Светлана Смирнова
Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста. «Вода. Свойства воды».
▼ Скачать + Заказать документы
«Вода. Свойства воды».
Цель: Обогащение представления детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи:
Образовательные (обучающие и развивающие) :
-расширять систему знаний детей о неживой природе (воде);
- учить использовать модели при обобщении результатов опыта;
- развивать навыки последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь;
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста, „Вода, Свойства воды“,» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- обогащать словарный запас детей (лаборатория, парообразные вещества);
- развивать мыслительную активность, умение выдвигать гипотезы и самостоятельно делать вывод.
Воспитательные:
-воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга;
- воспитывать умение работать сообща.
Оздоровительные:
- предупреждать утомляемость детей;
- следить за правильной осанкой.
Оборудование:
- на каждого ребенка по 3 стакана и 3 чашечки;
- вода питьевая, сахарный и речной песок, мука и подсолнечное масло;
- таз, ложечка, лёд, термос, зеркало, салфетка;
- магнитная доска, символические изображения каждого опыта.
- Емкость с водой, в которой находятся: камушки, ракушки, искусственные водоросли
Предварительная работа:
1. Беседа с детьми о значении воды.
2. Беседа о свойствах воды.
3. Чтение стихотворений Н. Николаева «Дождик -душ».
4. Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».
5. Проведение отдельных опытов с водой.
6. Просмотр презентации «Почему воду надо беречь».
7. Знакомство с круговоротом воды в природе.
Содержание деятельности.
У воспитателя стоит таз с водой, в котором находятся: камушки, ракушки, искусственные водоросли. Воспитатель переливает из одного стакана в другой воду и читает стихотворение:
Кто знает, откуда берется вода?
Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.
Чтоб нам о воде все-при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.
(Дети подходят и начинают рассматривать что находится в воде)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, откуда берется вода? (Ответы детей – высказывание своего мнения)
Воспитатель: Молодцы! А скажите, пожалуйста, какая бывает вода? (Ответы детей : чистая, грязная, прозрачная и т. п.)
Воспитатель: Дети, а кому нужна вода? ( Дети : деревьям, животным, людям, птицам). А зачем человеку нужна вода? (Ответы детей)
Опыт1. Лед-вода-пар-вода.
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем удержать воду. (Наливаю в ладоши воду из чайника)
Воспитатель: Можно воду удержать? (Ответы детей) Да, действительно очень трудно удержать воду в ладошках. Но вы наверное знаете как ее можно удержать? (Дети высказывают свои предположения)
Раскладываю всем ребятам по одной льдинке и говорю:
- Превратилась в лед вода, не стремится ни куда!
Воспитатель: лед какой? ( Дети: холодный, твердый и. т. п.) Что происходит со льдом в ваших ладошках? (Он тает, превращается в воду.) Что можно сказать про лед? ( Дети делают вывод: лед – это тоже вода, только замороженная.)
Воспитатель (показывает термос) Кто знает, что это такое? Кто-нибудь знает, для чего люди используют термос? (В нем продукты сохраняются горячими.). Смотрите внимательно, ребята! Я открываю крышку. Что вы сейчас видите? (Идет пар.) Я подношу к термосу зеркало. Что появилось на зеркале? (Капельки воды.) Откуда они появились? (Из термоса вместе с паром, пар осел на зеркале.)
- Дети, пар – это тоже вода, но не простая, а газообразная. При сильном нагревании воды она превращается в пар. Где вы видели пар у себя дома? (Кипящий чайник, при варке в кастрюле и. т. п.)
Проведение гимнастики для глаз.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
Посмотреть вверх - вниз
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Поднять взгляд вверх.
Опустить взгляд вниз.
Быстро поморгать.
Физ. минутка: (дети встают в круг)
Наш круг, как и вода, может менять свою форму (круг вытягивается в овал). А теперь представьте себе, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту, вода стала нагреваться. Каждый из вас – частичка воды. Вода нагревается, вам становится жарко. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться (дети бегают по группе, и каждый из вас движется сам по себе – каждый из вас стал частичкой пара. А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Что вы в этом случае делаете? Конечно надо встать ближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам стало теплее, Посмотрите теперь нас, частичек воды, уже нельзя растянуть, приобрели свою форму, как частички льда. Мы – это те же частички воды, но каждый раз соединены по разному.
Опыт 2. Вода растворитель.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в лабораторию и провести самостоятельно опыты. Но прежде чем зайти в нее нам надо вспомнить правила поведения в лаборатории. (Дети проговаривают правила поведения) Молодцы, правильно! Тогда я предлагаю вам одеть халаты и проходим в лабораторию.
Проводится дыхательная гимнастика
Воздух мы морской вдохнём,
Дышим носом, а не ртом,
Плечики не поднимаем,
Животом мы помогаем (дышим 5 раз) .
(Дети присаживаются за столы в лаборатории)
Воспитатель: А есть ли у воды вкус? (Дети пробуют воду и высказывают свое мнение). Предлагаю одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ предлагаю попробовать воду на вкус. Что изменилось? ( Дети: у воды появился вкус. Она стала сладкой, соленой, кислой.)
Дети делают умозаключение: своего вкуса у воды нет.
Воспитатель: А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (Ответы детей).
А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло (двое детей выполняют задание)
Воспитатель (обращает внимание на стакан, где растворили муку) : Что мы видим? (Ответы детей- мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана).
Воспитатель (обращает внимание на стакан, где растворили масло) : А что мы видим в этом стакане? (ответы детей). Масло также не растворяется, оно плавает на поверхности.
Умозаключение детей : не все вещества растворяются в воде.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы на отдых. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши ученые? Давайте, выйдем из лаборатории.
(Дети располагаются на ковре в произвольном порядке)
Физ. минутка. «К морю шумному спустились»
Цель: развитие координации движений, снятие мышечного и умственного напряжения.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)
К морю шумному спустились, (шагают на месте)
Наклонились и умылись (наклоны вперёд, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопают в ладоши)
Вот как славно освежились (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперёд)
Одной рукой – это кроль (круги руками вперёд поочерёдно)
Все, как один, плывём как дельфин (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
Итог занятия:
Воспитатель: - Дети, что вы сегодня узнали нового о воде?
- Как вы считаете, вам эта информация в жизни пригодится? (Ответы детей, обмен мнениями)
А сейчас, я предлагаю вам поиграть.
Считалочка Я и туча, и туман
И ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
Играющие становятся в одну линию. При слове ведущего «суша» - все прыгают вперед, при слове «вода»- прыгают назад. Игра проводится в быстром темпе. Ведущий имеет право вместо слова «вода» произнести другие слова (лед, пар, река и т. п.); вместо слова «суша» - берег, земля, остров. Прыгающие невпопад выбывают, победителем становится последний игрок – самый внимательный. Игра продолжается самостоятельно детьми.