Получи документы

Фольклор в развитии ребенка младшего дошкольного возраста

Волощук Светлана
Фольклор в развитии ребенка младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Фольклор в развитии ребенка младшего дошкольного возраста

Волощук Светлана Алексеевна – воспитатель МДОБУ «Центр развития ребенка – детский сад № 105 Лесозаводского городского округа»,

Времена теперь другие, как и игры, и дела

Далеко ушла Россия от страны, какой была,

Но преданья старины забывать мы не должны,

Слава русской старине! Слава нашей стороне!

Публикация «Фольклор в развитии ребенка младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

С помощью фольклора взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребёнком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка. Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая») вызывает потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым. Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогощает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком.

Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка : поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. С помощью фольклора можно увлечь детей, привить любовь к русскому языку. Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком матери». С древнейших времен матери внушали, утешали, ласкали, убаюкивали детей колыбельными песнями, попевками. Особую значимость приобретает фольклор в период адоптации дошкольника. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Так как многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя его содержания.

Например:

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Димочка хороший!

Ванечка пригожий!

***

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись,

Наша деточка пойдёт,

Через киску упадёт!

В часы утреннего приема можно использовать маленькие песенки - потешки с конкретными детскими именами («Как у нашей Даши», «Ехал Ваня», «Тимурка – дружок»). Речевой материал должен быть понятным, доступным, соответствующим данному возрасту. В момент одевания или раздевания детей можно использовать песенки – пестушки, небылицы шутливого содержания («Сорока», «Дед Данила», «Пастушок - дружок»). Укладывая детей спать, следует использовать небольшие колыбельные песенки, напевая их негромко, нежно, («Ай, котик», «Баю, баю» и др.). Помогает потешка и в процессе кормления:

***

Умница Дашенька,

Ешь кашку сладенькую,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую…

Во время одевания на прогулку:

***

Вот они сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки;

Этот - с правой ножки,

Этот – с левой ножки.

Малые формы фольклора используют и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождается потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки, показываем, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытираться насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождаем процесс умывания словами: «Водичка, водичка, умой Ване личико». Все это помогает малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку. Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывания ее спать. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе из детей кто-то плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач». Не всегда дети любят причесываться, заплетать косички, веселее эта процедура проходит с потешкой: «Расти коса до пояса…»Фольклор способен корректировать поведение детей, создать у них хорошее настроение

.Среди богатства народного эпоса особую фольклорную форму являют собой сказки. Сказки бытовые, волшебные, сказки о животных – учат детей ориентироваться среди предметов окружающего мира, знакомят с человеком и его видом деятельности. Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описывают их повадки.

***

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что так рано встаёшь,

Деткам спать не даешь?

Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение воспитателем произведений народного творчества. Ребёнок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям. Ребенок приобретает через народные произведения действенный опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам общественной жизни. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Список литературы:

1. Генерава Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание. -1985

2. Неганова Н. Русский фольклор в жизни малышей// Дошкольное воспитание. -1995

3. Усова А. Русское народное творчество в детском саду.

Публикации по теме:

Роль театрализованной деятельности в развитии детей младшего дошкольного возраста Роль театрализованной деятельности в развитии детей младшего дошкольного возраста. Театр – искусство прекрасное! Оно облагораживает, воспитывает.

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста Доклад на методическое объединение на тему: «Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста».

Фольклор в развитии речи детей младшего дошкольного возрастаФольклор в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Несомненно, на сегодняшний день тема развития речи детей актуальна. В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация,.

Роль воспитателя в развитии речи детей младшего дошкольного возрастаРоль воспитателя в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Воспитатель МБДОУ «Детский сад №234» Устиновского района города Ижевска Трескина Елена Фёдоровна. Выдающийся педагог 19 века К. Д. Ушинский.

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка младшего дошкольного возраста» Роль сказки в развитии ребенка.

Консультация для родителей «Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и.

Приоритетный вид деятельности в развитии и образовании ребенка дошкольного возраста Для определения приоритетного вида деятельности сначала стоит разобраться какие существуют виды деятельности и что они дают в развитии образовании.

Роль взрослого в развитии игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста Игра представляет собой особый вид деятельности, который, зарождаясь в детские годы, сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Эмоции в развитии ребенка дошкольного возраста «Истинная радость – дело серьезное!» (Сенека) Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных.

Значение музыкально-дидактических игр в развитии ребенка дошкольного возраста Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор в развитии ребенка младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 июля 2019 в 15:51
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фольклор в развитии ребенка младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Волощук Светлана (УИ 1958341) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД