АНАСТАСИЯ Буюклян
Настольные игры в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении, т. к. логопедические занятия для одних детей сложны, для других - скучны. Все потому, что дети редко осознают их значимость, поэтому наблюдаются проблемы с мотивацией. В таких условиях не обойтись без игровых приемов, которые помогут сохранить интерес ребенка к занятиям, а также сформировать познавательный интерес и мотивацию.
Темочки:
- Дидактические игры по механикам. Настольные игры
- Логопедия. Работа логопеда
- Обучение грамоте, логопедия. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность детей — игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи. Для организации обучения и воспитания детей, имеющих различные речевые нарушения, крайне важны методы воздействия, которые направлены на активизацию познавательной деятельности. В этом случае особенно эффективными оказываются игровые приемы в работе логопеда и дефектолога. Они вызывают у детей интерес, это то, чем они готовы заниматься, поэтому резонно, что в логопедической практике игровые приемы занимают особое место. Они позволяют создать заинтересованную, непринужденную обстановку, а также снизить общее эмоциональное напряжение, благодаря чему новый материал воспринимается намного легче.
На сегодняшний день можно увидеть большое многообразие игровых приемов. Я хочу остановиться, на тех которые я использую в своей практике:
- использование настольных игр
- использование сенсомоторных дорожек
- адаптирование игрушек, предметов или свойств предметов
В коррекционной работе достаточное разнообразие настольных игр, есть классические бродилки, направленные на автоматизацию поставленных звуков.
Я хотела бы поделиться опытом использования игры «Фефекты фикции». Мне очень нравится использовать эту игру в практике, т. к она универсальна, т. е может подойти для любого ребенка не зависимо от нарушенных звуков. Игра направлена на комплексное развитие речи и интеллекта, т. е она многозадачна. Т. к. задания подобраны для развития и коррекции по нескольким направлениям.
Игра состоит из игрового поля, персонажей, карточек с заданиями, палочек, веревочек, кубика, инструкции.
Перед игрой с помощью кубика можно выполнить артикуляционные задания, которые зашифрованы на кубике для любого нарушенного звука. Описание заданий представлены в методичке. После чего можно переходить непосредственно к работе на игровом поле. Оно разделено на владения 4-х сказочных героев.
На каждом шаге тропинки зашифрованы задания, они соотносятся с карточками. В игре 9 комплектов карточек, а заданий 26 видов - всего 350.
"Дорисуй половинку"- на карточке изображена половина рисунка, ребенок должен приложив карточку к листу бумаги, дорисовать половинку изображения. Для удобства я дополнила эту игру, положив в коробку карандаш и стопку кубариков. Выполняя такие упражнения у ребенка развивается мышление, воображение, внимание, зрительная память, графические навыки, пространственное восприятие, мелкая моторика.
"Выложи узор"- на карточке предлагается несколько вариантов узоров, разных по сложности. Ребенок, используя палочки и веревочки выкладывает узор по образцу. Выполнение таких заданий способствует развитию мелкой моторики рук, внимания, воображения, мышления, речи, а также позволяют формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение у детей.
"Назови и напиши"- в задании содержится вопрос, требующий конкретного ответа. После ответа необходимо написать/назвать первую букву этого слова. В своей практике, я чаще всего предлагаю детям не писать первую букву, а назвать первый звук в этом слове. Таким образом ребенок учится выделять первые звуки в словах.
"Назови три". В этой карточке можно выделить 2 группы заданий: одна группа заданий начинается с фразы «Каким может быть… книга, собака, врач, и т. д., т. е. предполагает ответ словом –прилагательным. А это, как мы все знаем, для современных детей бывает очень сложно.
Вторая группа из этой серии карточек предлагает вспомнить и назвать три каких либо предмета, это может быть слово на заданный звук, или 3 белых предмета, или 3 предмета которые можно увидеть в космосе, или под водой и т. д. Для детей это всегда интересно и сложно одновременно. К тому же таким образом мы обогащаем, активизируем словарь детей, память, мышление, воображение.
"Богатырская сила" эти карточки направлены на развитие двигательной координации- сделай 3 круга бегом вокруг стула, допрыгай до двери и обратно и т. д. Такие задания не дают засиживаться детям во время игры, развивают общую моторику, подвижность, внимательность.
Следующая серия карточек «Мудрый богатырь». Они похожи тем, что направлены на автоматизацию поставленного звука. А различаются материалом, который подобран на определенную группу звуков: "Мудрый богатырь Л", "Мудрый богатырь Ш, Ж, Ч", "Мудрый богатырь Р», "Мудрый богатырь С, З, Ц"
Их можно разделить на следующие направления:
-придумай предложения
-назови ласково
-повтори предложение
-исправь ошибку
Т. к. на карточках задан звук, то и слова соответственно содержат большое количество повторений закрепляемого звука. Выполняя такие задания, у ребенка не только закрепляются звуки, но и совершенствуется грамматический строй, умение образовывать слова с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов, формируется умения выявлять причинно-следственные связи, развитие логического мышления, формируется связная речь.
Почему я рассказала вам именно об этой настольной игре? «Фефекты фикции» - игра очень обьемная и содержит различные приемы, множество разных заданий и универсальна в отношении закрепления поставленных звуков. А еще что важно, она очень нравится детям. Они часто просят поиграть в богатырей