Ольга Третьякова
Научно-исследовательский проект «Огород на окне» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Оборудование и материалы: ящики с землёй, семена растений, лейки, грабли, совочки.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Сроки реализации: февраль, март, апрель.
Публикация «Научно-исследовательский проект „Огород на окне“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Младшая группа
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты
- Темочки
Актуальность: влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет сочувствовать и ухаживать.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне – весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне». А изменения в природе побуждают бережно относится к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы. Таким образом, решаются задачи познавательно – исследовательского, социально – исследовательского, социально – личностного, эстетического развития ребёнка.
Цель проекта:
Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
Развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом.
Задачи:
Расширить знания детей о культурных растениях.
Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (укроп, петрушка, горох);
Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ.
Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Ожидаемый результат:
Дети познакомятся с культурными растениями.
С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
Формирование у детей уважительного отношения к труду.
Создание в группе огорода на подоконнике.
Проблема:
В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать.
Этапы проекта.
1 ЭТАП – подготовительный (19 февраля – 25 февраля).
Изучение информации о правилах посадки растений, ухода за ними. Выбор необходимых материалов.
2 ЭТАП – исследовательский (26 февраля – 15 апреля).
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
3 ЭТАП - заключительный (16 апреля - 22 апреля).
Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «Наш огород». Провели конкурс «Угадай название овоща».
Сценарий совместной деятельности по решению задач:
Этапы Срок Формы взаимодействия Содержание деятельности
Подготовительный 19.02 – 25.02 Деятельность педагога - Изучение методической литературы
- Составление плана
- Организация предметно – развивающей среды
- Покупка семян для посадки цветочной рассады
Основной 26.02- 4.03 Педагог - дети - Беседа познавательного характера.
- Рассматривание иллюстраций.
- Чтение художественной литературы
- Посадка цветочной рассады
5.03 – 11.03 Педагог - родители - дети - Консультация для родителей.
-Беседа с родителями связанная с реализацией проекта.
- Покупка семян для посадки (горох, укроп, петрушка).
- Уход с детьми за цветочной рассадой
12.03 – 18.03 - Рассматривание и посадка семян (петрушки, укропа)
- Чтение художественной литературы.
- Отгадывание загадок
- Разучивание пословиц и поговорок по теме.
- Разучивание и произношение чистоговорок.
19. 03 – 25.03
Педагог - дети
- Наблюдение за всходами растений.
- Разучивание подвижных игр.
- Дидактические игры.
26.03- 1.04 Педагог - дети - Беседа с детьми «Огород на окне».
- Посадка семян гороха
-Труд «Раз, два, три, четыре, пять – огород пошли сажать».
2.04 – 8.04 - Опыт - наблюдение за ростом растений в благоприятных и неблагоприятных условиях.
-Наблюдения: «Растут ли наши растения?»
9.04 – 15.04 - Оформление огорода на окне в виде сказки.
- Составление рассказа «про огород».
Заключительный 16. 04 – 22.04
Педагог – родители – дети - Подведение итогов проекта
- Презентация проекта
- Оформление выставки «Наш огород»
Технологическая карта проекта:
Образовательная деятельность Вид деятельности Содержание деятельности
Социально – коммуникативное развитие Игровой, познавательный, коммуникационный - Настольно – дидактические игры: «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – фрукты», «третий лишний», лото, домино.
- Сюжетно – ролевые игры «Магазин», «На даче», «Повара»
- Труд: «Раз, два, три, четыре, пять – огород пошли сажать», полив и прополка растений.
Познавательное развитие Познавательный, познавательно – исследовательский, продуктивный. - Рассматривание семян, иллюстраций
- Опыт «На свету и в темноте»
- Наблюдение: проращивание семян, строение растений, рост и развитие растений, вода и росток, солнце и росток.
Речевое развитие Коммуникационный - Чтение художественной литературы: стихи А. Максакова «Посадила в огороде», Р. Н. С. «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», татарская песенка «Мешок», Ю. Тувин «Овощи».
Т. Казырина «А у нас в саду порядок»,
сказки К. Чуковского «Огород»,
О. Емельянова «Что растёт на огороде»,
Дж. Родари «Чиполлино»
- Загадки, поговорки об овощах и фруктах.
- Составление рассказа «Как я помогаю на огороде»
- Проговаривание чистоговорок : «В огороде репка», «Овощи», «Огурцы», «Горох и петухи».
Художественное – эстетическое развитие Творческий - Рисование «Загадки с грядки»
- Лепка «Вылепи, какие хочешь овощи для игры в магазин».
- Драматизация сказки «Репка»
- Разучивание песен: «Есть у нас Огород».
- Игры – хороводы: «Весёлый огород», «Капуста», «Огородник и воробей», «Огородник»
Физическое развитие Двигательный - П/игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее», «Вершки и корешки», «Овощи и фрукты».
- Физ. минутки: «Огород», «Горох», «Мы овощи в саду сажаем»
Литература:
1. Дыбина О. В., Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.
2. Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.
3. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006г
4. Лисина Т. В., Морозова Г. В. «Подвижные тематические игры для дошкольников», Издательство «ТЦ Сфера» 2014г.
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.