Лучший педагог года

Нейропсихологический подход в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с дошкольникам с синдромом дефицита внимания

Валентина Гофман
Нейропсихологический подход в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с дошкольникам с синдромом дефицита внимания
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Машенька"

муниципального образования город Ноябрьск

Нейропсихологический подход в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с дошкольниками с синдромом дефицита внимания и [гиперактивности

Подготовила:

педагог-психолог

Гофман В. Н,

Публикация «Нейропсихологический подход в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с дошкольникам с синдромом дефицита внимания» размещена в разделах

В настоящее время распространенной формой нервно-психических расстройств детского возраста является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ, проявляющийся избыточной двигательной активностью, нарушением концентрации внимания, повышенной отвлекаемостью, импульсивностью поведения, несвойственными для нормальных возрастных показателей.

В дошкольном возрасте выявляются типичные проявления СДВГ, при этом развитие ребенка происходит неравномерно, с отставанием в формировании отдельных функций. СДВГ является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими, и в результате - заниженной самооценки. При этом установлено, что СДВГ может служить благоприятной основой для возникновения ряда психических заболеваний, социальной дезадаптации.

1. Наследственность. По данным некоторых специалистов, у 57% родителей, чьи дети страдают этим заболеванием, в детстве отмечались такие же симптомы.

2. Беременность и роды. По одной из теорий считается, что СДВГ связано с органическим поражением головного мозга, которое может возникнуть во время беременности, родов, а также в первые дни жизни ребенка.

3. Опасности первых лет жизни. Мозг человека формируется на протяжении первых 12 лет его жизни. Любые, казалось бы, малозначительные, удары, ушибы могут впоследствии сказаться на здоровье ребенка.

4. Дефицит питательных элементов. Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от нехватки совершенно определенных витаминов, микроэлементов и основных жирных кислот.

5. Окружающая среда. Ухудшающаяся с каждым годом экологическая обстановка ведет к различным нарушениям здоровья, психического в том числе.

6. Неблагоприятное психосоциальное окружение ребенка, семьи группы риска.

При СДВГ нарушается контроль, способность головного мозга к организации и самоконтролю поведения. Именно поэтому СДВГ — это нарушение развития, а не просто «невинные» особенности темперамента ребенка. Выделяют три типа СДВГ:

1. Смешанный тип: гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания. Это самая распространенная форма СДВГ.

2. Невнимательный тип : превалируют нарушения внимания. Этот тип наиболее сложен для диагностики.

3. Гиперактивный тип: доминирует гиперактивность. Это наиболее редкая форма СДВГ.

Наряду с гиперактивностью, в двигательной сфере у детей с СДВГ обычно обнаруживаются нарушения координации движений,несформированность мелкой моторики и праксиса. (способность к выполнению целенаправленных двигательных актов, наблюдаются нарушения сна. Нарушена способность к речевому общению с окружающими, пониманию выраженных в речи эмоций, инструкций, юмора.

Нейропсихологический (психомоторный) подход является здоровье сберегающей и игровой технологией.

Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.

Цель: развитие высших психических функций; стабилизация межполушарного взаимодействия;

Задачи :

Обеспечение охраны и укрепление здоровья ребенка;

Регуляция и нормализация мышечного тонуса с помощью растяжек, реципрокных упражнений.

Повышение у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков.

Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений-игр имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.

Дошкольникам легче выполнять занятия в игровой форме, их необходимо привлечь к процессу и заинтересовать.

Дыхательные упражнения.

Помогают восстановить нормальное дыхание как в состоянии покоя, так и в комплексе с разнообразными движениями. Это способствует правильному снабжению кислородом органов и тканей, выравниванию мышечного тонуса, снижению уровня возбудимости.

Упражнения для детей дошкольного возраста

Дыхательные упражнения. «Бегемотик».

Дети садятся или ложатся, кладут руку на живот и глубоко дышат. Взрослый произносит слова:

«Сели бегемотики, потрогали животики.

Животики раздуваются (при этом происходит вдох,

А затем животики сдуваются (выдох)».

Глазодвигательные упражнения.

Позволяют расширить зрительное восприятие, способствуют снижению синкинезий (рефлекторных движений, сопутствующих движению другой части тела или конечности).

Дети движение глазами учатся совершать в пяти основных направлениях: лево, право, верх, вниз, к/от переносицы (сводим глазки вместе, а также по вспомогательным траекториям (диагонали). При корректном выполнении к ним постепенно добавляются движения языком. Сначала малыш двигает глазами и языком поочередно, затем одновременно.

Для привлечения внимания используют яркие цветные игрушки, карандаши, ручки и любые предметы, вызывающие интерес и фиксацию взгляда.

Слежение за предметом начинается с расстояния вытянутой руки ребенка (первый уровень сложности, затем оно сокращается до согнутой в локте руки (второй уровень сложности, на более высоком уровне процесс происходит около переносицы. Тело тоже располагается по-разному: сначала в горизонтальном положении, после – сидя, на завершающем этапе – стоя.

Двигать головой или телом нельзя. Руки прижаты к туловищу, ладони – к полу. Ноги прямые и не шевелятся. Движения глазами должны быть плавными. В конечных точках траекторий должна происходить фиксация на 1-3 секунды.

Если к работе подключается язык, следите за тем, чтобы рот у ребенка был открыт, а язык спокойно лежал на нижней губе. Зажимы губами или зубами не допускаются. При синхронном, а не поочередном движении глаз и языка, следим за тем, чтобы язык медленно и четко поворачивался у одну сторону с глазами. При переходе на сложный уровень он поворачивается в противоположную сторону.

В начале предмет (ручку, игрушку) перемещает взрослый, после ребенок может делать это сам двумя руками, одной (левой/правой по очереди).

Ваши движения тоже должны быть плавными. При перемещении предмета (чаще это ручка с ярким наконечником) от середины к переносице следим за тем, насколько четко сходятся оба глаза.

Вдох происходит через нос, выдох – через рот.

Ребенок следит за яркой точкой на конце ручки (карандаша). Сначала ручка двигается с помощью взрослого.

Упражнение 1 «Следи за предметом». Ручка (карандаш) находится на расстоянии вытянутой руки ребенка, над переносицей. Перемещаем ее вправо, задерживаем на несколько секунд, затем влево – снова остановка, по такому же принципу производится перемещение вверх и вниз. В конце ручка перемещается к переносице малыша и задерживается на 1-2 секунды и удаляется на исходную позицию, где снова делается остановка.

Упражнение 2. Действия повторяются аналогичные, но в конце, при перемещении ручки к переносице, подключается язык. До этого он все время лежит на нижней губе. При приближении ручки к переносице язык убирается, рот закрывается. В момент, когда ручка двигается обратно к исходному положению, широкий и расслабленный язык снова высовывается и кладется на губу. Здесь также присутствуют три уровня выполнения.

Упражнение 3. С поворотом языка в одну сторону с глазами. Правила все те же, но при повороте глаз вправо, язык тоже поворачивается вправо, при повороте глаз влево, язык – влево и т. д. Когда глаза сходятся к переносице, язык сильно высовывается.

Двигательные упражнения и растяжки.

Растяжки «Флюгер-3».

Цель: Стабилизируют тонус, способствуют нормализации двигательной координации, помогают регулировать вегетативные нарушения, осваивать пространство своего тела и окружающего пространства.

Необходимо встать, спина прямая; руки за голову. Ребенок выполняет свободные повороты налево-направо, по возможности максимально скручивая позвоночник.

А) Голова поворачивается в ту-же сторону, что и тело.

Б) Голова поворачивается в противоположную сторону от тела, а язык поворачивается в туже сторону, что и тело.

Функциональное упражнение с правилами "Костер".

Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности. Дети садятся на ковер вокруг "костра" и выполняют соответствующую команду инструктора.

По команде (словесной инструкции) "жарко" дети должны отодвинуться от "костра",

по команде "руки замерзли" - протянуть руки к "костру",

по команде "ой, какой большой костер" - встать и махать руками,

по команде "искры полетели" - хлопать в ладоши,

по команде "костер принес дружбу и веселье" - взяться за руки и ходить вокруг "костра".

Упражнение «Передай мяч»

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как моно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно попросив детей играть с закрытыми глазами или использовать в игре одновременно несколько мячей.

Упражнения развивающие межполушарное взаимодействие (мозолистое тело).

«Зеркальное рисование».

Взять в обе руки по карандашу или фломастеру, начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы (рисовать можно как на бумаге, так и в воздухе). При выполнении этого упражнения ребенок чувствует, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

Межполушарные доски

Повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение шести-восьми недель по 15-20 минут.

К доске прилагается стилус (палочка, с помощью которой можно попрактиковаться в правильном захвате карандаша или ручки на начальном этапе. При прохождении лабиринта двумя руками (обе доски расположить зеркально) активизируются оба полушария.

Можно использовать как одну доску, так и две, а также две разные доски.

Упражнения для доски:

1. Пройти лабиринт сначала правой рукой, потом левой рукой.

2. Пройти лабиринт одной рукой (сначала правой, потом левой) поместив доску горизонтально, потом повернуть доску вертикально и опять пройти лабиринт правой рукой, то же самое сделать левой рукой.

3. Пройти лабиринт одной рукой, при этом второй выполнять другое упражнение – хлопать ладошкой по поверхности стола, катать массажный шарик. При похлопывании по поверхности стола произносить звуки ( согласные: звонкие/глухие, гласные).

4. Пройти лабиринт с помощью движения палочки – точка, тире.

5. Пройти лабиринты с помощью двух разных досок.

Релаксация "Огонь и лед".

Цель: развитие мышечного контроля, элиминация импульсивности.

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Дети выполняют упражнение стоя. По команде инструктора "огонь" дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде "лед" дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Педагог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Мелкая моторика. «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую!

(Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.)

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Использование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПРИспользование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР Название: прозрачный арт-мольберт. Назначение (цель использования) прозрачного арт-мольберта: развитие эмоционально-личностной сферы и.

Опыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психологаОпыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психолога В своей работе педагога - психолога я использую набор ФРОССИЯ. Это мобильный маневренный чудо-комод на колесиках, который в течение дня.

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога «Раз, два, три, четыре, пять — будем с кубиком играть!»Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога «Раз, два, три, четыре, пять — будем с кубиком играть!» Коррекционно – развивающее занятие педагога – психолога МБДОУ №42 "Ярославна г. Обнинск Малининой Светланы Викторовны «Раз, два, три,.

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога «Мы вместе отправляемся в путешествие на Луну» для учащихся 1 класса Занятие можно использовать в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога как в д/с, так и в школе. Тема: «Мы вместе отправляемся.

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группе «Жадность» Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о качествах личности, этических нормах поведения через игровую деятельность.

Профилактическое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога школы «Профилактика употребления психоактивных веществ» Тема: «Профилактика употребления психоактивных веществ и табакокурения, а так же формирование навыков здорового и безопасного образа жизни».

Создание предметно-развивающей среды педагога-психологаСоздание предметно-развивающей среды педагога-психолога Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим еще совсем небольшим опытом работы педагога-психолога. Два года назад, закончила ВУЗ и устроилась.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейропсихологический подход в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с дошкольникам с синдромом дефицита внимания
Опубликовано: 9 февраля 2023 в 18:24
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейропсихологический подход в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с дошкольникам с синдромом дефицита внимания» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Гофман в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД