Ольга Киселева
Непосредственно образовательная деятельность в младшей группе «Сосна Подружка»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области : Познавательное развитие. Речевое развитие
(экологическое занятие)
Цели: Дать детям представление о дереве сосне.
Задачи: образовательные : дать детям представление о внешнем виде сосны, сезонных изменениях дерева, об отличии сосны от лиственных деревьев и от ели, о полезности сосны для людей, зверей, птиц; воспитательные: воспитывать бережное и заинтересованное отношение к деревьям; развивающие: развитие эстетического восприятия красоты дерева, памяти, внимания, умения сравнивать.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность в младшей группе „Сосна Подружка“» размещена в разделах
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Хвойные, ель, сосна. Конспекты занятий
- Темочки
Материалы: картинки сосны в разное время года, фотографии «нашей» сосны в разные годы (для сравнения, картинки ветки сосны и ели, другие картинки сосны, аудиозаписи, маска-шапочка осени, шишки еловые и сосновые, 2 корзинки, модели веточек сосны и ели, нарисованная сосна, коричневая краска, ватные палочки; угощение для детей.
Предварительная работа: наблюдение сосны, выбор имени дерева, наблюдение и рассматривание картинок листьев и цветов разных деревьев, подвижная игра «К дереву беги!», раскрашивание ветки сосны, изготовление поделок, индивидуальная исследовательская работа совместно с родителями (дома).
Словарная работа: сосна, полезная, целебные, пушистые, иголочки, хвоя, вытянутые, округлые, древесина, сосенка, побеги, закалённая.
Ход
Ребята, я хочу загадать вам загадку об одном интересном дереве. Послушайте.
Вот так дерево! Иголки
подлиннее, чем у ёлки!
Но на ёлочку похоже –
зелено всё время тоже.
Шишки круглые торчат –
вот забава для ребят!
Ребята, поищите отгадку на картинке. Правильно, это сосна. Вот веточка сосны, а это веточка ели, ёлочки. У сосны иголки длиннее, чем у ёлки! Сосна и ель – это хвойные деревья, у них нет листьев, у них есть иголки; эти иголки называются – хвоя. Про сосну и ёлочку говорят : зимой и летом одним цветом – эти деревья зелёные. Чтобы отличить сосну и ель, мы скажем такие слова:
«Ёлочка – короткая иголочка, сосна – игла длинна». (Дети повторяют).
Шишки ели и сосны тоже отличаются (картинки и настоящие) : у елочки они светлые и вытянутые, у сосны – темные и более круглые.
Давайте поиграем в игру «Собери шишки». Девочки будут собирать шишки ёлочки, а мальчики – шишки сосны. (Дети под музыку собирают шишки в пластмассовые корзинки с прикрепленными сбоку ветками ели и сосны – модели). Ребята, шишки какого дерева в этой корзинке? (Ёлочки). Они называются как? (Еловые). А в этой корзинке с какого дерева шишки? (Сосны). Как они называются? (Сосновые).
Ребята, около нашего участка растёт сосна. Мы её много раз наблюдали и назвали её Подружка. А почему мы её так назвали? (Рядом с сосной растёт берёзка – эти деревья как будто дружат). Сосна – очень полезное дерево, она хорошо очищает воздух. Из сосновой хвои и шишек делают целебные лекарства, из спиленных сосен – это называется – древесина – делают мебель, музыкальные инструменты и даже – корабли! Под соснами растут грибы, белки устраивают на соснах свои дома, кормятся шишками, птицы делают гнезда на ветвях сосен, а некоторые птицы, например, дятел, и питаются зернышками из шишек сосны. Всем служит сосна – и людям, и зверям, и птицам, а просит только одного – не обижать ее, не ломать веток. Посмотрите на эту молоденькую сосенку (картинка) – веточки у самой земли, не ломайте их, ладно? Сосенка к нам и в Новый год приходит, люди украшают ее игрушками. (Рассказ сопровождается картинками.)
Мы с вами, ребята, уже заметили, что у елочки иголочки-хвоинки растут по одному, а у сосны – по две, то есть, парами. А вы, ребята, умеете парами ходить? (Да). Тогда мы с вами в игру поиграем. Называется игра «Иголочки». Когда я картинку еловой веточки покажу, вы ходите по одному, а когда сосновую веточку подниму, вы пару себе найдите и ходите парами, как сосновые иголочки. (Дети играют под музыку).
Ребята, посмотрите-ка на эту сосну. (Нарисованная картинка). Она растеряла все свои шишки! Давайте поможем дереву! Вы согласны? (Да). Нарисуем темные шишки на зеленой кроне сосны. (Дети под музыку рисуют ватной палочкой шишки). Ребята, а какое время года сейчас идёт? (Весна). Весне не только люди и птицы рады, но и деревья, ведь на них зеленые листья вырастут, а на сосне – новые светлые побеги! (картинка). Давайте, поиграем в игру «Деревья».
Дети встают в круг. Воспитатель надевает веночек Весны. Василиса в шапочке Сосны.
Дети идут по кругу.
Дети: Поскорее к нам, весна, приходи.
Для деревьев листики найди.
Холодно без листиков стоять,
Хочется красивыми нам стать.
Сосна : Лишь колючая сосна
И весною зелена.
Круглый год она зелёная,
Потому что закалённая!
Весна: Вот весна прекрасная
К вам идёт.
Листики зелёные
Вам найдёт.
Засияло солнышко
В небесах.
Появились листики
На ветвях.
Сосна : А сосна зелёная
Так душиста.
У неё иголочки,
Ей не надо листьев!
(Дети качают листиками, а Сосна – веточками).
Ребята, про какое дерево мы с вами говорили сегодня?
Что у сосны вместо листьев?
Как мы назвали сосну, которая растет рядом с нашим участком?
Можно ли обижать сосну, ломать ее веточки?
Вы позовёте сосну на Новый год, украсите её игрушками?
Ребята, посмотрите, что я нашла за мольбертом! Это конфеты. Их, наверное, сосна нам подарила, мы ведь помогли ей, шишки нарисовали.
Воспитатель с девочкой-Сосной под музыку угощает ребят конфетами.
Литература:
1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы. М. Мозаика-Синтез. 2015г.
2. Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду». М. 2006
3. Е. А. Ульева «Времена года. Весна. Тетрадь для занятий с детьми 3-4 лет». М. «Вако». 2016
3. Стихи О. Киселевой
4. Материалы интернет-ресурсов.