Папки-передвижки

Народный фольклор как источник нравственного развития ребенка

Марина Сорокина
Народный фольклор как источник нравственного развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ИСТОЧНИК НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Сорокина Марина Владимировна

Ключевые слова: нравственность, нравственные чувства, ребёнок, фольклор, сказка, пословица, развитие, формирование.

Аннотация: в статье раскрыты возможности развития нравственной сферы ребёнка средствами народного фольклора.

Публикация «Народный фольклор как источник нравственного развития ребенка» размещена в разделах

Нравственные чувства развиваются с детства в процессе усвоения нравственных норм, принятых в обществе. Человек учится отличать хорошее от плохого, у него постепенно вырабатываются принципы и нормы собственного нравственного поведения, нравственные убеждения. Все, что для нас является нравственным, вызывает у нас положительные чувства, а то, что безнравственно – отрицательные. К числу нравственных можно отнести такие чувства как любовь, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, стыд, муки совести, чувства симпатии, антипатии, привязанности, уважения, признательности и другие. Каждое из нравственных чувств – сложнейшее единство переживаний и размышлений.

Формирование нравственности изначально происходит в семье, в разнообразных видах деятельности, в процессе общения. Немаловажное значение имеет использование фольклора, народная мудрость которого воздействует на эмоциональную сферу ребёнка, формирует устойчивые положительные и отрицательные отношения к действительности.

Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Поэтому, знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям.

Одним из немногих оставшихся средств, создающих благоприятные условия для общения взрослых и детей, способствующих развитию нравственных чувств ребёнка, является сказка. Сказка даёт необходимую гамму переживаний, вызывает добрые и серьёзные чувства, помогает возродить духовный опыт нашей культуры, традиции нашего народа – она учит добру, справедливости, честности. Базируясь на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях, сказка обладает богатым социальным, нравственно-психологическим потенциалом. Любая сказка обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказка является одним из важнейших психологических, социально-педагогических средств формирования личности.

Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел. Сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участие волшебных, фантастических сил.

Известно, что многие сказки начинаются с зачина: «Жили-были», а кончаются приговоркой: «Стали жить-поживать и добра наживать». Нет таких бед, в которые не попадали бы герои сказок, но нет и таких бед, которых не отвели бы от себя. Побеждает добро, берёт верх справедливость. Мысль в сказке очень проста: хочешь себе счастья, учись уму-разуму.

Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их.

Стремясь пробудить в детях лучшие качества, уберечь их от чёрствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребёнка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над лом, сказки рассказывали, как трудна их борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.

Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.

Большое значение для развития нравственных чувств ребёнка имеют также пословицы, загадки, былины и др.

Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Пословицы удовлетворяют многие духовные потребности личности: познавательно-интеллектуальные

(образовательные, производственные, эстетические, нравственные и др.

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времён выступали как психолого-педагогические средства. Анализируя содержания пословиц, можно отметить, что с одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой – оказывают воспитательное влияние, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности – положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями.

В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и др.

Наиболее распространё нная форма практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и др.

Наиболее распространённая форма пословиц – наставления: поучения, наставляющие детей и молодёжь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению, и, наконец, наставления, содержащие психолого-педагогические советы, констатирующие результаты воспитания. В пословицах получили отражение идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитанию, наследования детьми черт поведения родителей, влияния окружающей среды и общественного мнения и т. д. и т. п.

Важный психологический смысл имеют народные оценивающие суждения о людях, о чертах их личности: «Вспыльчивый нрав не бывает лукав», «Злой человек, как уголь – если не жжет, то чернит»,

«Добрая совесть – глаз Божий. Добрая совесть любит обличение» и др. Многочисленные характерологичекие пословицы интересны тем. Что свойства личности оцениваются в них по поступкам и действиям. Например: «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха»; «Смолоду наживай, а под старость проживай»; «Не красна книга письмом, красна умом».

Половица – прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, сод правил поведения. «век живи, век учись»; «Жить – родине служить»;» Не красна жизнь днями, а красна делами».

Загадка – изображение или выражение, нуждающееся в разгадке. Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияния на умственное, эстетическое и нравственное развитие. В глубокой древности они, вероятно, выполняли эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из разных областей окружающей действительности; причём наличие большого количества загадок об одном и том же явления из разных областей окружающей деятельности; причём наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования личности. Это единство достигалось благодаря тесной связи в загадках умного (мудрые мысли, многочисленные сведения о важном, нужном, и прекрасного (совершенные художественные формы загадок,поэтизация человеческой жизни и явлений природы и т. п.). Именно благодаря прекрасному в загадках такими выразительными становятся мысли о здоровье, нравственности, труде.

Таким образом, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Его жанры позволяют в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать нравственные чувства, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Список использованных источников

1. Даль, В. И. 1000 русских пословиц и поговорок. / В. И. Даль. М. : Рипол Классик, 2010. – 320 с.

2. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / Под. ред. Л. И. Скворцова. – М. : Оникс, 2010. – 736с.

3. Царёва, Е. В. Народный фольклор как средство формирования нравственных чувств ребёнка / Е. В. Царёва Е. Ю. Кракова // «Современное образование: психолого-педагогические проблемы и опыт решения», III всероссийская научно-практическая заочная конференция «Современное образование: психолого-педагогические проблемы и опыт решения», 30-31 октября 2008г. : [материалы] / Мордов. гос. пед. ин-т – Саранск, 2009. – с. 68-71.

Публикации по теме:

Фольклор как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста Взрослые – хранители знаний, умений, опыта, накопленного человечеством. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. В конце XX.

Фольклор как средство развития музыкальных способностей детей Во все времена игра была ведущей формой развития, формирования, воспитания ребенка. Существует разнообразные игры: подвижные, малоподвижные,.

Фольклор в развитии ребенка младшего дошкольного возраста Фольклор в развитии ребенка младшего дошкольного возраста Волощук Светлана Алексеевна – воспитатель МДОБУ «Центр развития ребенка – детский.

Фольклор — это кладезь здоровья! Народный праздник «Масленица»Фольклор — это кладезь здоровья! Народный праздник «Масленица» Здоровая личность – это цельная личность, способная воспринимать мир в единстве и целостности, и сформировать её без развития духовной.

Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников Туркина Екатерина Валерьевна, музыкальный руководитель.

Планирование на март, 4 неделя. Тема недели «Народный фольклор» Планирование (Втора младшая) на март 4 неделя с 25 по 29. Тема недели: Народная фольклор Цель: знакомить с устным народным творчеством.

Самообразование «Фольклор как средство развития творческих и музыкальных способностей дошкольников» Тема самообразования: «Фольклор, как средство развития творческих и музыкальных способностей дошкольников» Данная тема по самообразованию.

Семинар-практикум для педагогов «Речь воспитателя как основной источник речевого развития детей в ДОУ»Семинар-практикум для педагогов «Речь воспитателя как основной источник речевого развития детей в ДОУ» Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период.

Чтение художественной литературы как богатейший источник познавательного и нравственного развития детей Обрати своё сердце к книгам… «Какое богатство мудрости и добра рассыпано по книгам всех времён и народов!» Л. Н. Толстой В наш век новых.

Устное народное творчество-богатейший источник духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста Проникновение в массовое сознание западной культуры с несвойственными для российского человека установками на противопоставлении индивида.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народный фольклор как источник нравственного развития ребенка
Опубликовано: 7 ноября 2019 в 18:18
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народный фольклор как источник нравственного развития ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Марина Сорокина (УИ 779652) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД