Ирина Коровина
Краеведение как средство формирования патриотических качеств личности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Краеведение как средство формирования патриотических качеств личности детей дошкольного возраста
Уважаемые коллеги, в предыдущих публикациях много и подробно было рассказано и показано по этой теме. Сегодня и я хотела бы предложить Вашему вниманию свою работу, основной целью создания которой является осуществление патриотического воспитания дошкольников.
Темочки:
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важно посеять и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, детскому саду, городу, Родине. Как мы знаем, психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т. е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением. Ведь " дитятко - что тесто: как замесил, так и выросло" - учит народная мудрость.
Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира, довольно скудны и разрознены. Конечно, роль семьи в формировании начальных представлений ребёнка о родном крае очень важна и в комплексе с целенаправленной работой воспитателей ребёнок получает довольно полное представление о мире вокруг. Краеведческое образование в детском саду уже стало неотъемлемой частью процесса образования и воспитания, но способы организации краеведческой деятельности в ДОУ только начинают формироваться. Мне кажется, что круг тем и задач приоритетной области по ознакомлению детей с историей и культурой родного края должен быть довольно широким, форма подачи материала - максимально доступная, а сам процесс ознакомления - разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями, НОД, играми на эту тему. Эта работа реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач, направленных на развитие и закрепление знаний ребёнка о родном городе Иваново. Это не только собственно краеведческие занятия - это и НОД по ознакомлению с родной природой, беседы, наблюдения, посещение интересных архитектурных объектов и памятников, экскурсии в городской краеведческий музей, в библиотеку, игры и развлечения. Ознакомление с произведениями народного творчества: фольклором, народной поэзией, театром, музыкой, танцами, изобразительным и декоративно-прикладным искусством, архитектурой.
Краеведение очень тесно связано с патриотическим воспитанием детей в ДОУ и желательно проводить НОД по краеведению параллельно с НОД по патриотическому воспитанию. Результаты подобной целенаправленной работы с детьми видны уже сейчас и мы надеемся, что они пронесут любовь к родному краю через всю жизнь.
Мы хотим, чтобы наш город Иваново стал для детей родным не только на словах, но и в душе, приобщать к истории родного края необходимо уже в дошкольном детстве. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии интеграции образовательных областей таких как:
Познавательное развитие
экскурсия «Путешествие по городу»
педагогическое мероприятие с детьми «Любимый город»
опыты и эксперименты «В гостях у Машеньки»
видео «Авто прогулка по Иваново» В. Калинин Художественно-эстетическое развитие (музыка)
слушание песен о городе «Песня про Иваново» автор В Гудков, Иваново» автор В. Верник.
музыкальный досуг “Город ситца”
Социально-коммуникативное развитие.
беседа «Дом, где я живу», «Мой город» Физическое развитие
подвижная игра “Кто быстрее соберет”, «Ловкий пешеход».
подвижные народные игры
физ. минутка «Мой город».
Игры
Дидактические игры «С какого дерева листок», «Найди отличия», «Дверная скважина», «Навигатор», «Контуры и тени».
Настольные игры: “Сложи картинку”, ходилка «Прогулка по городу», «Животные родного края», «Подбери ткань для одежды», «Чей домик?»
сюжетно- ролевые игры : «Семья», «Улицы нашего города»
речевые игры «Отгадай, где я был?», «Узнай по описанию», «Кто подберёт больше слов» Художественно-эстетическое развитие Рисование
«Моя семья», «Моя улица», «Любимый город», «Салют на день города».
Аппликация:
Речевое развитие
ознакомление с устным народным творчеством русского народа, чтение и инсценирование р. н. сказок;
стихотворение «город Иваново», автор: Александр Евгеньевич Гаврюшкин, «Иваново» автор: Юрий Шагурин, рассказ воспитателя «Мой город- Иваново».
В нашем детском саду созданы патриотические уголки. Наша группа «ПЕТУШОК» тоже участвовала в смотре-конкурсе уголков краеведения и патриотического воспитания.
В рамках этой публикации невозможно показать всё содержимое, поэтому кратко опишу основные составляющие уголка.
Вниманию дошкольников прежде всего представлены флаг и герб России, фотография нашего президента Владимира Владимировича Путина, фотография столицы – Москвы. Так же дети могут увидеть герб родного города, фотографии родного садика.
Альбомы: «Мой город- Иваново», «Природа нашего края», «История родного города», «Я помню и горжусь» .
Макеты: наш сад, русская изба, моя улица.
Папки - передвижки: «Моя страна» «Мой город».
Папки с рисунками: «Моя семья», «Моя улица».
Игры сделанные нами: ходилка «Прогулка по городу»( «Животные нашего края», «Растения нашего края, «Дверная скважина», «Собери картинку» (изображения памятников, достопримечательностей, улиц,
«Подбери ткань» (Наш город раньше славился своими ситцами. Его называли «ситцевый край», а ещё «город невест»).
Куклы в русском народном костюме.
Русские –народные игрушки, посуда.
Лэпбук «Мой город - Иваново».
Вот что мы имеем в нашем патриотическом уголке.
Все игры находятся в контейнере, доступном детям, где любой заинтересовавшийся ребёнок может их взять и поиграть.
Важным условием для эффективного осуществления краеведческой работы является тесная взаимосвязь воспитателей с семьями воспитанников. Большая работа проводится с родителями, они наши помощники и участники во всех мероприятиях. Родители, бабушки и дедушки наших детей живые участники истории родного края. Они приносят старые фотографии, рассказывают детям о своей жизни, событиях, что помогает понять исторические факты и события, почувствовать связь поколений.
Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников : “День защитника Отечества”, “День России”, “9 Мая – День Победы”
], Масленица.
В ходе реализации данной работы дети приобрели знания об истории города, его символике, достопримечательностях, узнали имена тех, кто прославил родной город, проявляли интерес к событиям городской жизни.
Как закрепление знаний детей о родном городе стал музыкальный досуг “Город ситца”. Много песен и стихов было написано про город Иваново, они учат нас любить родной край, беречь родную природу, они-то и стали основой в организации данного мероприятия, костюмы родного края, игры, стихи, все это культурное наследие, которым мы очень дорожим.