Марина Сорокина
Народный фольклор как источник нравственного развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ИСТОЧНИК НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
Сорокина Марина Владимировна
Ключевые слова: нравственность, нравственные чувства, ребёнок, фольклор, сказка, пословица, развитие, формирование.
Аннотация: в статье раскрыты возможности развития нравственной сферы ребёнка средствами народного фольклора.
Публикация «Народный фольклор как источник нравственного развития ребенка» размещена в разделах
Нравственные чувства развиваются с детства в процессе усвоения нравственных норм, принятых в обществе. Человек учится отличать хорошее от плохого, у него постепенно вырабатываются принципы и нормы собственного нравственного поведения, нравственные убеждения. Все, что для нас является нравственным, вызывает у нас положительные чувства, а то, что безнравственно – отрицательные. К числу нравственных можно отнести такие чувства как любовь, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, стыд, муки совести, чувства симпатии, антипатии, привязанности, уважения, признательности и другие. Каждое из нравственных чувств – сложнейшее единство переживаний и размышлений.
Формирование нравственности изначально происходит в семье, в разнообразных видах деятельности, в процессе общения. Немаловажное значение имеет использование фольклора, народная мудрость которого воздействует на эмоциональную сферу ребёнка, формирует устойчивые положительные и отрицательные отношения к действительности.
Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Поэтому, знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям.
Одним из немногих оставшихся средств, создающих благоприятные условия для общения взрослых и детей, способствующих развитию нравственных чувств ребёнка, является сказка. Сказка даёт необходимую гамму переживаний, вызывает добрые и серьёзные чувства, помогает возродить духовный опыт нашей культуры, традиции нашего народа – она учит добру, справедливости, честности. Базируясь на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях, сказка обладает богатым социальным, нравственно-психологическим потенциалом. Любая сказка обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказка является одним из важнейших психологических, социально-педагогических средств формирования личности.
Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел. Сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участие волшебных, фантастических сил.
Известно, что многие сказки начинаются с зачина: «Жили-были», а кончаются приговоркой: «Стали жить-поживать и добра наживать». Нет таких бед, в которые не попадали бы герои сказок, но нет и таких бед, которых не отвели бы от себя. Побеждает добро, берёт верх справедливость. Мысль в сказке очень проста: хочешь себе счастья, учись уму-разуму.
Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их.
Стремясь пробудить в детях лучшие качества, уберечь их от чёрствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребёнка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над лом, сказки рассказывали, как трудна их борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.
Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
Большое значение для развития нравственных чувств ребёнка имеют также пословицы, загадки, былины и др.
Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Пословицы удовлетворяют многие духовные потребности личности: познавательно-интеллектуальные
(образовательные, производственные, эстетические, нравственные и др.
Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства.
Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времён выступали как психолого-педагогические средства. Анализируя содержания пословиц, можно отметить, что с одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой – оказывают воспитательное влияние, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности – положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями.
В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и др.
Наиболее распространё нная форма практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и др.
Наиболее распространённая форма пословиц – наставления: поучения, наставляющие детей и молодёжь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению, и, наконец, наставления, содержащие психолого-педагогические советы, констатирующие результаты воспитания. В пословицах получили отражение идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитанию, наследования детьми черт поведения родителей, влияния окружающей среды и общественного мнения и т. д. и т. п.
Важный психологический смысл имеют народные оценивающие суждения о людях, о чертах их личности: «Вспыльчивый нрав не бывает лукав», «Злой человек, как уголь – если не жжет, то чернит»,
«Добрая совесть – глаз Божий. Добрая совесть любит обличение» и др. Многочисленные характерологичекие пословицы интересны тем. Что свойства личности оцениваются в них по поступкам и действиям. Например: «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха»; «Смолоду наживай, а под старость проживай»; «Не красна книга письмом, красна умом».
Половица – прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, сод правил поведения. «век живи, век учись»; «Жить – родине служить»;» Не красна жизнь днями, а красна делами».
Загадка – изображение или выражение, нуждающееся в разгадке. Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияния на умственное, эстетическое и нравственное развитие. В глубокой древности они, вероятно, выполняли эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.
Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из разных областей окружающей действительности; причём наличие большого количества загадок об одном и том же явления из разных областей окружающей деятельности; причём наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования личности. Это единство достигалось благодаря тесной связи в загадках умного (мудрые мысли, многочисленные сведения о важном, нужном, и прекрасного (совершенные художественные формы загадок,поэтизация человеческой жизни и явлений природы и т. п.). Именно благодаря прекрасному в загадках такими выразительными становятся мысли о здоровье, нравственности, труде.
Таким образом, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Его жанры позволяют в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать нравственные чувства, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Список использованных источников
1. Даль, В. И. 1000 русских пословиц и поговорок. / В. И. Даль. М. : Рипол Классик, 2010. – 320 с.
2. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / Под. ред. Л. И. Скворцова. – М. : Оникс, 2010. – 736с.
3. Царёва, Е. В. Народный фольклор как средство формирования нравственных чувств ребёнка / Е. В. Царёва Е. Ю. Кракова // «Современное образование: психолого-педагогические проблемы и опыт решения», III всероссийская научно-практическая заочная конференция «Современное образование: психолого-педагогические проблемы и опыт решения», 30-31 октября 2008г. : [материалы] / Мордов. гос. пед. ин-т – Саранск, 2009. – с. 68-71.