Вера Владимировна Буланова
Воспитание духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»
Воспитатель Буланова В. В.
Содержание
1. Актуальность духовно-нравственного воспитания детей в современное время.
2. Цели работы по формированию духовно-нравственных качеств личности детей.
3. Психолого-педагогические исследования в области нравственного воспитания дошкольников.
Публикация «Воспитание духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи» размещена в разделах
4. Принципы работы по духовно-нравственному воспитанию детей.
5. Направления работы образовательной организации по духовно-нравственному воспитанию.
6. Непосредственно организованная образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.
6.1. Интеграция образовательных областей в процессе духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
6.2. Учет требований ФГОС в воспитании нравственных качеств личности дошкольников.
7. Вовлечение родителей в образовательную деятельность образовательной организации по вопросу духовно-нравственного воспитанию.
8. Взаимодействие дошкольного учреждения с общественными организациями.
9. Результаты проведенной работы.
10. Перспектива дальнейшей работы по духовно-нравственному воспитанию детей.
11. Список литературы
Конечная цель разумного воспитания детей
заключается в постепенном образовании в ребенке
ясного понимания вещей окружающего мира.
Затем результатом понимания должно стать
возведение добрых инстинктов детской натуры
в сознательное стремление к идеалам добра и
правды и, наконец, постепенное образование
твердой и свободной воли
Н. И. Пирогов
Актуальность.
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Уже к середине 80-х годов назрела необходимость перестройки дошкольного воспитания. Была разработана Концепция дошкольного воспитания с учетом современных требований общества.
В истории отечественной педагогики этим вопросам всегда уделялось большое внимание, а задача духовно-нравственного развития детей рассматривалась как приоритетная. Педагоги, родители были ориентированы, прежде всего, на приобщение детей к духовным ценностям общества, формирование у них нравственных ориентиров и опыта нравственного поведения.
«…из всех наук, которые человек может и должен знать, — писал Л. Н. Толстой, — главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра; и из всех искусств- главнейшее есть искусство уметь избегать зла и творить добро…».
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
В современной системе дошкольного образования вопросам духовно-нравственного воспитания уделяется серьезное внимание. Осуществление работы по данному направлению обусловлено существующей социальной ситуацией и подтверждается нормативно-правовыми документами.
В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 12.09.2008 г. N 666, одной из задач ДОУ является воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (разд. 1, п. 5).
Среди важнейших задач воспитания Концепция модернизации Российского образования называет формирование гражданской ответственности, российской идентичности, духовности, культуры и др.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, дошкольного образовательного учреждения и государства.
Именно потому, что семья ребенка является ключевым звеном направления духовно-нравственного воспитания детей, а также в свете новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей духовно-нравственных чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями и общественными организациями.
Поэтому работа по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств личности строится в тесном взаимодействии всех субъектов воспитательного процесса (Приложение 1)
Духовность – это потребность и способность человека устремляться к вершинам бытия, слушать свой внутренний голос и бескорыстно, по зову сердца, проявлять деятельностную любовь к окружающим людям и природе.
В связи с этим духовно-нравственное воспитание - это целенаправленный педагогический процесс взаимодействия ребенка с элементами духовной культуры, направленный на становление внутренней системы духовных ценностей (абсолютных, общечеловеческих).
Основываясь на этом, были разработаны цель и задачи работы нашей образовательной организации по духовно-нравственному воспитанию детей.
Цель:
Создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьей и общественными организациями.
Задачи:
1. Повысить профессиональную компетентность педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. (Приложение 2)
2. Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к семье, малой Родине, родной стране.
3. Расширять представления о культуре, православных праздниках и народных традициях своего народа
4. Способствовать формированию духовно – нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
5. Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.
6. Расширить связи с общественными организациями по данному вопросу.
На всех этапах развития педагогической науки, в том числе дошкольной педагогики, под разным углом зрения рассматривались цели, содержание, методы нравственного воспитания детей.
Изучалась роль гуманных чувств в формировании морального облика ребенка-дошкольника (А. В. Запорожец, И. А. Княжева, Л. П. Стрелкова и др., значимость норм и правил в регуляции ребенком собственного поведения (Т. П. Гаврилова, Т. И. Ерофеева, Е. А. Киянченко идр., становление нравственной культуры ребенка (С. В. Петерина, роль знаний о социальной действительности и морали в нравственном воспитании детей (С. А. Козлова, возможности и особенности осуществления дошкольником морального выбора (И. В. Сушкова, Н. А. Хохина, Г. И. Морева, проблема формирования основ гуманных отношений (Т. И. Бабаева, Ф. В. Изотова) и др.
На основе этих исследований были разработаны принципы работы по духовно-нравственному развитию дошкольников : (Приложение 2 А)
Работа с детьми по формированию духовно-нравственных качеств личности.
Очень важно, чтобы нравственное становление ребенка предполагало не только усвоение знаний и представлений о нравственных нормах и правилах поведения, выработку привычки соблюдать эти правила и воспитание нравственных чувств, но и происходило освоение, накопление и обогащение нравственного опыта во всех аспектах его проявления.
В соответствии с ФГОС использовались следующие формы организации детей (Приложение 3;4)
Интеграция образовательных областей в процессе духовно – нравственного воспитания дошкольников (Приложение 5)
Воспитательно-образовательный процесс по развитию духовно-нравственных качеств личности старших дошкольников в ДОУ строится, учитывая требования ФГОС:
• комплексно-тематический принцип с учетом интеграции образовательных областей;
• учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
• недопустимость перегрузки детей;
• использование необходимого и достаточного материала, максимально приближенного к «разумному» минимуму;
• введение культурных и региональных компонентов;
• двухнедельный (и более) период, посвященный одной теме.
• развивающую среду (тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе в уголках развития).
Участие родителей в образовательной деятельности
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.
Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовно-нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста.
Для реализации поставленных целей и задач использовались следующие формы работы с родителями (приложение 6)
Для систематического и планомерного взаимодействия с общественными организациями в процессе духовно-нравственного воспитания детей составлен договор с общественными организациями: (Приложение 7)
В процессе взаимодействия использовались следующие эффективные формы работы:
• Акция «Дари добро»
• Кружок «Уроки добра».
• НОД в семейной библиотеке.
• Досуг «Родной дом»
• Зимнее развлечение «В гостях у бабушки Настасьи. Гуляют ребятки в зимние святки»
• Экскурсии в музеи, по родному городу
• Выставки «Герб семьи», «Семейный альбом»
• Субботники во все времена года,
• Походы с родителями.
• Стало традицией - ежегодно на последнем утреннике выпускники детского сада вместе с родителями, выпускают в небо гелевые шары с заветными желаниями.
Результаты проведенной работы.
В период с октября 2012 года по декабрь 2014 года в образовательной организации был активизирован процесс духовно - нравственного воспитания детей в тесном взаимодействии педагогов с семьями воспитанников и общественными организациями. В это время были проведены разнообразные мероприятия по приобщению наших воспитанников к культурно-историческому наследию страны, родного края и формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников старшего возраста.
Большое внимание уделялось особенностям формирования у детей дошкольного возраста знаний и представлений о нормах и правилах поведения в обществе; эмоционально-ценностного отношения к этим нормам и правилам; опыта нравственно направленных поступков и творчества при решении нравственных задач, выборе способа действий в различных жизненных ситуациях. Использовались проблемные ситуации, беседы, исследовательские проекты, игры, упражнения, направленных на формирование ценностных ориентиров и различных компонентов духовно-нравственной воспитанности дошкольников.
При планировании работы с детьми, учитывался календарь мероприятий на год, который был издан ИРО, где ежемесячно прописаны духовно-нравственные ценности, над которыми мы работаем с детьми.
По данной теме, в соответствии с требованиями федеральных стандартов дополнена предметно-развивающая среда.
Работа в тесном сотрудничестве с родителями и общественными организациями (библиотеки, школы, центр досуга, ЦДО, школа искусств, воскресная школа и т. д.) в ходе воспитательно-образовательного процесса позволили нам расширить духовно - нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом.
Таким образом, сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями за последние годы, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями и социума наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.
Сбор и анализ информации об оценке эффективности процесса духовно-нравственного воспитания проводится в начале и по окончании учебного года. Вначале было проведено анкетирование педагогов и родителей об актуальности духовно-нравственного воспитания в современный период времени.
Опрос педагогов показал - все уверены (100%, что духовно-нравственное воспитание детей должно начинаться с дошкольного возраста.
Начальные итоги анкетирования родителей показали, что вначале учебного года они не придавали большого значения развитию духовности детей, но потом ответы родителей изменились в положительную сторону. Также увеличилось количество семей, празднующих вместе с детьми народные праздники : Пасха, Масленица и др.
На вопрос о том, какие цели должны быть реализованы в ОО родители ответили следующее:
• Знакомство с национальными обрядовыми праздниками - 54%,
• Знание народных обычаев и примет – 87%
• Приобретение практического духовного опыта - 65%,
• Формирование нравственных чувств – 92%.
В процессе мониторинга по выявлению уровня духовно-нравственного воспитания детей используются беседы, решение проблемных ситуаций, дидактические игры, анализ продуктов детской деятельности.
Повысился уровень духовно-нравственного развития дошкольников
(Приложение 9)
Из наблюдений за детьми, бесед с ними и родителями можно с уверенностью сделать вывод о том, что наши воспитанники любят своих родных и близких, детский сад, свою малую Родину, русскую культуру, интересуются народными традициями. Большинство детей успешно осваивают социальные навыки и нормы поведения, применяют полученные знания в добрых делах и поступках.
Итоги мониторинга детей (Приложение 10)
В процессе работы по духовно-нравственному воспитанию детей произошло следующее :
• Оптимизировано взаимодействию с родителями, произошла активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
• Произошло расширение связей ОО с социумом.
Перспектива дальнейшей работы по формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников.
Специфика дошкольной образовательной организации такова, что ежегодно из стен детского сада дети подготовительных групп поступают в школы, а к нам приходят новые малыши. В связи с этим:
1. Продолжить работу по воспитанию духовно-нравственных качеств личности детей и ознакомлению дошкольников с историей, культурой и традициями родного края, привлекая к этой проблеме родителей вновь поступивших детей, чтобы родители наших воспитанников стали для нас первыми союзниками и помощниками.
2. Продолжить работу по совершенствованию структуры создаваемой системы работы по духовно-нравственному развитию детей, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы с детьми, родителями и общественностью по проблеме духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Внедрить в практику авторскую программу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Л. Л. Шевченко «Добрый мир».
Приложение 1
Взаимодействие субъектов воспитательного процесса
Приложение 2
Формы повышения педагогической компетентности педагогов
Приложение 3
Формы организации детей
Приложение 4
Формы организации детей
Приложение 5
Интеграция образовательных областей
Приложение 6
Формы работы с родителями
Приложение 7
Итоги анкетирования родителей
1 вопрос:
Необходимость формирования
духовных качеств ребенка в дошкольном возрасте.
Варианты ответов
1. да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей
2. мы все больше в этом убеждаемся
3. с этим утверждением мы не согласны
4. не ответили
Варианты ответов
1. да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей
2. мы все больше в этом убеждаемся
3. с этим утверждением мы не согласны
4. не ответили
2 вопрос:
Является ли традицией Вашей семьи празднование христианских праздников: Рождество, Пасха, Масленица и др.? (необходимое подчеркните).
а) да, это традиция нашей семьи
б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время это становится традицией нашей семьи
в) мы не празднуем эти праздников
г) другой ответ (не ответили)
Приложение 2 А
Принципы работы по духовно-нравственному развитию дошкольников
Принцип интегративности реализуется во взаимосвязи образовательных областей программы и различных элементов человеческой культуры разных сфер искусства.
• Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения ребенка в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы детей в их решении.
• Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение.
• Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др., которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
• Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
• Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Вятского края
• Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
• Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
• Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
• Принцип системности направлен на развитие системы отношений: детский сад – семья – общественные организации
• Принцип преемственности предполагает взаимодействия : детский сад – школа; дети младшего и старшего возраста в дошкольном учреждении.
Приложение 9
Итоги мониторинга детей
• Область «Социализация» Расширены знания детей и родителей о родном крае, его обычаях, истории и культуре, о православных праздниках; формирование на этой основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности.
• У детей сформированы нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
• Сформированы духовно-нравственные качества в процессе установления пози-тивных межличностных отношений. У детей старшего возраста сформированы такие качества личности, как отзывчивость, общительность, дружелюбие и пр.
• Развита способность детей отличать хорошее от плохого, развито умение делать нравственный выбор.
• Область «Познание» Дети накопили необходимую информацию, получили знания, позволяющие испытывать чувство гордости за тот родной кусочек Земли, на котором они живут, могут рассказать о достопримечательностях родного город
• Область «Художественное творчество» Дети охотно передают в рисунках впечатления от экскурсий по родному городу.
• Область «Физическая культура». Все дети старшего возраста знают народные подвижные игры.
• Область «Чтение художественной литературы» Дети знают и могут инсценировать русские народные сказки, показывают спектакли для малышей. Используют в играх народные считалки, присказки.