Елена Жалковская
Самообразование «Фольклор как средство развития творческих и музыкальных способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклор как средство развития творческих и музыкальных способностей дошкольников
Тема самообразования:
«Фольклор, как средство развития творческих и музыкальных способностей дошкольников»
Публикация «Самообразование „Фольклор как средство развития творческих и музыкальных способностей дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Данная тема по самообразованию была выбрана не случайно. Приобщение детей к народному творчеству весьма актуально в наше время. В течение многих веков народные песни, игры, хороводы, потешки любовно и мудро приобщали ребёнка к высокой моральной культуре народа.
Яркие художественные образы привлекали и привлекают внимание ребёнка и в то же время оказывают на него воспитательное воздействие. Ценность фольклора в том, что с его помощью взрослые устанавливают с ребёнком контакт эмоционального общения. Фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову, обычаям. Дети проявляют большой интерес к народным песням, играм, танцам.
Календарный фольклор. Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во все времена года. Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению маленькими детьми. По принципу игры детьми заимствуется и воспринимается большинство календарных песен.
К наиболее распространённым жанрам календарного фольклора относятся заклички, обращённые к явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.)
Близко к закличкам примыкает ещё один жанр – приговорки – краткое обращение к животным, птицам, насекомым, растениям: «божья коровка, улети на небо…», «улитка, улитка, высуни рога…», «матушка-репка, уродись крепка…», «кукушка, кукушка, серое брюшко…» и т. д. Простота языка календарных песен, естественность интонаций, тесно связанных с речевыми, способствует быстрому запоминанию их маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком.
Потешный фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки – имеют самостоятельное значение и не связанны с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников.
Небылицы основаны на вымысле. Детей в небылицах привлекают комические положения, юмор, радостные эмоции, например: «мужик пашет на свинье» или «медведь по небу летит» и т. д.
Дразнилки являются формой детской сатиры, подмечающей какой-либо недостаток или слабость человека. В каждой дразнилке чувствуется сильный эмоциональный заряд.
Прибаутки – короткие по форме (4-8 строф, забавные песенки, своего рода ритмизованные сказочки.
Иногда дети сами создают простейшие рифмованные нелепицы, дразнилки, что развивает детскую фантазию, побуждают интерес к новым словообразованиям, например: Федя-медя, муха-комуха, чики-чикалочки и т. д.
Игровой фольклор.
Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Игры разделены на
три основные типологические группы: драматические, спортивные, хороводные.
Драматические игры являются синтезом диалога, музыкального припева и движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического действа.
Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование, их цель – победа
в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В них
нередко исполняются игровые припевы.
В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые моменты. По
характеру движения игры делятся на: круговые, некруговые, хороводы и шествия.
Большое место в играх детей занимают считалки, “игровые прелюдии”, имеющие
различные названия: счетки, сосчиталки, гадалки.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что детский музыкальный фольклор
играет чрезвычайно важную роль в музыкальном и творческом развитии ребенка дошкольного возраста.
Фольклор в формировании личности дошкольника.
Фольклор воспитывает национальный характер мышления, нравственности, патриотизма. Овладение родной речью происходит одновременно с обучением родному музыкальному языку. Творческая природа фольклора даже для маленького ребенка дает творческий стимул к его развитию. Целый пласт песен имеет четко выраженную воспитательную направленность. Колыбельные песни, пестушки, потешки,
прибаутки, песни-игры готовят ребенка к жизни. Многие забавы, игры — это как бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых.
Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат по тематике и содержанию, характеру исполнения.
Песни могут исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речитативом, в сопровождении народных инструментов.
Яркие образы в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем, сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру.
Игра соответствует природе ребёнка. В процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.
Игра в детском возрасте несёт в себе различную нагрузку: творческую, познавательную, физического развития.
Игры, без сомнения, развивают ребенка физически, укрепляют мышечный аппарат, развивают пластику, моторику, чувство ритма. Игра подключает ребенка к миру театра — в процесс создания сценария и самого спектакля по сказкам. Ребенок, становясь героем сказки, переживает ситуацию сказочного героя, передаёт его образ, учится двигаться, поет, танцует.
Многие фольклорные жанры способствуют физическому и умственному развитию детей, развивая у них мускулатуру, координацию движений, пластику, моторику, умение двигаться под музыку. Многие считалки, прибаутки развивают дыхание, способствуют развитию дикции, формируют через слово национальный характер мышления ребенка.
Поэтому, учитывая все эти особенности фольклора, активно использую его в своей работе: на музыкальных занятиях, развлечениях, утренниках. Обилие распевов на гласных звуках, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают народные потешки, прибаутки незаменимыми помощниками в работе над чёткой дикцией, протяжностью пения. Кроме того, русская народная песня формирует вкус ребёнка, обогащает речь типично народными выражениями: «зимушка-зима», «травушка-муравушка», «солнышко-тёплышко», «весна-красна» и т. д. И хотя многие слова звучат непривычно, дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст. С большим удовольствием дети поют песни «Бабушка-куделинка», "Горынька",«Ой, на горе трубоньки», «Долговязый журавель», «Как под наши ворота» и многие другие. Все они хороши тем, что их можно водить в хороводе, инсценировать, сопровождать игрой на детских инструментах. Знакомлю детей с элементами народных плясовых движений, которые затем включаются в пляски, в хороводы, сопровождают народные песни.
Народные игры доставляют детям огромную радость, приобщают
их к народной культуре мягко и ненавязчиво. В их числе: «Золотые ворота», «Тетёра», «Заря-заряница», «Гуськи», «Ручеёк», «В хороводе были мы» и т. д. Весь материал легко усваивается детьми. Яркие образы вызывают желание двигаться. Всё, разученное на занятиях, применяется детьми в самостоятельной деятельности, на прогулках, в играх во время отдыха. В играх часто использую считалки. Дети их проговаривают с большим удовольствием. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр.
Дети с большим удовольствием играют в оркестре. Быстро и охотно осваивают народные музыкальные инструменты, такие как трещотки, ложки, рубель, бубны, коробочки, колотушки и т. д. Сопровождаются оркестром и исполнение народных песен.
Итогом работы с русским фольклором являются наши праздники и развлечения. При составлении сценариев я часто использую народные сказки: «Царевна-лягушка», «Снегурочка», «Морозко», «Летучий корабль». Ярко и празднично проходят развлечения: «Рождественские посиделки», «Масленицу встречаем», «Троица». Кроме развлечения, эти мероприятия носят познавательный характер. Здесь дети знакомятся с традициями и обычаями русского народа, поют частушки, водят хороводы, играют в народные подвижные игры. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры почти исчезли сегодня из детства. И очень важно сделать эти игры достоянием наших детей.
Работа с фольклорным материалом не могла не отразиться на успехах наших детей. Они стали активнее, эмоциональнее, расширилось их представление об окружающем мире, обогатился словарный запас, повысился интерес к музыке. Движения их стали более выразительны, свободны, а это значит, что лучше стала музыкальная память, слух, чувство ритма.
Народные песни, поэтическое слово становятся близкими детям, способствуют пробуждению любви и бережному отношению к родной природе, к истории страны.
Устойчивая положительная динамика развития музыкальных и музыкально-творческих способностей, исполнительского мастерства явилась итогом данной работы.
Реализуются новые знания в занятиях театрально-музыкального кружка «Теремок», в выступлениях на городских конкурсах и фестивалях в народных празднествах и гуляньях в детском саду.
Источники информации:
1. Е. А. Дубровская «Ступеньки музыкального развития», Москва, изд-во
«Просвещение», 2006г.
2. Е. Забурдяева, Н. Перунова «Посвящение Карлу Орфу», СПб, Изд-во «Невская
нота», 2008г.
3. Ю. Ю. Алексеев «Терапевтические танцы», Москва, изд-во «Ковчег», 2006г.
4. Г. М. Науменко «Фольклорный праздник», Москва, изд-во «Линка-Пресс», 2000г.
5. К. И. Устинов «Хрестоматия русского фольклора», Москва, изд-во «Линка-Пресс»
2005г.
6. А. В. Орлова «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду»,
Владимир, 1995г.
7. Т. Э. Тютюнникова «Бим! Бам! Бом!», С-Петербург, 2009г.
8. Т. А. Рокитянская «Воспитание звуком», Ярославль, «Академия развития»» 2002г