Папки-передвижки

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Мой город Тюмень в годы ВОВ»

Нестерова Анна
Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Мой город Тюмень в годы ВОВ»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Мой город Тюмень в годы Великой Отечественной войны»

Программные задачи:

Образовательные :

- формировать представления детей о истории родного города в годы ВОВ.

- дать представления о памятниках защитникам Отечества в родном городе Тюмени.

Развивающие:

- развивать диалогическую и монологическую речь детей

Воспитательные:

- воспитывать у детей любовь к Родине и уважение к защитникам Отечества.

Публикация «Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста „Мой город Тюмень в годы ВОВ“» размещена в разделах

- воспитывать у детей чувства патриотизма.

Материалы и оборудование: книга о ВОВ или альбом, пилотки, презентация (фотоснимки, иллюстрации) с историческими событиями военных лет города Тюмени; аудиозапись голоса Ю. Левитана; ширма; картина «Военные училища» дидактическая игра «Лекарственные травы»; фигурка военного к словесной игре «Солдат»; дидактическая игра «Четвёртый лишний»; модель военной машины из картона; образец из бумаги в технике оригами «Солдат» – 2 шт., цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры, карандаши.

Предварительная работа:

- чтение художественных произведений о Великой Отечественной войне;

- заучивание стихотворений, пословиц, поговорок о Великой Отечественной войне;

- проведение ОД на темы: «Рассказ-беседа о Великой Отечественной войне»; «Защитники Отечества»; «Дети - герои Великой Отечественной войны»;

- оформление альбома с иллюстрациями и детскими рисунками «День Победы»;

- дидактические игры на военную тематику.

Словарная работа: мобилизация, добровольцы, захватчики, увековечить, эвакуировать.

Орг. момент

- Ребята! Давайте послушаем тишину. В тишине слышен шум ветра, пение птиц, гул машин, чьи-то шаги. Мирная тишина.

- Как вы думаете, так было всегда? (ответы детей)

-Так было не всегда. Я вам сегодня хочу рассказать и показать, что произошло в нашем городе много лет назад. А поможет мне в этом книга о Великой Отечественной войне. Воспитатель показывает детям книгу и начинает свой рассказ

- Был обычный летний день. Жители нашего города занимались своими привычными делами… Как вдруг тюменцы услышали по радио о нападении Германии. Это был июнь 1941 года… (Включить запись Ю. Левитана)

- Ребята, как вы думаете, что такое война? (ответы детей)

- Внезапно, без объявления войны огромные силы фашистов двинулись на нашу Родину: самолёты, танки, артиллерия и пехота. Фашистская Германия приступила к чудовищному плану: уничтожить нашу Родину, поработить всех наших людей. Началась Великая Отечественная война. Весь наш народ поднялся на борьбу с фашистами.

- А сегодня мы узнаем о том, какой вклад в борьбе с фашистами внесли наши земляки, для этого приглашаю вас на экскурсию по виртуальному музею, а поможет нам все узнать одна вещь.

- Что это узнаете, отгадав загадку:

«Ее надевают на голову,

Снизу вам напомнит лодку,

А зовут ее … (пилотка).

- Верно, ребята, пилотка поможет нам узнать интересные факты о военном времени нашего родного города. Воспитатель и дети одевают на голову пилотки.

Дети с воспитателем передвигаются по группе, проговаривая хором слова: По фронтовым дорогам

Гордо мы идем,

Солдатскую пилотку

Мы с собой несем,

Солдатская пилотка, ты нам дорога,

С солдатскою пилоткой ходили на врага.

-Вот мы и попали в первый зал. Он называется…

1. Тюмень тыловая…

- О чем мы узнаем в этом зале? Как вы думаете? (ответы детей)

Слайд

- На бывшей Базарной площади (ныне Центральной) состоялся митинг. На нем присутствовало 20 000 человек. На следующий день в газетах появился приказ о мобилизации. В военкоматы пришли тысячи добровольцев. Ребята, а кто такие добровольцы? (ответы детей)

- За первый день войны в Тюмени было подано около 500 заявлений с просьбой быть отправленными на фронт. Всего за годы войны на фронт ушли свыше 11 000 тюменцев.

- Как вы думаете это много или мало человек? (ответы детей)

-Ребята, чтобы попасть в следующий зал музея, нужно выполнить задание и назвать какими качествами должен обладать настоящий солдат.

Словесная игра «Солдат»

Дети передают друг другу фигурку военного и называют качества, которыми должен обладать настоящий солдат. Например, смелый, храбрый, умный, ловкий и т. д.

- Молодцы, вы справились с заданием и теперь мы проходим в следующий зал, который называется…

2. Заводы…

Слайд

- За годы войны в Тюмень эвакуировали 27 учреждений и промышленных предприятий. Ребята, что означает слово эвакуировать? (ответы детей)

- На тюменских заводах делали снаряды, минометы, армейские мотоциклы и аккумуляторы, электрооборудование для автомашин и танков, лекарственные препараты, обувь, обмундирование. К станкам встали женщины, подростки, дети. Рабочий день длился по 12-18 часов. Подростки в 15-16 лет становились профессиональными слесарями, токарями, сборщиками.

- А, почему на заводах работали дети и женщины (ответы детей)

Слайд

Также в 1941 году в Тюмень эвакуировали конструкторское бюро Олега Константиновича Антонова, выпускавшее бесшумные планеры, предназначенные для разведки и заброски партизан в тыл противника. Здесь собрано более 600 таких транспортных планеров.

В Тюмени строили торпедные катера, которые принимали участие в боевых действиях на всех фронтах. В 2018 году в Тюмени установлен памятник – полная копия катера «Комсомолец».

- Чтобы продолжать нашу экскурсию дальше предлагаю немного отдохнуть. Вы согласны? (ответы детей)

- Тогда повторяйте со мной движения и слова.

Физ. минутка: (дети выполняют упражнения на координацию движений, согласовывая движения со словами)

Чтобы Родине служить, надо сильным, ловким быть!

На одной ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий.

А теперь постой на левой, если ты солдатик смелый.

Очень трудно так стоять, ногу на пол не спускать.

И не падать, не качаться, за соседа не держаться!

1,2 - дружно в ногу, 3,4 - тверже шаг.

-Теперь мы можем продолжать нашу экскурсию по виртуальному музею. Посмотрите, на фотографии. Как вы думаете, что еще было эвакуировано вместе с заводами в наш город? (ответы детей)

3. Военные училища. (Картины размещены на ширме)

годы Великой Отечественной войны в Тюмени функционировало три военно-пехотных училища.

Тюменские военные учебные заведения подготовили более 12 тыс. офицеров и 30 тыс. курсантов, прошедших ускоренный курс обучения. Выпускники училищ участвовали в сражениях под Москвой, Ржевом, Сталинградом, Курском, Харьковом, Кенигсбергом, освобождали Варшаву, Будапешт, Прагу, штурмовали Берлин.

- Ребята, в военных училищах курсантов учили военному делу: они должны были знать, как устроен автомат и пулемет, уметь управлять танком или вертолетом, хорошо и быстро разбирать винтовку и пистолет. Давайте мы с вами сейчас поиграем в игру, в которой необходимы военные знания.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Воспитатель вывешивает на мольберт мини-плакат, на котором изображены четыре предмета, дети должны найти лишний предмет, назвать его и объяснить, по какому признаку связаны предметы.

Танк, истребитель, вертолет, самолет.

Барабан, пулемет, автомат, миномет.

Тельняшка, шинель, джинсы, китель.

Пистолет, снайпер, винтовка, ружье.

- Ребята вы замечательно справились с заданием. Отличные солдаты из вас бы получились. А мы переходим в следующий зал.

4. Госпиталь

Слайд

Всего за годы войны в Тюмени было развернуто 11 госпиталей в 26 зданиях на шесть тысяч коек.

- Что такое госпиталь? Кто трудился в госпиталях? (ответы детей)

В нашем городе есть здания, на которых прикреплены таблички «В этом здании в годы Великой Отечественной Войны1941-1945г. г. размещался госпиталь для раненых воинов Советской Армии», посмотрим, как они выглядели тогда и какими стали они в наше время.

- В госпиталях медикам помогали дети. Чем могли помочь дети? (ответы детей)

Дети собирали подарки для раненых, посылки с теплыми вещами для бойцов, выращивали для них цветы и овощи на подсобных хозяйствах, убирали палаты, беседовали с бойцами, тот кто умел писать, писал письма для родных бойца под диктовку. А ещё дети для раненых бойцов собирали лекарственные растения. Может кто – то из вас знает, что это такое (ответы детей). Мы с вами тоже много знаем лекарственных растений. А давайте в этом убедимся и побудем немного лекарями.

Дидактическая игра «Лекарственные травы»

- Выберите растения, которые останавливают кровь (дети выбирают гербарий нужных трав);

- Какие растения помогут при простуде? (дети делают отбор нужных растений);

- Чем можно вылечить кашель?

Ответы детей (Подорожник, ромашка, зверобой, тысячелистник и т. д.).

- Очень радовало раненых солдат то, как дети украшали палаты больных к различным праздникам. Дети делали рисунки, клеили аппликации, читали раненым стихи и устраивали концерты. Таким образом, они поднимали настроение и боевой дух солдат, которые им были очень благодарны.

Слайд

- Ребята, вспомните, какой праздник мы отмечаем 9 мая? (ответы детей) Верно, это - День Победы. Мы помним вас, ветераны! Помним о трудных и страшных временах. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа. И всегда будем помнить о тех, кто отдал жизнь за свою Родину. Память о погибших героях навеки сохранится в нашем сердце.

Ребята, наверное, в каждой семье есть ветераны, которые воевали на фронте или помогали фронту в глубоком тылу. К празднику 9 мая все готовят для них подарки.

Отгадайте загадку:

Он готов в огонь и бой,

Защищая нас с тобой.

Он в дозор идёт и в град,

Не покинет пост… (Солдат)

Вот таких замечательных солдат я предлагаю сделать на память о нашей экскурсии. (Педагог с детьми рассматривают солдата)

-Ребята можно пройти к столам и сделать солдатиков из бумаги с помощью техники оригами. (Дети подходят к столам, где приготовлены цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры, карандаши).

- А поможет нам схема. Воспитатель вывешивает на мольберт схему выполнения.

- Какие замечательные солдаты у вас получились. Предлагаю разместить их на нашей военной машине. (дети размещают солдат на военном грузовике).

Рефлексия:

Ну, что ж, ребята, наша экскурсия по виртуальному музею сегодня закончилась. Как много интересного мы узнали с вами с помощью нашей пилотки.

- Скажите, что вам больше всего запомнилось?

- Что нового и интересного вы узнали?

- Что бы еще хотели узнать про наш город?

Публикации по теме:

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность во второй младшей группе «В гостях у сказки»Интегрированная непосредственная образовательная деятельность во второй младшей группе «В гостях у сказки» Программное содержание: - Продолжать учить детей с помощью воспитателя драматизировать небольшие отрывки из народных сказок; - Воспитывать.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Что такое Пасха»Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Что такое Пасха» Возраст детей – 5- 6 лет Форма проведения ОД: Познавательно-игровая Приоритетные ОО: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально.

Непосредственная образовательная деятельность по лепке «Овощная ярмарка» Программное содержание: - формировать умение детей лепить разные по форме овощи (шарообразные, овальные, конусообразные); - закрепить приемы.

Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в страну Здоровье» Конспект непрерывно образовательной деятельности «Путешествие в страну «Здоровье» для старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить элементарные.

Непосредственная образовательная деятельность по лепке с детьми младшей группы «Угостим петушка горохом»Непосредственная образовательная деятельность по лепке с детьми младшей группы «Угостим петушка горохом» Непосредственная образовательная деятельность с детьми младшей группы (от 2-4 лет). Воспитатель 1 категории: Нешкарультына А. Б. Тема: «Угостим.

Непосредственная образовательная деятельность «Как мы птичек кормили»Непосредственная образовательная деятельность «Как мы птичек кормили» Непосредственная образовательная деятельность Группа: ранняя, младшая Возраст: от 1,5 до 4 лет ТЕМА: «Как мы птичек кормили» Виды детской.

Непосредственная образовательная деятельность «В гостях у народных мастеров»Непосредственная образовательная деятельность «В гостях у народных мастеров» Интеграция образовательных областей: Художественно – эстетическое развитие, Речевое развитие. Виды деятельности: коммуникативная, продуктивная,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Мой город Тюмень в годы ВОВ»
Опубликовано: 1 августа 2024 в 09:09
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Мой город Тюмень в годы ВОВ»» (включая файлы) размещена пользователем Нестерова Анна (УИ 1761211) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД