Эльвира Антонова
Нейропсихологические технологии в логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы
Основная цель работы учителя-логопеда группы компенсирующей направленности - формирование речевой коммуникации средствами родного языка у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Достигать этой цели с каждым годом становится все труднее. Объясняется это тем, что контингент современной логопедической группы неоднороден : в группу попадают дети с органическими нарушениями, отягощенным анамнезом, почти у всех детей диагностируется дизартрия, есть дети с аутизмом, ЗПР. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, моторной, интеллектуальной и волевой сфер. Практика показывает, что комплекса традиционных методов и приемов логопедического воздействия для эффективной коррекции часто бывает недостаточно.
Публикация «Нейропсихологические технологии в логопедической работе» размещена в разделах
Детям с ТНР необходим этап специальной стимуляции психического развития для созревания зон мозга, ответственных за основные двигательные, речевые навыки и высшие психические функции.
Метод замещающего онтогенеза представляет собой реконструкцию сенсомоторного опыта ребенка и нацелен на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций. Сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития высших психических функций, в начале коррекционного процесса отдается предпочтение именно двигательным методам. Упражнения даются ребенку в той последовательности поз, в которой он пребывает от рождения: лежа на спине, лежа на животе, сидя, на четвереньках и т. д. В формате логопедических занятий применяются :
- дыхательные упражнения, которые дают возможность делать глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым;
- массаж и самомассаж;
- модификации артикуляционной гимнастики;
- методы оптимизации и стабилизации общего тонуса, работа с локальными мышечными зажимами и дистониями, позволяющие бороться с такими проблемами, как гипо и гипертонус;
- упражнения, направленные на преодоление синкинезий;
- упражнения на формирование сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий;
- релаксационные упражнения.
Работа строится поэтапно : сначала выполняются упражнения, направленные на синхронный характер движений. Дети учатся чувствовать свое тело, выполняя разные упражнения, которые носят синхронный характер движений. Затем выполняются упражнения, направленные на реципрокный (попеременный) характер движений. Самый сложный этап - это интеграция сформированных навыков с глазодвигательными упражнениями.
Все дети любят кинезиологические упражнения, считая их забавными и одновременно непростыми (их еще называют гимнастикой для мозга). Это «Колечки», «Лезгинка», «Ухо - нос», «Зеркальное рисование», «Горизонтальная восьмерка», «Кулак, ребро, ладонь», «Ежик» и другие упражнения. Их цель - улучшить работу межполушарных связей, взаимодействий и специализаций, синхронизирующих работу полушарий. Благодаря систематическим занятиям сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Применение кинезиологических упражнений дает результаты при систематичности их выполнения, при постепенном увеличении темпа и сложности, при точном выполнении движений. Кинезиологические упражнения легко адаптировать и применять на логопедических занятиях.
Метод мозжечковой стимуляции - это комплекс упражнений, направленных на развитие мозжечка и участков мозга, отвечающих за равновесие, поведение ребенка и, как показывают исследования, формирование речи. Он представляет собой систему тренировок на особых тренажерах - балансировочных поверхностях - с целью синхронизации двигательных и познавательных навыков, развития зрительно-моторной координации, функции моторного планирования. Принцип воздействия заключается в том, что у ребенка, который находится на неустойчивой поверхности, начинают активно работать проприоцептивная, вестибулярная, зрительная, аудиальная системы, для того, чтобы ребенок смог снова войти в «зону комфорта». Как только у него это получается, задание усложняется для того, чтобы работа систем была постоянной.
Задания на балансировочных поверхностях включаются в структуру индивидуальных и подгрупповых занятий. Задания постоянно усложняются, начинаясь с фазы просто установления равновесия и заканчиваясь сложными заданиями, сочетающими в себе разные техники и моторные программы. Например, ребенок, стоя на балансировочной доске, читает слоги, написанные на листочках, кидает мешочек с песком, целясь в прочитанный слог. Если попадает - листочек падает. Или, стоя на балансировочной доске, ребенок поднимает со «дна морского» с помощью магнитной удочки «клады», в названиях которых есть звук [л].
Помимо решения речевых задач, ребенок, удерживая равновесие, выполняет сложную моторную программу и развивает ассоциативное мышление, поскольку изображения предметов силуэтные. Постепенно усложняется и устойчивость поверхностей: сначала это балансировочная доска; как вариант усложнения - балансировочная доска на роликах; балансировочный диск. Нельзя не отметить, что все задания очень нравятся детям.
Практика показывает, что при сочетании нейропсихологических и логопедических воздействий в работе с детьми с ТНР достигаются высокие результаты, поскольку в основе воздействия находятся специальные методы двигательной и речевой коррекции, которым уделяется достаточно времени и внимания на каждом этапе работы.
Литература
1. Ланина Т. Н. Коррекция сенсомоторного уровня речи. Программа «Дельфины» //
Школьный логопед. - 2013.- № 3.- С. 48-64.
2. Лынская М. И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика: Комплексы
упражнений для преодоления артикуляционной апраксии у детей дошкольного возраста. - М. : Парадигма, 2016.