Светлана Владимировна Могильникова
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе НОД «Откуда пришёл хлеб?»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области :
Познавательно-речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное, музыкальное развитие.
Цель: Познакомить детей с долгим путем хлеба от поля до стола.
Задачи:
Обучающие: Формировать представление детей о труде людей разных профессий, связанных с производством хлеба; учить ценить хлеб, как основное богатство, уточнять и активизировать словарный запас детей по теме «Хлеб»
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе НОД „Откуда пришёл хлеб?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, речь.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду земледельца и пекаря.
Материал: Проектор, слайды картинок: трактор пашет поле, колоски, сеялка на поле, комбайн на уборке урожая, машина, перевозит зерно, элеватор, мельница, план – схема хлебозавода, мешки с мукой, хлебобулочные изделия, магазин, картинки с хлебными изделиями. Хлеб. Музыка.
Подготовительная работа: разучивание пословиц о хлебе, рассматривание иллюстраций хлебных изделий, разгадывание загадок.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент:
Воспитатель
В круг ребята становитесь
Но за руки не беритесь
А послушайте загадку
И скажите мне отгадку.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый [хлеб]
Воспитатель: правильно – это хлеб, а теперь послушайте пословицу: «Золотые руки – не знают скуки». Это, про какие руки говорится?
Дети: Про работящие, трудолюбивые.
Воспитатель: Ребята, утром я зашла в магазин «Катерина», за соком, а там увидела женщину в белом халате, на голове у нее – колпак. Она принесла в магазин свежий хлеб, он еще теплый был. Я купила его. Понюхайте, как вкусно он пахнет.
Хлеб является символом жизни, труда, благополучия и богатства. В народе так и говорят: «Хлеб всему голова».
Им встречают дорогих гостей, приветствуют жениха и невесту в день свадьбы, без него не обходится ни один праздник, ни одно застолье.
Воспитатель: Откуда я принесла хлеб?
Дети: Из магазина.
Воспитатель : А в магазин принесли его откуда?
Дети: Из пекарни.
Воспитатель: А как называется человек, который печет хлеб?
Дети: Пекарь.
Воспитатель: Из чего пекарь испек хлеб?
Да, из муки, которую привезли из мельницы. А из чего же получилась мука? Хотите узнать?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель : Тогда я приглашаю вас в путешествие. Садитесь в поезд, дорога дальняя.
Звучит музыка «Веселый поезд» под песню дети отправляются в компьютерный зал:
Паровоз, паровоз Он вагоны повез,
Новенький, блестящий! Будто настоящий!
Кто едет в поезде? Кошки пушистые,
Плюшевые мишки, Зайцы и мартышки.
Слайдовая презентация «Откуда пришел хлеб?»
Воспитатель: Ой, а это кто такой?
Почемучкин: Привет, меня зовут Почемучкин. Я очень любопытный и все хочу знать.
- Ой, сколько хлеба, а откуда он взялся?
Воспитатель : Если хочешь получить ответ на свой вопрос, приглашаем с нами в путешествие.
1. Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом зимой, а весной, когда снег растает, земля наберет сполна талой воды.
2. Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном. Раньше сеяли вручную, но это было долго и тяжело. Сейчас засевают поля пшеницей сеялки.
3. А потом пригревает ласковое солнышко, поливает теплый дождик - и появляются первые ростки. Все
4. Только в конце лета, в августе месяце налиливаются колоски зерном, созревают, становятся крепкими и тяжелыми. Новые заботы у хлебороба, чтобы не сломились колоски, не полегли.
Склонила тяжелую голову рожь,
Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле, что была моим домом,
И сильным рукам, моим старым знакомым! [Я. Дягутите].
5. С утра и до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время – осыплется зерно, пропадет урожай.
6. От комбайнов тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы.
7. На элеваторе зерно сушат, веют, отбирают и засыпают в большие бункеры. Там оно может храниться много лет.
8. С элеватора зерно везут на мельницу, где его перемалывают. Мельницы бывают водяные, а бывают и электрические. И что получается с зерна? Послушайте загадку:
У батона, каравая, сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая мать по имени … [мука].
Воспитатель : А что можно сделать из муки?
Дети: Пирожки, хлеб, печенье, булочки.
Воспитатель : А в большом городе хлеба надо много или мало? И где же его испечь?
На хлебозаводах. И сегодня я приглашаю вас отправиться на один из них.
Хлебозавод – многоэтажное здание.
На его первом этаже размещается склад, сюда муковозами доставляют муку. По ленте транспортера, движущейся в трубопроводе, ее подают на самый верхний, пятый этаж хлебозавода и пересыпают в большие ящики – бункеры.
Здесь электронные весы отвешивают муку. Отмеряют нужное количество теплой воды, дрожжей и сахара. Все эти продукты подаются в заквасочный цех, где готовится опара. Готовую опару отправляют в камеру брожения. Здесь в нее добавляют муку, масло, сахар, соль и воду – опара становится тестом и попадает на третий этаж, на тестоприготовительный конвейер. Здесь много разных автоматов. Один режет тесто на ровные кусочки, второй скатывает их в шарики. Третий придает им форму булок, батонов или других изделий, которые по самоходной дорожке – транспортеру медленно опускаются на второй этаж, в кольцевую печь. Выезжают из печи одна за другой буханки хлеба – горячие, душистые, с румяной корочкой и по движущейся ленте попадают на первый этаж. Здесь их укладывают на деревянные лотки, загружают в автомобили с надписью «Хлеб». Готовая продукция поступает в магазины.
Вот он хлебушек душистый
С хрупкой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
И в каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, сохраняло, берегло.
Воспитатель: Давайте попробуем с вами сделать тесто на пирожки, но сначала поиграем с пальчиками:
Пальцы встали дружно в ряд - десять крепеньких ребят.
Эти два - всему указки, все покажут без подсказки,
Пальцы – два середнячка, два здоровых бодрячка.
Ну, а эти - безымянны молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца – коротышки.
Пальцы главные средь них два больших и удалых.
Засучили рукава – насыпали муки - налили воды – добавили соль – вбили яйцо – перемешали – вымесили тесто – раскатали – нарезали – налепили пирожков – разложили на противень – поставили в печь – испекли – понюхали – взяли по пирожку – попробовали – съели – поблагодарили
Воспитатель : Ребята, а Почемукин хочет поиграть с вами. Посмотрите вокруг него много разных изделий из муки, а как они называются? Давайте разделимся на две команды и посмотрим, какая команда больше назовет изделий из муки.
(Печенье, булка, хлеб, батон, плетенка, сушки, баранки, вареники, пельмени, оладьи, блины, макароны, вермишель, спагетти, торт, пироженое, пряники.)
Воспитатель : Давайте вспомним пословицы про хлеб : [педагог начинает пословицу, дети заканчивают]
Кто не работает, тот не ест.
Не трудиться – хлеба не добиться.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Хлеб – всему голова.
Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в амбаре.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хорошо трудиться – хлеб уродится.
Сделал дело, а теперь гуляй смело.
Худой обед, коли хлеба нет.
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
Ржаной хлебушко – калачу дедушка.
На чужой каравай рот не разевай.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Итог:
Теперь, когда вы возьмете в руки свежий хлеб, вспомните, кто трудился над созданием хлеба?
Дети: Агроном, тракторист, комбайнер, шофер, грузчик, мукомол, пекарь …
Воспитатель : Видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Как надо беречь хлеб?
Дети: - Не бери больше хлеба, чем можешь съесть.
- Не кроши его за столом.
- Никогда не выбрасывай хлеб.
Ребенок:
Хлебушко – батюшка, / Мы тебя любим!
Ты, словно солнышко, / Нужен всем людям!
Пахарю – спасибо! / Пекарю - спасибо!
И хлебу – спасибо! / В нем наша сила!
Ребенок:
Хлеб ржаной, / батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.