Любовь Сушкова
Сценарий НОД по краеведению «Заповедники и заповедные места. Школа безопасности» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила: Любовь Сушкова
Тема: Заповедники и заповедные места. Школа безопасности.
Цель: расширение представлений детей о родном крае.
Программные задачи: учить соблюдать правила поведения в природе; дать понятие о заповедниках, опасных растениях, о возможных травмах на природе; развивать речь, мышление, поддерживать инициативу детей; воспитывать любовь к родному краю.
Публикация «Сценарий НОД по краеведению „Заповедники и заповедные места, Школа безопасности“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Безопасность, ОБЖ. Сценарии развлечений
- Заповедники и национальные парки
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Оборудование: эмблема Воронежского заповедника, презентация о Воронежском заповеднике, мультимедийное оборудование, картинки растений, игра «Хорошо – плохо?»; раскраски картинок об охране природы, карандаши, фломастеры.
- Ребята, природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что же это вы узнаете, если отгадаете загадки.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он - невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
- Без воздуха можем мы прожить?
Ты весь мир обогреваешь,
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все … (солнце)
- Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?
В морях и реках обитает,
Но часто в облаках витает.
А, как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (вода)
- Вода нам нужна?
Чтобы были мы здоровы
Даст нам молока… (корова)
Стоят в лугах сестрички:
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком
И поделится медком. (пчела)
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (рыба)
- Воздух, солнце, вода, животные, растения, насекомые, рыбы - все это - природа. Человек живет в природе, и от нее зависит жизнь человека.
- А как вы думаете, ребята, oт человека зависит красота природы?
(Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)
- А всегда ли человек помогает природе?
- А может ли человек губить природу?
Загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и т. д.)
- Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывал законы развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ.
Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.
Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Что же такое заповедник? Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы. Заповедник - это место, где природа имеет право жить по своим законам.
В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.
В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
- Ребята, а вы знаете, что в нашем родном крае под Воронежем находится и охраняется государством один из самых старейших заповедников -Воронежский заповедник?
- Это чудный лесной островок в степи, где живет много животных и растет много растений.
- На эмблеме Воронежского заповедника изображены две фигуры животных.
Отгадайте, кто это.
Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход. (бобры)
Трав копытами касаясь.
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко.
Рога раскинув широко. (олень)
- Правильно, ребята, это фигуры оленя и бобра. (Показ эмблемы)
Своим созданием и существованием заповедник обязан прежде всего бобрам. Причиной исчезновения зверьков была неограниченная охота на них из-за красивого, прочного, а потому дорогого меха. Бобры являются великолепными строителями. (Показ презентации о Воронежском заповеднике)
- Бобры - хозяева удивительные. Хатку строят из палок, скрепляя их липким илом, который они берут со дна водоема. Вход в такую хижину - под водой, чтобы враги не могли подобраться. Бобры симпатичные звери. Стоит посмотреть, как дружно и мирно они трудятся для общего блага, как кормят и учат детей, как уютно отдыхают вместе на берегу и тихо о чем-то переговариваются. Жилище бобра всегда чисто и в полном порядке. Каждое лето в заповеднике отлавливают бобров и переселяют их в другие заповедники: в Татарии, в Белоруссии, в Азербайджане.
Украшают Воронежский заповедник благородные олени. Число их растет очень медленно. Интересна история появления оленей в наших воронежских лесах. Воронежский писатель В. Кораблинов - уроженец этих мест, про оленей пишет, что однажды «принцесса, очень любившая зверей, привезла в Рамонь из чужих стран оленей и выпустила их в наш лес.»
Олени собираются в стада, ночью можно услышать их рев. Они кочуют по лесу, выходят на поля, вместе выбирают место отдыха.
А еще бывают заповедные места. Это такие уголки природы, где охраняют некоторые виды растений, животных или птиц. У нас в Анне тоже есть заповедные места. Это наш любимый парк. А также места вдоль реки Битюг. В парке животные водятся? Что же там можно охранять, как вы думаете? (Растения)
А какие растения? В первую очередь первоцветы. Это подснежники, хохлатка, медуница, желтый тюльпан, ландыш. (Показ картинок)
Красивые цветы, но среди них есть опасный цветок. Вы знаете какой? Это ландыш. В природе существуют ядовитые растения. У ландыша ядовиты все его части: листья, цветы. плоды. Отравление проявляется тошнотой, рвотой, головной болью, поносом. Может наступить смерть от остановки сердца.
Поэтому, когда вы находитесь в лесу, осторожно собирайте букет. Ведь некоторые цветы могут вызвать отравление, аллергию или ожег.
А на реке Битюг растет красивый цветок. Угадайте, что это? (Показываю кувшинку белую)
Удивительное по красоте растение. А вы что можете о ней рассказать?
(Цветки напоминают розу. Они всплывают на поверхность воды рано утром, а к вечеру снова закрываются и прячутся под воду. По поведению цветков белой кувшинки можно предсказывать погоду. Если приближается ненастье, цветки совсем не показываются из воды или скрываются очень рано.)
- Правильно. Есть легенда, которая рассказывает о том, что под водой цветки превращаются в русалок, а первые лучи солнца возвращают им образ цветка. У славянских народов кувшинке приписывалась могущественная сила. Ее называли одолень-трава и верили, что она излечивает от многих болезней и сохраняет от многих бед. Поэтому отправляясь в дальний путь, зашивали в одежду маленькие мешочки с цветками или листьями белой кувшинки.
А теперь давайте немного поиграем. Представьте, что вы все белые кувшинки.
Физкультминутка.
Белые кувшинки (дети присаживаются
Утром открывались
(дети медленно поднимаются и поднимают руки к верху).
На водичке плавно
Лепестки качались.
(качание рук вправо, влево).
Солнышко садится
Спать пора кувшинкам
(медленно присаживаются,
Лепестки закрылись
Солнце в серединке.
(закрывают руки, опускают голову на колени.).
- Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (Ответы детей).
- Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.
Игра «Хорошо – плохо?»
Будете показывать кружки. Зеленый кружок - положительное влияние на природу, красный - отрицательное.
Костер в лесу (Красный кружок)
Мусор в лесу (Красный кружок)
Сломанные ветки (Красный кружок)
Срубленные деревья (Красный кружок)
Браконьерство (Красный кружок)
Посадка деревьев (Зеленый кружок)
Развешивание кормушек (Зеленый кружок)
Не рвать цветы (Зеленый кружок)
Создание красной книги (Зеленый кружок)
Создание заповедников (Зеленый кружок)
А чтобы вы хорошо запомнили правила охраны природы, сейчас раскрасите каждый по картинке.
Правила охраны природы
.1. На природе запоминать увиденное.
2. Ходить по тропинкам.
3. Не ломать ветки деревьев.
4. Не топтать цветы, травы.
5. Не кричать, не включать громко музыку.
6. Не разорять птичьих гнезд.
7. Не ловить насекомых.
8. Не разрушать грибницы.
9. Не ловить мальков и лягушек.
10. Не ломать паутинки.
11. Не разжигать костров.
12. Не разорять муравейники.
13. Не брать домой животных.
14. Развешивать кормушки.
- Из этих картинок мы создадим игру «Правила охраны природы»