ГАЛЯ ФОМИНА
Непосредственно образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое. Русь богатая!»
▼ Скачать + Заказать документы
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ – РУСЬ БОГАТАЯ!»
Цель – формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений
о русской народной культуре и истории России на основе ознакомления с
бытом, традициями, обычаями, устным народным творчеством.
Задачи:
Область «Познание» :
- познакомить детей с предметами быта русского народа, их названиями,
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста „Путешествие в прошлое, Русь богатая!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
назначением и способами действия с ними;
- познакомить детей с русским народным творчеством (загадками,
пословицами и поговорками);
- познакомить детей с традициями и обычаями русского народа.
Область «Коммуникация» :
- обогащать и активизировать словарь детей по теме;
- развивать навыки правильного звукопроизношения.
Область «Социализация» :
- развивать познавательный интерес к русской народной культуре и истории
России;
- способствовать развитию навыков взаимодействия детей коллективной
деятельности.
Предшествующая работа:
- чтение русских народных сказок («Колобок», «Петушок – золотой
гребешок», «Теремок», «Курочка-Ряба», «Морозко» и др);
- прослушивание народных мелодий;
- разучивание танцевальных движений русского народного танца «Барыня»;
- рассматривание иллюстраций: «Русский народный костюм», «Русская
изба»;
- рисование иллюстраций к русским народным сказкам «Мой любимый
сказочный герой»;
- знакомство с русскими народными пословицами и поговорками.
Оборудование:
Уголок «Русская изба», оформленный предметами быта: макет печки,
глиняная посуда, самовар, веретено, прялка, мини-коромысло, мини-ухват;
глиняные игрушки; рисунки с изображением предметов быта (коса, серп,
народные костюмы для детей; краски, макеты валенок для росписи.
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :
Дети под звучание русской народной мелодии заходят в комнату.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Очень Я вам рада, проходите
пожалуйста, присаживайтесь! (Дети рассаживаются на стульчики)
Воспитатель: Ребята, скажите мне – в какой стране мы живем? Как она
называется?
Дети: Россия.
Воспитатель: Правильно говорите, в России. А знаете ли вы как нашу страну
назвали встарь, раньше – давным-давно, много лет назад?
Дети: Русь.
Воспитатель: Правильно, страну нашу встарь называли Русью. Русь! А
сейчас нашу страну называют Россией. Это современное название, а Русь
- старинное. Наши прабабушки и прадедушки говорили, что Русь раздольна,
широка, да богатая она. Чем, скажите мне ребята, наша с вами Русь богата?
Дети: Много рек, земли, лесов, полей, разных животных, птичек и т. д.
Воспитатель: Да, страна наша очень богатая. Русь богата, потому, что имеет
огромные территории земель, большие и широкие земли, которым не видно
ни конца, ни края. А на этой земле много рек, полей, лесов, где живут разные
животные, птицы, рыбы, и, конечно, люди – русский народ. Русский народ
существует с древних времен и вот уже на протяжении многих сотен лет,
веков, он живет, трудится, обустраивает свой быт, создает произведения
народного искусства – песни, сказки и многое другое. Хотите узнать о
прошлом Руси, о культуре русского народа?
Дети: Да!
Воспитатель: Хорошо. Сейчас мы с вами совершим маленькое, но очень
интересное путешествие – в прошлое! Но, чтобы путешествовать, нам
необходимо переодеться в одежду, которую носили в стародавние времена.
Вы согласны?
Дети: Да, согласны!
(Воспитатель и помощник воспитателя помогают детям переодеться в народные костюмы).
Воспитатель: Теперь мы готовы путешествовать. Итак, давайте возьмемся за руки и…
Русь деревянная – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные песни поют…
(Воспитатель ведет детей в уголок – Русская изба)
Воспитатель: Смотрите, мы очутились в русской избе!
Здравствуйте, гости дорогие.
Гости званные и желанные.
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые.
Гости на пороге – хозяйке радость.
Для них и место готово.
Красному гостю – красное место.
Воспитатель: Давайте, присядем! Что мы видим в избе?
Дети: Печку, кувшинчики, самовар, чашки.
Воспитатель: Да, много удивительных предметов в этой избе. Ой, смотрите, а
что это за предмет? (показывает мини-ухват)
Дети: Не знаем!
Воспитатель: Это ухват! Он нужен был, чтобы ставить и вынимать посуду из
печки, например, вот этот чугунок. А делали это вот так! (показывает). Кто
хочет попробовать? (Дети по желанию пробуют взять ухватом чугунок).
Воспитатель: А посмотрите вот на этот предмет! Это коромысло. Его
использовали для того, чтобы принести воды из колодца. Даже загадку про
него придумали:
Три братца пошли купаться,
Два купаются, третий на берегу валяется.
Искупалися, вышли, на третьем повисли.
Воспитатель: Сейчас я вам покажу, как девицы красные ходили за водой.
(Показывает).
Кто хочет попробовать?
(Дети по желанию повторяют действия воспитателя)
Воспитатель: Молодцы! Ой, смотрите, а на печке лежат интересные
картинки. (Достает с печки картинки с изображением косы и серпа).
Посмотрите, что это
Дети: Не знаем.
Воспитатель: Это серп (показывает картинку, Им убирали или, как
говорили раньше – жали пшеницу и рожь. А это – коса (показывает
картинку, ей косили сено.
Воспитатель: А что у нас в углу стоит? Какой интересный предмет! Это,
ребята, прялка. С ее помощью наши прабабушки пряли пряжу, а потом вязали теплые вещи. Сейчас я вам покажу, как это делали. (садится за прялку и показывает).
Воспитатель: Вот так пряли пряжу! А что вяжут из пряжи?
Дети: Свитер, кофту, шапку, шарфы, варежки.
Воспитатель: Много теплых вещей можно связать из пряжи. Все они
согревают нас зимой. Но из шерсти наши прабабушки делали не только
пряжу, чтобы связать шапки, варежки и шарфы, но и валяли валенки. Что
такое – Валенки?
Дети: Это такие сапожки, обувь.
Воспитатель: Правильно, это обувь. Вот посмотрите на этот валенок.
Какой он?
Дети: Шерстяной, жесткий, черный, теплый.
Воспитатель: Смотрите, у нас есть маленькие валенки. Но они такие черные,
скучные. Давайте их украсим, чтобы зимой быть красивыми, нарядными.
(Воспитатель подводит детей к столикам, на которых разложены макеты
валенок, краски, вырезанные элементы орнаментов и пр. Дети
разукрашивают валенки)
Воспитатель: Молодцы, какие красивые у вас валенки получились!
Ну, что ж, как говорили давным-давно – «Сделал дело – гуляй смело!».
А что это означает, когда так говорят?
Дети: Так говорят, когда все дела сделаешь, а потом гулять можно пойти или
поиграть.
Воспитатель: Да, ребята! Эта пословица учит доделать сначала дело до
конца, а только потом заниматься другими делами. Начатое дело бросать
нельзя, нужно быть ответственными за дела, которые беремся делать. И
таких пословиц, поговорок, загадок, сказок, через которые русский народ
учит нас мудрости, целые сотни.
Воспитатель: Ой, что-то мы с вами засиделись, устали, заскучали. Надо нам
повеселеть и размяться. Как вы думаете, что делали раньше, чтобы скуку
разогнать?
Дети: Пели, танцевали, играли.
Воспитатель: А давайте и мы с вами поводим хоровод – это старинная
русская забава. Хоровод водили во время праздников.
(Воспитатель ставит детей в круг, показывает основные хороводные движения)
Воспитатель: Молодцы! А теперь, давайте возвращаться в наше время.
Но, чтобы вернуться, давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня узнали?
Какие новые слова вы запомнили?
Дети: Валенки, коромысло, ухват, прялка и т. д. Узнали о том, как ими
пользовались. Научились водить хоровод…
Воспитатель: Молодцы!
Вам спасибо за вниманье,
За задор, веселье, смех,
За частушки, песни, байки,
Я благодарю