Крымова Инна
Чтение художественной литературы как богатейший источник познавательного и нравственного развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Обрати своё сердце к книгам…
«Какое богатство мудрости и добра
рассыпано по книгам всех времён и народов!»
Л. Н. Толстой
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации : телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому наша роль, как педагогов, состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, пробудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Книга даёт возможность домыслить, «пофантазировать». Это значит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, способности умение думать самостоятельно, воспитывает нравственные качества.
Публикация «Чтение художественной литературы как богатейший источник познавательного и нравственного развития детей» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Вопрос? Как сделать ребёнка добрее, отзывчивее беспокоит не одно поколение родителей. Один из возможных путей эмоционально- нравственного развития детей – это путь через художественную литературу, т. к. искусство, литература богатейший источник и побудитель чувств, специфических, человеческих: нравственных, интеллектуальных, эстетических. Читая детям рассказы о товариществе и дружбе, дети больше принимают мир ясным и светлым, стремятся к добрым делам, взаимовыручке и уважении друг к другу. Произведения художественной литературы раскрывают перед дошкольниками мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети постепенно начинают замечать настроение близких и окружающих их людей. И у дошкольников начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботу и доброту, протест против несправедливости и т. д.
Необходимо тщательно подбирать художественные произведения в зависимости от конкретных поставленных задач. Очень важно, чтобы произведения были высокохудожественными и глубокими по смыслу. Их великое множество и все они воспитывают в наших ребятах самые гуманные чувства. Хочется отдельно остановиться на произведениях Виктора Драгунского. Эти книжки рассказывают о детях: об их дружбе, учёбе и отдыхе. Уже несколько поколений детей наслаждаются весёлыми рассказами В. Драгунского. Вместе с героями детям становится лучше понимать, что же самое главное в человеке, и каким каждый из нас должен быть. Практика работы с детьми показывает, что после чтения художественного произведения необходимо проводить беседы, которые помогут ребёнку увидеть главное в содержании, дать правильную оценку, разобраться во всём. Вопросы, правильно поставленные, помогают ребёнку разобраться в образе, высказывать своё отношение к нему; также помогают и нам самим понять душевное состояние ребёнка во время чтения, выявить способность сравнивать и обобщать прочитанное, стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным. Дискуссия во многом способствует активизации чувств, развивает самостоятельность мышления. Ребёнку предлагают утвердить или опровергнуть мнение другого ребёнка, т. к. чувства других детей необходимо укреплять и развивать.