Данилкова Ирина
Формирование патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе межличностного общения
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
И. И. Рассмехина
студентка, Арзамасский филиал ННГУ, г. Арзамас
Научный руководитель: Митичева Т. И., к. п. н., доцент
Публикация «Формирование патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе межличностного общения» размещена в разделах
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Аннотация. В статье рассмотрено формирование патриотических качеств у детей дошкольного возраста в процессе целенаправленной работы педагогов дошкольного учреждения. В работе анализируется различные подходы авторов к понятию патриотического воспитания, основы формирования патриотических качеств дошкольника.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, нравственно-патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, патриотические качества, духовность, ответственность, личность, социальная активность.
За последние годы в Российской Федерации были предприняты значительные усилия и сделаны большие шаги в области воспитания, укрепления и развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В период 2001-2015 годов были реализованы три государственные патриотические программы воспитания. Реализация государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» создала предпосылки по дальнейшему совершенствованию системы патриотического воспитания. Актуальность и значимость патриотического воспитания в настоящее время в современных условиях особо подчеркнута в программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [4], которая является продолжением аналогичной программы за 2011-2015 годы. В стране действует более 22000 патриотических объединений, клубов и центров, в том числе детских и молодежных. Данная программа разработана на основе аналогичных программ прошлых лет. Говоря о дошкольном образовании, стоит отметить, что они являются первой ступенью общей системы патриотического воспитания в нашей стране. Патриотическое воспитание в дошкольном образовании призвано сформировать у детей на начальной стадии их развития первичные представления об окружающем мире, отношении к действительности, а также дать возможность почувствовать себя на самих первых годах жизни гражданами своего Отечества. В переводе с греческого под понятием «Патриотизм» понимается нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержание которого включает в себя любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
Изучению вопроса нравственных ценностей было уделено многими учеными. Одним из таких ученых был К. Д. Ушинский [6]. Основной целью нравственного воспитания с его точки зрения является то, что оно должно быть неразрывно связано с трудовым и умственным воспитанием. Помимо Ушинского вопросу изучения нравственно-патриотического воспитания было уделено таких ученых, как: Р. С. Буре, С. А. Козлова, Л. И. Беляева, Н. Ф. Виноградова, А. М. Виноградова, М. В Воробьева, Р. И. Жуковская, Э. К. Суслова, А. Р. Суровцева, Е. Ю. Демурова, Н. А. Стародубцева и др.
Говоря о понятии «патриотическое воспитание» стоит сказать, что под данным понятием понимается систематическая и целенаправленная деятельности органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
С точки зрения С. А. Козловой под патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста понимается целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка для обогащения его знаний о патриотических чувствах, о его знаниях о Родине, а также формировании у него умений и навыков нравственного поведения и развития потребности в деятельности ребенка, направленную на достижение общей пользы [2]. Рассматривая мнение Л. Е. Никоновой, стоит отметить, что с ее точки зрения о «патриотическом воспитании» понимается процесс изучения и освоения патриотической отечественной традиционной культуры и формирования отношения детей в раннем возрасте к стране, Отечеству, государству, где проживает человек [3].
В тоже время И. Ф. Харламов рассматривает данное понятие, как взаимосвязанную и взаимозависимую совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую в себя активный труд на благо Отечества, любовь к Родине, следование и умножение трудовых традиций народа, а также воспитание любви к родным местам, приумножение народных традиций и сохранение старым, воспитание любви к историческим памятникам и обычаям родной страны, стремление к укреплению чести и достоинства Родины и готовности защитить ее в любое время [7].
Помимо перечисленных мнений и в большей степени их солидарности исходя из рассмотренных стоит отметить и мнение Н. В. Ипполитовой, которая помимо выше перечисленного понимания патриотического понимания включает дополнительно и само взаимодействие воспитанников и воспитателей, которое направлено на формирование и воспитание с самых ранних лет у детей патриотических чувств к своему Отечеству и Родине, а также формированию патриотических формирований, убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.
Тем самым, исходя из выше сказанного стоит отметить, что основной целью патриотического воспитания у детей дошкольного возраста является формирование с ранних лет развития личности основ патриотизма, любви к Родине, развития в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, обладающей позитивными ценностями и качествами и способных проявлять их в разных ситуациях в целях защиты и отстаивания интересов Отечества. Формирование патриотических качеств у детей дошкольного возраста очень важно в связи с тем, что патриотизм включает в себя не только любовь к Родине и Отечеству, но и заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради нее к самопожертвованию. Исследователь Е. Ривина считает, что нужно научить подрастающее поколение искренне уважать национальный герб, флаг, гимн. С самого раннего детства необходимо формировать, считает автор, у детей правильные представления о важнейших, нравственных ценностях [5].
Как происходит процесс формирования патриотических качеств у детей дошкольного возраста разберем на примере опыта наблюдений за детьми дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад № 1» г. Арзамас.
Во всех детских садах на данный момент в программу воспитания включены уроки по патриотическому воспитанию. Опыт МБДОУ «Детский сад № 1» г. Арзамаса с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию проводился на примере целого комплекса мероприятий. В процессе исследования семьи и педагоги были разделены на экспериментальную и контрольную группы (ЭГ и КГ, по 20 семей и по 2 педагога в каждой группе). В экспериментальной работе приняли участие воспитанники старших групп «Незабудка»(20 детей) и «Кораблик» (20 детей, родители (40 человек, 4 педагога. ЭГ – дети, родители и педагоги старшей группы «Незабудка», КГ – дети, родители и педагоги старшей группы «Кораблик».
В данной работе на основе анкетирования изучалось состояние педагогических условий. На основе ответов анкеты выявлялся уровень знаний в вопросах патриотического воспитания их детей и анкетирования педагогов на выявление уровня сформированности их профессиональной компетентности в области патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Анкетирование предполагало опрос детей по следующим вопросам: 1. Как называется страна, в которой ты живешь? 2. Как называется столица России? 3. Как называется город, в котором ты живешь? 4. Какие достопримечательности ты любишь посещать с родителями? 5. Как ты думаешь, за что мы любим свой город? Ответы воспитанников на повторный опрос, и его результаты находятся в Таблице 1, Таблице 2 и Таблице 3.
За каждый правильный ответ, дошкольнику присваивался 1 балл, в результате мы оценивали уровень сформированности патриотического воспитания : 5 баллов – высокий уровень – дети хорошо ориентируются в понятиях «столица», «страна», быстро дают ответы на вопросы. 4-3 балла – средний уровень – у детей проявляются затруднения в разделении понятий «столица» и «страна», не смогли показать личностного проявления чувства к родному краю. 2-0 баллов – низкий уровень – у детей не сформированы понятия «столица» и «страна». Не смогли назвать их названия, так как не разграничивают данных понятий.
Экспериментальная работа проходила в три этапа:
1 этап – констатирующий этап эксперимента – проводилось изучение исходного состояния работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
2 этап – формирующий этап эксперимента – реализованы педагогические условия по организации патриотического воспитания дошкольников.
3 этап – контрольный этап эксперимента – проводилось повторное изучение состояния работы по патриотическому воспитанию дошкольников, формулировались выводы.
Результаты анкетирования в экспериментальной и контрольной группах представим в таблице 1.
Таблица 1
Результаты опроса детей экспериментальной и контрольной групп, %
Уровень Уровень сформированности патриотических качеств
ЭГ детей Уровень сформированности патриотических качеств
КГ детей
Количество детей % Количество детей %
Высокий уровень 7 35 3 15
Средний уровень 11 55 10 50
Низкий уровень 2 10 7 35
Результаты таблицы представим на рисунке 1.
Рисунок 1 – Результаты опроса детей экспериментальной и контрольной групп, %
На основании данных таблицы видно, что при первоначальном анкетировании по изучению патриотических качеств у детей экспериментальной и контрольной групп было выявлено, что средний уровень сформированности патриотических качеств был присущ и детям экспериментальной и контрольной групп по 50% и 55% соответственно. В тоже время низкий уровень сформированности патриотических качеств наблюдался у детей контрольной группы и составлял 35% (7 детей, в то время как у детей экспериментальной группы было выявлено всего у 2-х детей (10%). Высокий уровень сформированности патриотических качеств при этом в большей степени наблюдался у детей экспериментальной группы (35%, в то время как у детей контрольной группы наблюдалось только у троих детей (15%.)
В процессе своих ответов были даны все правильные ответы за исключением одного вопроса «Какие достопримечательности ты любишь посещать с родителями?». Как показало исследование, у детей в процессе проведения уроков патриотического воспитания повысился уровень сформированности патриотических качеств и они стали наиболее правильно и глубоко отвечать на такие вопросы, как «За что ты любишь свой город?» и «Какие достопримечательности ты любишь посещать с родителями?».
После проведения совместной работы воспитателя, педагога и родителей с детьми было проведено повторное анкетирование и результаты приведены в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты повторного опроса детей экспериментальной и контрольной групп, %
Уровень Уровень сформированности патриотических качеств ЭГ детей Уровень сформированности патриотических качеств КГ детей
Количество детей % Количество детей %
Высокий уровень 8 40 4 20
Средний уровень 12 60 11 55
Низкий уровень 0 0 5 25
Представим более наглядно данные на рисунке 2 и сделаем основные выводы.
Рисунок 2 – Результаты повторного опроса экспериментальной и контрольной групп детей, %
На основании повторного анкетирования можно наблюдать факт того, что низкий уровень сформированности патриотических качеств у детей ЭГ отсутствовал, а средний уровень наблюдался у 12 детей (60%, высокий у 8 детей (40%). В тоже время у детей КГ произошло снижение у детей наблюдений низкого уровня сформированности патриотических качеств. Так низкий уровень был отмечен всего у 5 детей (25%, в то время как ранее был выявлен у 7 детей. Количество детей со средним и высоким уровнем увеличилось по одному.
Таким образом, не смотря на то, что преобладающим уровнем сформированности патриотических качеств ЭГ детей так и остался средний уровень (60 %, дети на все вопросы ответили правильно, кроме вопроса «Какие достопримечательности ты любишь посещать с родителями?», у детей повысился показатель высокого уровня.
Исходя из этого становится ясным тот факт, что проведение уроков по патриотическому воспитанию детей благоприятно сказываются на них. Немаловажную роль в этом играет и уровень профессионализма самих педагогов. Исследование показало стопроцентную квалификацию самих педагогов, свидетельствующие о их высоком уровне педагогических способностей научить и передать свои знания своим воспитанникам. Помимо проведения уроков по патриотическому воспитанию немаловажно и изучение разного рода пособий детьми, которые также оказывают благоприятное влияние на них, на их уровень патриотического воспитания, на повышения уровня межличностного общения, на рост взаимоуважения друг к другу. Многие дети заинтересованно используют различные дидактические пособия, оборудование и оснащение игровых зон в повседневной жизни детского сада. Глядя на полученные результаты у детей, можно сделать вывод о том, что, они доказывают эффективность выбранных педагогических условий.
Дополнительным фактором повышения уровня патриотического воспитания у детей дошкольного возраста стоит отнести и уровень патриотического воспитания их родителей. Как показало исследование результатов ответов на приведенные анкеты на первоначальном уровне у родителей наблюдался не слишком высокий уровень представления об уроках патриотического воспитания в детских садах. Родители на первоначальном уровне принимали несерьезно данные уроки и не считали их наиболее целесообразными и важными. В результате же проведения уроков о патриотическом воспитания у детей совместно с родителями у них повысился уровень представления о важности патриотического воспитания детей. Многие семьи стали более заинтересованы вопросом патриотического воспитания, принимать активное участие в образовательном процессе.
В итоге работы стоит отметить, что роль патриотического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях очень важна для формирования патриотических качеств у детей дошкольного возраста. Это способствует не только формированию у детей чувств уважения к Отечеству, Родине, повышению взаимоуважения друг к другу как личностям, формированию любви к своему государству, способности самостоятельно выражать свои чувства к государству, его традициям, самим формировать определенные традиции государства. Работа, проведенная нами во время проведения экспериментальной работы по организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ дала положительные результаты. У большинства опрошенных родителей повысился уровень сформированности представлений о важности патриотического воспитания детей.
Литература
1. Ипполитова, Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся : дис.. д-ра пед. наук / Н. В. Ипполитова. - Челябинск: ЧелГУ, 2000. - 383 с.
2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
3. Никонова Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : пособие для педагогов. – Минск: Народная асвета, 1991. – 112 с.
4. Постановление «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»» от 30 декабря 2015 г. № 1493 [Электронный ресурс] – https://static.government.ru
5. Ривина, Е. Знакомим с защитниками отечества : полководец Александр Васильевич Суворов / Е. Ривина, Н. Ларионова // Дошкольное воспитание. - 2009. - N 11. - С. 43-48.
6. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Редколлегия А. М. Еголин и др. М. -Л., 1948-1952 с.
7. Харламов И. Ф. Теория нравственного воспитания: Историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи / И. Ф. Харламов. Минск: ИВЦ Минфина, 2012. - 559 с.