Волощук Светлана
Фольклор в развитии ребенка младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклор в развитии ребенка младшего дошкольного возраста
Волощук Светлана Алексеевна – воспитатель МДОБУ «Центр развития ребенка – детский сад № 105 Лесозаводского городского округа»,
Времена теперь другие, как и игры, и дела
Далеко ушла Россия от страны, какой была,
Но преданья старины забывать мы не должны,
Слава русской старине! Слава нашей стороне!
Публикация «Фольклор в развитии ребенка младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
С помощью фольклора взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребёнком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка. Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая») вызывает потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым. Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогощает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком.
Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка : поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. С помощью фольклора можно увлечь детей, привить любовь к русскому языку. Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком матери». С древнейших времен матери внушали, утешали, ласкали, убаюкивали детей колыбельными песнями, попевками. Особую значимость приобретает фольклор в период адоптации дошкольника. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Так как многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя его содержания.
Например:
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Димочка хороший!
Ванечка пригожий!
***
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись,
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт!
В часы утреннего приема можно использовать маленькие песенки - потешки с конкретными детскими именами («Как у нашей Даши», «Ехал Ваня», «Тимурка – дружок»). Речевой материал должен быть понятным, доступным, соответствующим данному возрасту. В момент одевания или раздевания детей можно использовать песенки – пестушки, небылицы шутливого содержания («Сорока», «Дед Данила», «Пастушок - дружок»). Укладывая детей спать, следует использовать небольшие колыбельные песенки, напевая их негромко, нежно, («Ай, котик», «Баю, баю» и др.). Помогает потешка и в процессе кормления:
***
Умница Дашенька,
Ешь кашку сладенькую,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую…
Во время одевания на прогулку:
***
Вот они сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем калошки;
Этот - с правой ножки,
Этот – с левой ножки.
Малые формы фольклора используют и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождается потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки, показываем, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытираться насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождаем процесс умывания словами: «Водичка, водичка, умой Ване личико». Все это помогает малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку. Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывания ее спать. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе из детей кто-то плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач». Не всегда дети любят причесываться, заплетать косички, веселее эта процедура проходит с потешкой: «Расти коса до пояса…»Фольклор способен корректировать поведение детей, создать у них хорошее настроение
.Среди богатства народного эпоса особую фольклорную форму являют собой сказки. Сказки бытовые, волшебные, сказки о животных – учат детей ориентироваться среди предметов окружающего мира, знакомят с человеком и его видом деятельности. Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описывают их повадки.
***
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Что так рано встаёшь,
Деткам спать не даешь?
Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение воспитателем произведений народного творчества. Ребёнок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям. Ребенок приобретает через народные произведения действенный опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам общественной жизни. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Список литературы:
1. Генерава Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание. -1985
2. Неганова Н. Русский фольклор в жизни малышей// Дошкольное воспитание. -1995
3. Усова А. Русское народное творчество в детском саду.