Ирина Каткова
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Донской край»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность
с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
«Донской край»
(цикл занятий «Путешествие по карте или загадки Мудрой Совы», в рамках реализации вариативного содержания
ООП МБДОУ детского сада № 17, долгосрочного проекта
«Донской край»
Разработала:
Каткова И. В. воспитатель,
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста „Донской край“» размещена в разделах
Цель деятельности : создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о малой Родине – Донском крае.
Задачи:
Образовательные :
Дать детям представление о понятии «Малая Родина», подвести к пониманию, что наш край – частица Родины; используя прием «Путешествие по карте»;
формировать конкретное представление об особенностях Донского края (чем занимаются люди, чем знаменит наш край) используя игровой персонаж Мудрая Сова, (загадки Мудрой Совы);
Развивающие:
продолжать развивать речевую активность, используя постановку проблемных вопросов, речевые игры (логоритмические упражнения,
развивать мелкую моторику рук используя пальчиковую гимнастику, пассивный массаж с использованием нетрадиционного оборудования (крупы, орехи, каштаны и. т. п.)
развивать творческие способности, используя продуктивную деятельность
Оздоровительные:
повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к простудным заболеваниям) используя здоровье сберегающую деятельность (дыхательную гимнастику, самомассаж ладоней рук)
- создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка (используя смену разных видов деятельности, создание ситуации успеха, общение педагога с детьми, игровое общение)
- повышаться защитные силы организма, профилактика простудных заболеваний, профилактика плоскостопия.
Воспитательные:
- создать условия для выражения эмоциональной отзывчивости, умение договариваться.
Примерный ход деятельности :
Дети играют самостоятельно, воспитатель, подходит к детям:
Воспитатель: ребята, сегодня у меня такое хорошее настроение, что я хочу с вами поделиться им. Кто хочет, становимся в круг и передаем радость и хорошее настроение.
Утром солнышко встает, нас на улицу зовет…
Выхожу из дома я, здравствуй, Родина моя!
Воспитатель: Ребята, кто может объяснить, что такое Родина? (это там, где мы родились). А где Вы родились? (дети называют город, улицу, адрес, Как называется наша Родина? (Наша Родина – Россия, Наша Россия большая, в ней есть много рек, полей, лесов, городов)
Воспитатель: Правильно, у каждого жителя России есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это наша малая Родина.
В: Донской край – часть нашей огромной страны. Край по-другому называют границей.
«На карте мира не найдешь тот дом, в котором ты живешь и даже улицы родной мы не найдем на карте той».
Кто хочет, отправимся со мной в путешествие по нашему краю, а чтобы не было скучно –«весело шагаем» :
Двигательная разминка (под музыку)
пройти на носочках, на пяточках, поднять руки,
- попрыгаем как зайчики,
- цок, цок, конь живой с настоящей головой, с настоящей гривой, вот какой красивый! (ходьба с высоким подниманием колен).
Упражнение на дыхание
«У-у-у-х» -3-4 раза (На экране появляется картинка совы)- Слайд № 1 .
Воспитатель: что за птица?
Предполагаемые ответы детей: …мудрая птица, сова.
Воспитатель: Сова спит, но хорошо слышит, даже легкий шепот. Ребята, а вы можете слышать закрытыми глазами?
Предполагаемые действия детей: дети закрывают глаза, слышат шум падающего предмета (карта свернутая в рулон).
Воспитатель: Что услышали, как вы думаете, что нам подбросила мудрая Сова? Дети высказывают предположения с закрытыми глазами.
Воспитатель: Интересно посмотреть?
Разворачивают с детьми рулон, нарисована карта Ростовской области
Как вы думаете, что это такое? есть ли такой предмет в группе?
Можете высказать предположения, что нарисовано на карте?
Предполагаемые ответы детей: в группе есть еще глобус, карта мира…., нарисована наша Родина…
Воспитатель: это карта нашего края, а по всей территории края протекает большая знаменитая река Дон. Любовно называют его Дон – Батюшка. – слайд № 2
Воспитатель: Живут здесь люди разных национальностей. Трудятся на благо родного края, отдыхают. - Дети рассматривают слайд № 3.
Воспитатель: чем же знаменит наш Донской край? Чем занимаются люди?
Дети высказывают предположения…
Голос Совы: вы картинки все найдите, внимательно их разглядите и узнаете все, что хотите. В этом вам помогут мои карточки (карточки с цифрами от 1 до 7, воспитатель раздает детям).
ИГРА «Холодно-горячо».
Дети ищут в группе, находят конверты с соответствующей цифрой.
Воспитатель: Открывайте свои конверты, выполняйте задание Мудрой Совы
Дидактическая игра «Собери картинку»
(дифференциация задания по сложности)
Предполагаемые действия детей: Найдя картинки, складывают пазлы.
Зрительная гимнастика. – Слайд № 4
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг (смотрят глазами по кругу)
Глазкам видеть все дано – где окно, а где кино. (смотрят вправо, влево)
Обведу я ими круг, погляжу на мир вокруг. (смотрят глазами по кругу)
Воспитатель: много картинок мы нашли, какая картинка появится, такую можно показать
Загадка про колосок
Вырос в поле дом –
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
И стоит новый дом
На столбе золотом.
Слайд № 5 «Пшеница»
Двигательное упражнение «Колосок» (творческое задание-имитация)
Воспитатель:
Ветерок спросил, пролетая: (бег на носочках)
отчего ты, рожь, золотая? (меняют направление бега)
А в ответ колоски шелестят, (останавливаются, руки вверх, наклоны в сторону)
Золотые руки растят. (наклоны к носочкам).
Воспитатель: почему руки, которые растят хлеб, называют золотыми? Предполагаемые ответы детей: они умелые, ловкие, хватит всем вдоволь.
Воспитатель: Сова подсказывает, в каких города Донского края, больше всего выращивают пшеницу, можно найти на карте, выращивают знатные урожаи сельскохозяйственной продукции (пшеницы) города: Сальск и Миллерово
Воспитатель с детьми отмечают на карте эти города.
Воспитатель: Чтобы колосок вырос нужно солнышко и дождик.
Логоритмическое упражнение
Воспитатель: пошел дождик, раз, два, три, четыре, пять (прыжки на 2 ногах).
Вышел дождик погулять (шагают,
Шел неспешно, по привычке,
А куда ем спешить? (разводят руки в стороны, пожимают плечами).
Вдруг читает на табличке (пальцем водят, читают)
«По газону не ходить» (отрицание головой).
Дождь вздохнул тихонько: «Ох» (вдох, на ох - выдох)
Ох, ох, ох и пошел поливать огород.
Воспитатель: у кого на картинке урожай с огорода?
Слайд № 6 «Овощи» Пальчиковая гимнастика
Мы пришли на огород,. (сжимаем, разжимаем пальцы на обеих руках)
Что тут только не растет: (хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны)
Тыква, репка и чеснок, (поочередно сгибать пальцы, сначала правой, затем левой руки)
Лук, капуста, кабачок,
Помидоры, огурец.
Вот хозяин молодец! (руки сжать в кулаки, большие пальцы подняты вверх)
Воспитатель: Отмечаемна карте город Семикаракорск.
Мудрая Сова приготовила вам загадку
Загадка:
Где тепло — произрастает,
Он на солнце созревает
И без косточек бывает.
Ну, не ягода, а клад
Этот сладкий. (Виноград)
Слайд № 7 «Виноград»
Воспитатель: Отмечаем город Цимлянск. На склонах холмов по берегам Дона зреет и наливается соком донской виноград.
Слайд № 8
Воспитатель: На том месте, где Дон впадает в Азовское море построена крепость – город Азов. Люди занимались промыслом рыбы.
Кто знает, как называются Донские рыбы?
Подвижная игра «Сети и рыба»
Слайд № 9
Загадка:
Воспитатель загадывает загадку Мудрой Совы
Чёрный и блестящий,
Я самый настоящий
Волшебник, чародей.
Я нужен для печей.
В печах переливаюсь
Золотистым цветом,
В морозы я стараюсь
Дома нагреть, как летом.
(Уголь)
Воспитатель: что такое уголь? Для чего он нужен людям? (ответы детей).
Слайд № 10 («Пассивный массаж «Что в твоей корзине»)
Воспитатель: В том месте, где нашли уголь, построили города для шахтеров – Шахты и Новошахтинск
Предполагаемые действия детей: Отмечают на карте города цветочком, в середине которого картинка «Шахты».
Загадка:
Воспитатель загадывает следующую загадку Мудрой Совы
Корабль-великан
Не по морю плывет,
Корабль-великан
По земле идет.
Поле пройдет -
Урожай соберет.
А еще наш Донской край славен производством сильных, полезных, надежных машин, которые помогают жителям края, и не только края, а других городов, выращивать хороший урожай.
Производят комбайны на заводе Ростсельмаш. И находится этот завод в главном городе Донского края – в Ростове-на-Дону. - Слайд № 11
И мы тоже отметим этот город на нашей карте.
Воспитатель: ребята, а как называется наш город и чем он знаменит?
Предполагаемые ответы детей: Новочеркасск, это столица донских казаков, здесь производят электровозы…. - Слайд № 12
Воспитатель: Первыми, кто поселился на Дону, были казаки. Столицей донских казаков был город Старочеркасск, а теперь – Новочеркасск.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, смог бы наш Донской край быть таким богатым и процветающим, если бы люди никогда и нигде не работали? Почему так считаете?
Ответы детей.
Воспитатель: А после работы, что люди делают
Предполагаемые ответы детей: После работы люди отдыхают. В городах открыты парки с красивыми зелеными насаждениями, аттракционами, построены спортивные залы, кинотеатры, улицы озелены красивыми деревьями.
Если дети не говорят, это озвучивает воспитатель от имени Мудрой Совы
Воспитатель: Молодцы, а как люди заботятся о красоте своих городов
Любуясь картой
Воспитатель: какая замечательная у нас получилась карта. Чего? (Донского края).
Спасибо мудрой сове за то, что она нам подарила такую карту.
Но есть еще много интересного, что мы можем узнать в путешествии по родному краю.
Что бы вы хотели еще узнать о Донском крае?
Предполагаемые ответы детей: о растениях, о природе, о лошадях, о героях, почему река называется Дон-Батюшка).
Заканчивается деятельность продуктивной деятельностью :
Один из вариантов:
Воспитатель: ребята, Мудрая Сова, многие родители трудятся на знаменитом, не только в России, но и в других странах, электровозостроительном заводе НЭВЗ.
Логоритмическое упражнение
Чих-пых, чих-пых, чих-пых!
Ту-ту-у-у!
Чих-пых, чих-пых!
Паровозик я веду.
Я везу своих друзей,
Вместе ехать веселей!
Паровозом управляю,
Остановки объявляю.
Воспитатель: Кто, хочет, как родители, бабушка или дедушка, делать электровозы, можете пройти в нашу мастерскую
Продуктивная деятельность детей : Дети делают состав поезд из коробок. Обклеивают вагоны, выбирая по желанию цвет; приклеивают окна и колеса (по желанию вырезая или выбирают готовые).
Выполненные работы несут в выставочный зал, чтобы родители могли увидеть и полюбоваться работой детей.