Наталья Муляр
Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию «Заповедные места Камчатского края» подг. гр.
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- дать представление о заповедниках Камчатского края.
- познакомить с уникальными растениями и животными, которые охраняются в заповедной зоне.
Объяснить, для чего нужны заповедники.
- воспитывать чувство гордости, что в нашем крае охраняют заповедные уголки природы.
Предварительная работа: Рассматривание фотоальбома «Край родной», иллюстраций о заповедниках. Чтение стихов, рассказов о природе Камчатки.
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию „Заповедные места Камчатского края“ подг, гр,» размещена в разделах
- Камчатский край
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Оборудование: письмо, игрушка медведь, листы с буквами (БЕ, РЕ, ГИ, ПРИ, РО, ДУ, диск с голосами животных, предметные картинки по теме «Животные» (детёныши и взрослые, «Деревья», к игре «Путаница»; иллюстрации животных и растений
Ход НОД
Воспитатель: Сегодня в почтовом ящике нашего детского сада я обнаружила посылку, а в ней письмо. Его написал нам лесовичок. Он предлагает нам отправиться в заповедные леса Камчатского края и помочь животным живущим там. Вы согласны?
Дети: Да
Воспитатель: В письме лесовичок указывает, что мы должны сделать шесть остановок, встретиться с представителями животного мира, выполнить задания в конце каждого из них вы получите фрагменты из которых вы составите главное правило заповедника. Ну что, в путь?
Воспитатель: Вот мы и приблизились к заповедным местам Камчатского края. Природа имеет важное значение в жизни человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она даёт человеку то, без чего жить не возможно. А что именно подскажут загадки – это первое задание от лесовичка:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт (солнце)
- Может ли человек жить без солнечного света и тепла?
Дети: Нет, им будет темно, холодно. (ответы детей)
Воспитатель:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он – невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем. (воздух)
- А без воздуха мы можем прожить?
Дети: Нет, человек не сможет дышать (ответы детей)
Воспитатель:
Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я. Кто такая? (вода)
Воспитатель: Солнце, воздух и вода – это природа. Человек живёт в природе, от природы зависит жизнь человека. А может человек губить природу?
Дети: Да, но этого делать нельзя, потому что в природе всё взаимосвязано (ответы детей)
- Смотрите ребята, а вот и первый фрагмент нашего правила (лист с буквами БЕ)
Воспитатель: Люди могут приумножать природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек учитывал законы развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ. Но замечательно то, что человек исправил свои ошибки. Ведь более ста лет назад был закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Прежде, чем войти в заповедные места надо узнать, что же такое заповедник и как там себя вести?
- Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, деревья, кустарники, птицы, насекомые. В заповеднике людям запрещается рвать цветы и травы, ловить рыбу, рубить деревья. В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
- Ребята, а вы знаете, что Камчатский край состоит из природных заповедников, природных заказников, природных парков. В настоящее время на территории края находятся 3 заповедника, 4 природных парка, 84 природных заказников.
Сегодня лесовичок пригласил нас в Природный парк «Налычево» – одно из самых притягательных для жителей и гостей камчатского полуострова мест! Парк – это живописная долина реки Налычева, окруженная действующими и потухшими вулканами, побережье величественного Тихого океана, целебные термальные и минеральные источники, сеть красивейших лазурных рек и озер, прозрачно-голубые ледники, сползающие с огнедышащих гор. Из Тихого океана по рекам каждый год поднимается камчатский лосось, рыба идет на нерест – и на берегу ее уже ждет бурый медведь. Чаще всего медведей можно увидеть на правом берегу реки Горячей.
В парке можно увидеть камчатского соболя. Речная выдра и американская норка - постоянные и многочисленные жители парка, встречи с ними не редкость в любое время года.
Природный парк «Налычево» - также место обитания росомахи, волка, лисицы, рыси. Основная добыча рыси - зайцы, но на Камчатке рысь, как и многие местные животные, предпочитает рыбное меню. Она ловит в речках лососей, ведь, в отличие от многих кошек, рысь – великолепный пловец. Любимец всех гостей парка – евражка (камчатский суслик). Живут евражки в горных тундрах. В парке есть и очень редкие виды животных – снежный баран и дикий северный олень. Стадо северного оленя не превышает 20 голов.
Воспитатель: - Кто нас встречает?
Дети: Медведь.
Медведь: Ребята я буду вас сопровождать в вашем путешествии. И у меня второе задание от лесовичка. Все животные в заповеднике стали невидимыми, кроме меня. Вы можете только слышать их голоса. Если правильно отгадаете голос животного, оно появится.
Дети опознают голоса животных, записанные на кассету.
Медведь: Молодцы, справились с заданием. За это вам вручаю второй фрагмент правил (лист с буквами РЕ)
Медведь: А вот вам и третье задание. Помогите животным, определите, чьи это части тела, и тогда третий фрагмент будет ваш.
Дид / игра «Путаница». Цель: учить детей узнавать и называть животных по их частям тела
(у животного голова оленя, туловище рыси, а хвост лисицы и т. д.).
Медведь: Вот молодцы, держите свой фрагмент (лист с буквами ГИ)
Медведь: Ребята, животные потерялись. Как им найти свой домик? Помочь смогут только «Волшебные часы»
Дид / игра «Волшебные часы». Цель: учить определять животное по его окраске
(Как и на всех часах, на них двенадцать делений. Каждое деление это домик. Как только стрелка остановится на каком-то кружочке, один из вас, у которого животное с таким же рисунком на шкуре, должен его показать и сказать чей это домик (это домик снежного барана и т. д.)
Воспитатель: - Молодцы! С нашей помощью каждое животное нашло свой домик. За это я вам вручаю четвёртый фрагмент (лист с буквами ПРИ)
Воспитатель: - А теперь весёлая зарядка.
Физминутка
Ветер тихо клён качает
Вправо влево наклоняет
Раз – наклон, два – наклон
Зашумит листвою он.
На зарядку солнышко
Поднимает нас,
Поднимаем руки мы
По команде «раз»,
А над нами весело
Шелестит листва,
Опускаем руки мы
По команде «два».
Воспитатель: Путешествуя по природному парку «Налычево», можно многое узнать о растениях восточной части камчатского полуострова. В центральной части парка можно увидеть красиво цветущие орхидеи: венерин башмачок крупноцветковый и венерин башмачок Ятабе. Привлекают внимание золотистый рододендрон, рябчик камчатский, княжик охотский, вахта трехлистная, клопогон простой, лобелия сидячелистная.
В лесах парка растет в основном каменная береза (берёза Эрмана). Это самое распространенное на Камчатке дерево способно противостоять сильным ветрам. Выше пояса берёзового леса растут ольховый и кедровый стланики. О пользе кедровых шишек знают медведи, соболи и лисицы – это отличная еда для них осенью и суровой зимой.
Медведь: А вот вам и ещё одно задание: Подул сильный ветер и сорвал ветки со всех деревьев. Помогите вернуть всё на своё место
Дид / игра «С какого дерева веточка». Цель: учить узнавать, называть соотносить листок к определённому дереву. (Это веточка берёзы и т. д.)
Медведь: Спасибо! Возьмите пятый фрагмент главного правила (лист с буквами РО)
Воспитатель: Среди многочисленных крупных цветов особое внимание привлекают – орхидеи - венерин башмачок. Этот необычной формы и яркости цветок занесён в Красную книгу России. На лесных опушках встречается множество разнообразных растений, такие, как
рододендрон, вороний глаз.
Медведь: Ребята, увидев вас, все несмышленые детёныши убежали от мам. Набегавшись, наигравшись, решили вернуться к своим мама, да вот беда, не могут найти их. Помогите!
Воспитатель: - Это дело нам по плечу. Давайте вернём детёнышей мамам.
Игра «Кто за кем бегает». Цель: закрепить умение в названии животных и их детёнышей.
Волчонок бегает за волком
Лисёнок бегает за лисой…
Медведь: Вот вам, ребята, и последний фрагмент (лист с буквами ДУ)
Воспитатель: Вот мы и ознакомились с природным парком «Налычево», и собрали все шесть
фрагментов главного правила заповедника. Теперь их можно соединить, прочитать что же это за правило.
Дети: (дети собирают и читают - БЕРЕГИ ПРИРОДУ)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, только ли в заповеднике надо беречь природу?
Дети: Нет, природу надо беречь везде: в лесу, во дворе, у реки, на море… (ответы детей)
Воспитатель: Правильно охранять природу надо в любом месте. Давайте, повторим правила поведения в лесу:
Дети:
1. Не ломать ветви деревьев.
2. Не разоряй птичьи гнёзда.
3. Не лови насекомых.
4. Не разоряй муравейники.
5. Не разжигай костры.
Воспитатель: После сегодняшнего путешествия мы должны запомнить, что Заповедники – это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.
Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет!
Так давайте будем беречь будем птиц, насекомых, а также зверей.