Наталья Мошенец
Познавательно-исследовательский проект для детей младшей группы «Огород на окошке»
▼ Скачать + Заказать документы
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта : 1 месяц (ноябрь 2017-2018 учебного года).
Участники проекта : дети II младшей группы «Пчёлки №1», воспитатель группы, родители.
Возраст детей : 3-4 года.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект для детей младшей группы „Огород на окошке“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : Многие родители, имеющие свои огороды, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка. Задача взрослых научить наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в осенне-зимний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на подоконнике.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта : формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи проекта :
• формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
• расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
• привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
• активизировать речь и обогащать словарь детей;
• развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;
• развивать эмоциональную отзывчивость;
• формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями;
• воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. У детей появится желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появится интерес и стремление к взаимодействию с ними.
2. Повысится экологическая компетентность детей : дети смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно, ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста.
3. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
4. Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появятся новые общие интересы детей и родителей.
5. Повысится уровень сформированности коммуникативных навыков общения в совместном труде.
6. Получение первого положительного опыта получения результатов собственных трудовых действий.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛИ ПРОЕКТА :
№ Этапа
Содержание деятельности
Срок реализации Ответственные
за выполнение
1) Подготовительный 1. Проведение диагностики по теме проекта.
2. Определение цели и задач проекта.
3. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
4. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)
5. Разработка комплексно - тематического плана работы
6. Создание условий для организации работы в «огороде на окне» 4 неделя октября
Воспитатель
2) Основной
1. Рассматривание семян (укропа, огурца, помидора) посадка семян и лука.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
• подготовка почвы, семян, посадка, полив, рыхление;
• оформление огорода на окне;
• Наблюдение за растениями и опыты.
• 3. Отражение результата через художественно-творческую деятельность. 1 -3 недели ноября Воспитатель
3) Заключительный
1. Анализ полученных результатов.
2. Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!».
3. Презентация проекта «Огород на подоконнике».
4. Изготовление стенгазеты «Наши осенние будни в детском саду»
4 неделя ноября
Воспитатель
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
• «Что такое «Огород на окне»,
• «Все начинается с семечка»,
• «Вкусно и полезно»,
• «Овощи и фрукты – полезные продукты»,
• «Польза овощных соков для детского организма»
2. Опытно-экспериментальная деятельность и наблюдения. • «Строение растений»,
• «Рост и развитие растений»,
• «Земля, какая она?»,
• «Вода и росток»,
• «Солнце и росток»,
• «Проращивание семян»
• «Выращиваем лук»
• «Растут ли наши растения?»
«Такие разные корни и ростки»
«Первые всходы»
4. Практическая деятельность и трудовые поручения:
• Отбор и посев семян.
• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде».
5. НОД «В гости к бабочкам»
Конструктивно-модельная деятельность «Домики для овощей»
6. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Что где растет?».
• Настольная игра «Овощи».
• Сюжетно-ролевая игра «Магазин» : сюжет «Овощной отдел».
• Игровая ситуация «Сварим из овощей суп».
• Игровая ситуация «Купим овощи для салата, купим фрукты для компота».
7. Художественно-творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок «В огороде я росту»
• Изготовление бабочек для огорода.
• Аппликация «На тарелке ягоды и яблоки»
8. Речь и речевое общение.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,
• Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла», драматизация РНС «Репка».
• Театрализованная игра «Пых».
• Разучивание с детьми стихов, пословиц и поговорок об овощах. Разгадывание загадок.
9. Оформление альбома • «Наш зеленый огород!».
10. Работа с родителями • Консультация «Приучение ребенка к помощи»
• Папка передвижка «2017-год экологии».
• Памятка для родителей «Лук от семи недуг»
ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
• Сделать подборку стихов, дидактических игр и загадок об овощах.
• Обеспечить материалы для разнообразной художественно-изобразительной деятельности (конструирование, лепка, аппликация, рисование)
• Разбивка огорода на подоконнике.
ВЫВОД ПРОЕКТА
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. Полученный нами опыт будет распространён среди педагогов МБДОУ «Ромашка».
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. : 2005.
3. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. : 2006.
4. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005.
5. Поддубная Л. Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006.
6. Интернет ресурсы.
Приложение №1
Беседы:
• Тема • Цель
• «Что такое «Огород на окне» Познакомить детей с понятием «огород на окне»; развивать и поддержать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям; учить детей ставить перед собой цель.
• «Польза овощных соков для детского организма» Формировать представления о пользе овощей; развивать умения различать и называть органы чувств, формировать представления об их роли в организм и о том, как их надо беречь
• «Овощи и фрукты – полезные продукты» Способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор детей; формировать представление о важности и пользе фруктов и овощей; обогащать словарный запас; развивать устную речь.
• «Вкусно и полезно» Формировать представления о пользе овощей и фруктов; учить отвечать на вопросы полным ответом.
• «Все начинается с семечка» Расширять знания детей об особенностях строения и роста растений; развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность; воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
Приложение №2
Опытно-экспериментальная деятельность и наблюдения:
• Тема • Цель
«Выращиваем лук»
Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта, делать зарисовки.
«Первые всходы» Вызвать у детей познавательный интерес к наблюдению за огородом ежедневно.
«Растут ли наши растения?» Учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.
«Такие разные корни и ростки» Побуждать к длительному наблюдению за развитием одних и тех же объектов, учить делать зарисовки в листке наблюдений.
«Земля, какая она?» Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется.
«Вода и росток» Выявить насколько вода необходима для роста растений.
«Солнце и росток» Определить роль солнца в жизни растений.
«Проращивание семян» Учить детей замечать изменения в росте и развитии семян, отметить влияние влаги на сухое семя.
Приложение №3
Игровая деятельность:
• Тема • Цель
Д. И. «Вершки и корешки» Упражнять детей в классификации овощей ( по принципу: что у них съедобно – корень или плод).
Д. И. «Чудесный мешочек», Закрепить ранее полученные знания на тему овощи и фрукты.
Д. И. «Что где растет?» Уточнять знания детей о месте произрастания овощей и фруктов, активизировать в речи и уточнить соответствующие понятия.
Д. И. «Овощи» Продолжать знакомить с овощами; познакомить с понятием витамины; вырабатывать заботливое отношение к близким и желание им помочь.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин» : сюжет «Овощной отдел». Формировать умение в ходе игры придерживаться сюжета, способствовать развитию игровых действий; учить детей строить взаимодействие со сверстниками, играть дружно, принимать во внимание желания товарищей.
Игровая ситуация «Сварим из овощей суп» Познакомить детей с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия.
Игровая ситуация «Купим овощи для салата, купим фрукты для компота» Учить в самостоятельной игре передавать сюжет из нескольких действий.
Приложение №4
НОД:
• Тема • Цель
«В гости к бабочкам»
Формировать у детей младшего дошкольного возраста знания о пользе овощей и фруктов.
Конструктивно-модельная деятельность «Домики для овощей» Продолжать знакомить детей с напольным строительным материалом; учить сооружать постройки по образцу; формировать умение соотносить размеры построек с размерами овощей (помидор, огурец).