Елена Дружинина
Непрерывная непосредственно-организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола.
Задачи:
Образовательные :
Сформировать осознанное отношение к труду работников сельского хозяйства, фермерам, трактористам, комбайнерам. Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений у детей о процессе выращивания злаковых культур.
Развивающие:
Развивать у детей познавательный интерес к злаковым культурам (рожь, пшеница, гречиха, уточнить представление о пользе хлеба для здоровья человека.
Развивать память, связную речь, умение делать выводы, анализировать, умение слушать друг друга, дополнять ответы сверстников.
Публикация «Непрерывная непосредственно-организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к труду сельских тружеников, воспитывать уважение к их труду, воспитывать уважительное отношение к хлебу.
Интеграция образовательных областей :
«Соц. ком. развитие», «Речевое развитие»
Материалы и оборудование:
Презентация «Как выращивают хлеб», мультимедиапроектор, экран, муляжи хлебобулочных изделий: булки, хлеба, сушек, баранки.
Методические приемы:
Художественное слово, загадывание пословиц, игровая мотивация, беседа, объяснение, физ-тка, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа:
Речевое развитие: беседы о образе жизни работников сельского хозяйства, об их труде, о том что нужно делать, чтобы вырастить хлебное поле, о том какую технику используют колхозники, рассматривание серии картинок по теме «Город, деревня. Как выращивают хлеб?». Чтение В. Дацкевича «От зерна до каравая», К. Д. Ушинского «Хлеб», «Два плуга», пословиц, поговорок, стихов, загадок.
Работа с родителями: подборка иллюстраций «Как выращивают хлеб», экскурсия в музей хлеба.
Форма деятельности : совместная деятельность взрослых и детей.
Ход образовательной деятельности.
Деятельность педагога Деятельность детей
1 часть
В группе появляется воздушный шар, к которому прикреплено письмо от Незнайки. Незнайка просит рассказать детей о том, как выращивают хлеб, кто над этим трудится.
2 часть
На экране появляется первый слайд с изображением города и деревни.
Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть картинки города и деревни и найти отличия между городом и деревней.
- вспомните, чем отличается город от деревни?
- чем занимаются люди в деревне?
«Сегодня мы поговорим об основной работе тружеников сельского хозяйства, тех, кто живет и трудится в деревне.»
Воспитатель показывает на подносе белый и черный хлеб, сушки.
- Кто знает, из чего все это делают?
- А что такое мука, из чего ее получают?
«Муку получают из зерен пшеницы, ржи, гречихи. Рожь и пшеница - хлебные растения. Они растут в поле, из зерен делают муку, а из муки выпекают хлеб».
Воспитатель показывает следующий слайд с изображением русского поля.
«Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы.
Послушайте какое интересное слово: в нем соединились два слова – «хлеб» и «работа».
Что это за работа?
Как выращивают хлебные растения?
Что нужно, чтобы растение выросло?
А какая должна быть земля?
Каждому растению, чтобы расти хорошо, нужна мягкая, рыхлая земля, из которой корешкам удобно добывать пищу, нужна вода, солнечный свет и воздух.
Вот люди вскапывают, вспахивают и разрыхляют землю для растений, поливают их, когда долго нет дождя. Но чтобы получить много зерна, засевают огромные поля. В этом человеку помогает техника.»
Воспитатель показывает следующий слайд с изображением трактора, который пашет на огромном поле.
- Что это за техника такая?
- Кто работает на тракторе?
«Тракторист, это слово для вас не новое.
На распаханное поле выходят другие машины – сеялки.
Люди во время посевных работ работают допоздна. А почему?
Потому что растения нужно посадить в определенный срок, и если посеять их раньше или позже положенного срока, то они могут не вырасти.
Вот люди и торопятся посеять зерна в срок.
Послушайте, как об этом пишет Е. Трутнева:
По земле сырой, не жесткой,
Там, где трактора прошли,
Неглубокие бороздки
В черной пашне пролегли.
И до вечера и позже
До полночи с темнотой,
Зерна сыпались, как дождик.
Точно дождик золотой.
После прослушивания стихотворения воспитатель предлагает детям игру «Цепочка».
Игра «Цепочка»
- откуда хлеб пришел?
- из магазина
- в магазин откуда попал?
- из пекарни
- что делают в пекарне?
- пекут хлеб
- из чего пекут хлеб?
- из муки
- из чего мука?
- из зерна
- откуда зерна?
- из колоса
- откуда колос пшеницы?
- вырос в поле
- кто вырастил пшеницу?
- хлебороб
«Но вот зерна созрели. И на поле выходят комбайны. Посмотрите на следующий слайд с изображением убирающих пшеницу комбайнов.»
Воспитатель предлагает детям загадку:
- Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет
- Кто работает на комбайне?
- Что же делает комбайн?
«Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовые машины. Потом зерна везут на мельницу. Там их растирают – мелют. Получается мука»
Воспитатель предлагает рассмотреть пшеничную и ржаную муку (на блюдечке).
«Из пшеничной муки выпекают белый хлеб, булки, печенье, баранки.
А еще из пшеничной муки делают манную крупу. Сминают зерна не очень мелко, а крупинками, вот и готова манная крупа – можно манную кашу варить.
А вот из ржаной муки пекут черный (ржаной) хлеб.
Но не все зерна отвезли на мельницу и смололи. Часть зерен – самые лучшие, самые крупные оставили, чтобы посеять и в следующем году снова собрать урожай».
Воспитатель показывает следующий слайд с изображением хлебозавода, где перерабатывается зерно.
«На большом хлебозаводе
Станет тестом та мука
Хлебу путь теперь недолгий –
Вот он в булочной на полке,
Вот уже к тебе на стол
Он пожаловал – пришел»
«Вот видите, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб.
Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу. Много пословиц существует о хлебе. Вы знаете какие-нибудь?
3 часть
Теперь вы знаете, откуда приходит хлеб на стол. И я думаю, что вы тоже будете с уважением относиться к хлебу: его нужно обязательно доедать, хлеб нельзя бросать на землю, на пол, слишком много труда затрачено на его изготовление (выпечку);
Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
А сейчас я предлагаю вам создать коллаж на данную тему. И этот коллаж мы отправим Незнайке по почте».
Дети стоят на коврике в спокойной форме
Ответы детей:
«Разные дома, различные виды транспорта, труд людей»
Ответы детей:
«Выращивают овощи, фрукты, выращивают дом. животных, выращивают хлеб»
Ответы детей: «Из муки»
Ответы детей: «Из зерна»
Ответы детей: «Зерно нужно посадить в землю»
Ответы детей: «Мягкая, влажная»
Дети смотрят на экран проектора.
Предположения детей.
Дети встают по прямой линии и передают из рук в руки макет хлеба, при этом отвечая на вопросы.
Ответ детей: «Комбайн»
Ответ детей: «Комбайнер»
Предположения детей
Дети рассматривают на блюдце пшеничную и ржаную муку.
Дети рассматривают манную крупу.
Дети рассматривают слайды с изображением хлебозавода
Ответы детей: «Хлеб всему голова», «Без хлеба – нет обеда», «Хлеб - батюшка, вода – матушка».
Дети располагаются вокруг стола, где приготовлены листы бумаги, ножницы, клей, картинки с изображением техники.