлялись с заданием. Для детей этой категории очень сложным оказалось соотнесение синего и зеленого цвета. Доступным для детей оказалось выполнение задания соотнесения круга и квадрата. Сложным для детей было поместить в соответствующие прорези треугольник, овал, прямоугольник, т. е. формы круга и квадрата им более знакомы.
Задание на самостоятельное называние геометрических фигур и цвета вызвало большие трудности у всех испытуемых. Инструкцию либо плохо понимали, либо действовали до ее предъявления. Часто встречались неадекватные действия. При выполнении заданий внешние признаки предметов не учитывались, однако детям было доступно выполнение заданий по подражанию, реже-по образцу.
У детей наблюдалось отсутствие интереса к работе, плохая сосредоточенность, неустойчивое внимание. Дети быстро утомлялись. Постоянно требовалась помощь взрослого. Практически невозможно было заинтересовать ребенка. Постоянно требовалась помощь взрослого и повторение инструкции. Реакция на похвалу, речевая деятельность отсутствовала. Например, в первой серии эксперимента, во втором задании ребенку потребовалось многократное повторение инструкции. Задание он выполнил с помощью. Реакция на похвалу отсутствовала. Во второй серии эксперимента в первом задании ребенок выполнял задание без интереса. Ребенок не ориентировался при восприятии формы, после многократного показа взрослого не мог выполнить задания. Плохой уровень усидчивости, часто отвлекался. С трудом переключался с одного задания на другое. Наблюдалась неловкость рук. У другого ребенка наблюдалась неадекватная реакция на занятии. Кричал, плакал, размахивал руками. Мы также наблюдали хаотические действия, дети не проявляли речевую активность, не обращались к экспериментатору за помощью.
Проанализировав результаты, полученные в ходе наблюдений за детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью и при выполнении ими экспериментальных заданий, можно сделать следующие выводы о развитии их зрительного восприятия цвета и формы.
Материалы проведенного нами исследования подтвердили имеющиеся в литературе данные о том, что при умственной отсталости имеются особенности зрительного восприятия.
Дошкольники с выраженной умственной отсталостью игнорировали внешние воспринимаемых предметов, включенных в деятельность; использование этих признаков чаще всего явилось случайным или наблюдалось в тех случаях, когда они были уже выделены в ходе многократного повторения действия.
Результаты эксперимента, целью которого являлось выявление особенностей зрительного восприятия детей с нарушением интеллекта, показали необходимость проведения целенаправленной и систематичной работы по его развитию.
При построении поэтапного обучения детей мы опирались на рекомендации «Программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью», опыт и идеи представителей классической педагогики Э. Сегена, М. Монтессори, работы современных иследователей Е. Стребелевой, А. Катаевой. Кроме того, мы учитывали результаты констатирующего эксперимента, передовой опыт работы дефектологов и воспитателей.
Основные направления обучения: формирование представлений о геометрических фигурах, телах; формирование у детей представлений о цвете. Реализуя задачи первого направления, мы направляли воздействия на развитие умений детей фиксировать внимание на объекте и прослеживать за его передвижением, выделение формы разными способами, собственно зрительное восприятие формы, запоминание геометрических форм, основанное на усвоении детьми их признаков. Решая задачи второго направления работы, мы последовательно обучали детей различению цвета предметов, зрительному соотнесению цвета, запоминанию, связанному с представлениями и форме.