Светлана Белясникова
Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Русь моя великая»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 76 компенсирующего вида Калининского района
Санкт-Петербурга.
Непрерывная непосредственно-образовательная
деятельность с детьми подготовительной группы.
«Русь моя великая»
Воспитатели: Белясникова Светлана Владимировна
Красина Светлана Владимировна
Санкт-Петербург
2016 год
Пояснительная записка
Публикация «Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной группы „Русь моя великая“» размещена в разделах
Основная задача в работе по знакомству детей с историей Древней Руси – вызвать чувство гордости за свою страну, пробудить интерес к её истории. Дать элементарные сведения о великих русских богатырях защитниках земли русской.
Педагогические ориентиры:
- Обогатить знания детей об истории Древней Руси, о том, как жили наши предки.
- Формировать представление о героическом прошлом русского народа древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
- Оживить представление о былине, о былинных героях.
- Познакомить с именами русских богатырей Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем.
- Развивать связную речь, обогащать словарный запас старинными русскими словами: предки, славяне, богатыри; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем) ; оружие богатырей (копьё, меч, лук со стрелами, булава – палица).
- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций книг: «Былины» художник В. Лукьянец, художественный редактор О. М. Абрамов; «Никита Кожемяка» художник В. Потанькин; «Алеша Попович» художник В. Коркин.
Чтение художественной литературы: «Былины» издательство «Детская литература» 1969г; «Алеша Попович» издательство «Высшая школа»; «Про прекрасную Василису Микулишну» издательство «Алтей и К».
Объяснение смысла пословиц о Родине.
Чтение и разучивание стихотворения о Родине Н. Кончаловской.
Разучивание русских народных игр, плясок.
Родовое дерево (нарисованное).
Оформление «мини-музея» : щиты, мячи, шлемы.
Рисунки детей.
Кубики «Богатыри».
Материал: магнитная доска, магниты, карточки с буквами, символы Российской Федерации (флаг, герб, Кремль, шлемы, мечи, слайды, звукозаписи (гусли, песня А. Пахмутовой, Н. Добронравого «Богатырская наша сила».
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места, да послушайте.
Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.
Более 1000 лет как основано наше государство – Русь. (показ слайда)
А сейчас как называется наше государство? (Россия)
Русь – совсем короткое слово. Оно пришло к нам из древности и навеки осталось с нами.
Как мы называем нашу землю, на которой живут и жили отцы, деды, прадеды?
Дети: Отечеством, Отчизной.
Воспитатель: Что означает слово Отчизна?
Дети: Отчизна там, где говорят на родном языке. Вместе трудятся. При опасности все вместе защищают Родину.
Восп-ль: А как вы понимаете слово Родина?
Дети: Родина там, где человек родился.
Восп-ль: Во имя любви к родимой сторонушке слагались стихи, песни, пословицы. Вспомните пословицы о доблести и любви к Родине. Называя пословицы, мы соберём слово, а какое узнаем позже.
На каждую пословицу вы будете брать карточку с буквой и выкладывать на доску.
(Дети выкладывают слово «Россия» и государственные символы страны)
-Сам погибай, а товарища выручай.
-С родной земли - умри, но не сходи.
-За край свой насмерть стой.
-За правое дело стой смело.
-Жить - Родине служить.
-Счастье Родины – дороже жизни.
-Не тот герой, кто награду ждёт, а тот, кто за народ идёт.
- Та земля мила, где мать родила.
-Человек без Родины - что соловей без песни.
Восп-ль: Сядьте на места да послушайте дальше.
Живя на русской земле, считая её своей по праву, часто ли мы вспоминаем тех, кто жил на ней раньше нас, и для кого она была тоже родной?
Ведь они пахали те поля деревянной сохой (слайд, по которым сейчас ездят тракторы, комбайны (слайд).
Плавали по тем рекам (слайд, а сейчас плавают по ним современные корабли (слайд).
История нашей страны никогда не была безоблачной и мирной.
Её просторы и природные богатства леса, поля, реки, горы (слайд, с древности всегда манили захватчиков (слайд).
Они разоряли дома, уводили в плен людей. Но на их пути вставали защитники земли русской (слайд).
О них складывали былины.
Что такое былина?
Дети: Былина - это русские народные песни, сказания.
Кто сочинял былины? (народ)
О чём мы узнаём из былин?
Дети: О жизни русского народа.
О силе русских воинах.
О сражении русских богатырей с врагами.
О вооружении и доспехах богатырей.
О боевых походах русских дружин.
Восп-ль: На какое слово в современном мире можно заменить слово дружина?
Дети: Армия, войска (слайд).
Восп-ль: Кто же является героями былин?
Дети: Богатыри, русский народ (слайд).
Восп-ль: Богатыри люди исключительные. А вот какими чертами обладали богатыри, и какими они были, мы сейчас и узнаем.
Давайте встанем в круг и поиграем. Кому я дам меч - кладенец, тот и называет какими были богатыри. (сильные, смелые, могучие, храбрые, отважные, бесстрашные, решительные, мужественные, доблестные, выносливые.)
Восп-ль: А что они умели делать? (стрелять из лука, сражаться, скакать на коне, бросать копьё) (слайд)
Восп-ль: Богатыри защитники нашей Родины в древности. Ребята, а мы тоже покажем какие мы богатыри.
Физкультминутка.
1-2-3. Мы теперь богатыри.
Руки вверх мы поднимаем (поднимают вверх)
На заставу мы шагаем (шагают на месте)
Богатырская застава
Смотрит влево, смотрит вправо (повороты туловища влево, вправо, руку ко лбу)
Ни в морях, ни в небесах
Не пропущен будет враг.
Мы шагаем дружно в ногу
Пусть уходит враг с дороги. (маршируют, на месте).
Восп-ль: Садитесь на места, да послушайте дальше.
Ребята, я познакомлю вас с самыми знаменитыми богатырями и расскажу о них. (слайд-3богатыря).
Илья Муромец (слайд) родился в городе Муроме, крестьянский сын. Он самый старший, могучий и опытный богатырь. В нём чувствуется спокойная уверенная сила.
Прославил себя подвигами, победив Соловья-разбойника (слайд, Идолище поганое (слайд, Змея Горыныча (слайд). Победив их, Илья становится первым богатырем. И другие русские богатыри признают его за главного.
Добрыня Никитич (слайд) – представителен и величав. Он был метким лучником, мог выполнять самые сложные поручения. Добрыня Никитич умел не только воевать, но и вести умные речи. Наверное, если бы такой человек жил сейчас среди нас, то про него можно было бы сказать, что он хорошо воспитан.
Алеша Попович (слайд) – сын попа. Самый младший из богатырей. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр.
Почему Алешу Поповича называли гусляр?
Дети: Он играл хорошо на гуслях.
Восп-ль: А что такое гусли?
Дети: Русский, народный, струнный, музыкальный инструмент (слайд).
Восп-ль: Игрой на гуслях сопровождали пение, былинные сказы (слайд, музыкальное сопровождение).
Восп-ль: А сейчас я вам загадаю загадки, и вы узнаете каким оружием и доспехами пользовались на Руси. (восп-ль загадывает загадки, на правильный ответ - показ слайда).
Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут (кольчуга).
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом (шлем).
Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч. Ну что догадались? Конечно же (меч).
Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий (щит).
Не крылата, а перната, как летит, так свистит (стрела).
А из чего стреляют стрелами (из лука).
В чем носили стрелы, как называется этот предмет (колчан).
На дубинке круглый шар и на нем шипы торчат (палица).
В руки если взять его, очень длинное оно, на конце заточен остро, бьет врага он точно, точно (копье).
Молодцы, все загадки отгадали.
А сейчас предлагаю нашим мальчикам станцевать танец «Богатыри» (дети танцуют под песню А. Пахмутовой, Н. Добронравого «Богатырская наша сила»).
Восп-ль: Ребята, как вы считаете, есть богатыри в наше время? Где их можно встретить? И как называются эти профессии?
Дети: Пожарник, космонавт, врач, полицейский, военный.
Восп-ль: Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни ради спасения других.
Во все времена жили живут и будут жить богатыри земли русской. И мы всегда будем ими гордиться.
В завершение нашей доброй и складной беседы прочитаем стихотворение:
«Ничего нет лучше краше
Малой Родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом-
Слава им борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Н. Кончаловская