Нина Брыкалова
Занятие по речевому развитию в подготовительной группе «Откуда хлеб пришёл?»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по речевому развитию в подготовительной группе «Откуда хлеб пришёл?»
Цели: - закрепление знаний о труде хлеборобов, о том, что хлеб – богатство нашей Родины;
- развитие наблюдательности, интереса к труду хлебороба, диалогической формы речи;
Публикация «Занятие по речевому развитию в подготовительной группе „Откуда хлеб пришёл?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- воспитание бережного отношения к хлебу.
Предварительная работа: экскурсия на пшеничное поле, чтение сказок «Колосок», «Легкий хлеб», рассматривание альбомов «Как наши предки выращивали хлеб», «Откуда хлеб пришёл», чтение загадок и стихов о хлебе, разучивание пословиц о хлебе.
Оборудование: колосья пшеницы, ржи, картины по теме, различная выпечка, карточки к Д. и.»Что сначала, что потом?»
Ход занятия:
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют!
- Ребята, как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем разговаривать? (ответы детей)
- Скажите, как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
Очень часто говорят, что Россия очень богатая страна. Как вы думаете, почему так говорят? (предположения детей). Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, полей, много полезных ископаемых – угля, нефти, газа, золота. Но издавна главным богатством нашей страны считался хлеб. У русского народа очень много пословиц о хлебе. Вспомните их (ответы детей). Послушайте такую пословицу «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай».
- Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей).
- Если нет в доме хлеба, значит, есть нечего - люди голодают. От голода и тоска, даже если человек живёт не в простом доме, а в тереме. А если хлеба много, человек не голоден, и ему хорошо даже под елью.
- А кто знает, из чего получают хлеб, и как он попал к нам на стол? (ответы детей) Хлеб получают из злаковых растений (рожь, пшеница, ячмень) (Дети рассматривают колоски пшеницы и ржи) Колосок ржи длинный тонкий. У него не очень длинные усики, а зёрна более длинные, чем у пшеницы. А колосок пшеницы короче и толще, усики длинные, а зёрнышки более круглые.
Чтобы получить муку, хлеб нужно очень много трудиться.
Пальчиковая игра:
Мышка зёрнышко нашла
И на мельницу снесла.
Испекла всем пирожки:
Мышонку с капустой,
Мышонку с картошкой,
Мышонку с морковкой,
Мышонку с морошкой.
Для большого толстяка
Все четыре пирожка:
С капустой, с картошкой,
С морковкой, с морошкой.
- Труд хлебороба очень тяжёлый труд (рассматривание картинок из серии «Откуда хлеб пришёл»).
Хлеб проделал очень большой путь, чтобы попасть к нам на стол. Очень много людей и машин принимали в этом участие. К хлебу нужно относиться бережно.
Воспоминанья о былом
Мы ворошим теперь всё реже.
И за обеденным столом
Не делим хлеб, а просто режем.
Притом, забыв про нож не острый,
Ворчим, что хлеб немного чёрствый.
А сами, может, в этот час
Черствей его во много раз.
Д. и. «Что сначала, что потом» Задание: Нужно правильно разложить картинки (зерно, колос, мука, тесто, хлеб)
- А теперь послушайте сказку И. Демьянова «Про Машу и манную кашу»
Приехала к бабушке Маша. Сварила ей бабушка кашу.
- Садись, гостья желанная, остынет каша манная.
Каша сладкая - с песком да с душистым молоком!
На-ка ложку, Маша, ешь скорее кашу!
Но руками Маша машет: не хочу я кашу вашу!
Вдруг гром—тряхнуло дом. Зашаталось всё кругом:
Это трактор с трактористом появился под окном.
Долго Машу журили, бранили:
--Мы пахали поля, боронили. Выросла пшеница—
Можно заблудиться: густа, высока, не достать до колоска!
Разворчался, разгневался трактор, запылил по широкому тракту:
--Тракторист рассердился на Машу, что не ест Маша манную кашу!
Тут комбайн по деревне шагает, застегнулся на тысячу гаек.
--Покажите-ка девочку Машу, что не ест нашу манную кашу!
С комбайнёром нам как не сердиться - или зря убирали пшеницу!
Тарахтя подкатила трёхтонка, подкатила и крикнула звонко:
--Мы с шофёром слыхали про Машу, что не ест Маша манную кашу.
Мы возили зерно по амбарам, и, выходит, старались мы даром?
Стук, лязг под окном, ходит дом ходуном, Мчится мельница, жернов вертится.
Гул взлетает к облакам! Вслед за мельницей – река
Катится лугами, плещется волнами.
- Как же тут не шуметь, не сердиться7 Иль напрасно мололи пшеницу?
Манных круп запасали для Маши? Маша даже не смотрит на кашу.
И корова пришла - замычала : «Молоко я для каши давала!»…
…Села Маша поближе к окошку, шепчет:
- Дай-ка мне, бабушка ложку! Ароматная каша, густая.
Пять минут - и тарелка пустая!
Вышла Машенька на крылечко, поклонилась низёхонько речке,
Трактористу и комбайнёру, и весёлому парню шофёру, жаркой печке,
Проворной трёхтонке, шумной мельнице, рыжей бурёнке…
Обняла свою бабушку Маша.
- Всем спасибо! Хорошая каша!
- Ребята, как вы думаете, почему все рассердились на девочку Машу? (ответы детей)
- А что ещё можно приготовить, испечь из муки? Как это всё можно назвать одним словом? (ответы детей) Так какой же путь проделал хлеб, чтобы прийти к нам на стол и кто в этом принимал участие? Легко ли достаётся хлеб людям? Можно ли сказать, что труд хлебороба очень важный, нужный и очень тяжёлый? Как мы должны относиться к хлебу?
- Мне очень понравилось, как вы работали, отвечали на вопросы. Большое спасибо! Думаю, что сегодняшний разговор о хлебе запомнится вам надолго, и вы теперь знаете, как нужно относиться к хлебу.