Туркина Екатерина Валерьевна
Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников
Туркина Екатерина Валерьевна, музыкальный руководитель
Разделы: Работа с дошкольниками
___
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по –иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы,оказывается,знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чём мечтали,рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам.
Публикация «Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора - повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.
Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, а также проведение праздников и развлечений - всё это носит большие возможности для творческого развития дошкольников.
С древних времён люди считали себя частицей природы, наблюдая за ней, осмысливая себя через общение с ней, восхваляли её через песни, обряды,праздники, тем самым накапливалось, создавалось устное народное творчество. В нем отражены народный пот
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности, хочу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. Анализируя детское продуктивное творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей ведь только творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.
Это и послужило выбору темы исследования: «Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей».
Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречий:
• Между тенденциями развития современной мировой и отечественной культуры и необходимостью сохранять и передавать богатство традиционной народной культуры.
• Между сложившейся в семье культурой быта и повседневностью, и прививаемой в ДОУ «Снегирек» традиционной народной культурой.
• Между широким спектром задач музыкального воспитания и ограниченностью ресурсов (личностных, методических, материальных).
• Между декларативной готовностью педагогов и педагогической деятельностью дошкольного учреждения.
Учитывая выше изложенные противоречия можно определить основные проблемы состоящие в:
• рассмотрении роли народной культуры в развитии творческих способностей дошкольников и в поиске путей оказания эффективной помощи детям старшего дошкольного возраста в развитии музыкальных способностей.
• недостаточности методической литературы, разработанных технологий и методик по дошкольному возрасту. Книги носят собирательный характер.
Перед началом работы была сформулирована следующая гипотеза: включение в содержание музыкального воспитания фольклорного материала будет способствовать развитию музыкальных творческих способностей.
Цель: анализ педагогических условий, способствующих развитию творческих музыкальных способностей.
Объектом наблюдения является процесс развития творческих музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом наблюдения – психолого-педагогические условия и результаты деятельности по развитию творческих музыкальных способностей.
Задачи: рассмотреть, как:
• Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству способствует развитию творческих способностей дошкольников
• Воспитание у детей стремления к самовыражению посредством творческой деятельности способствует развитию творческих способностей.
• Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии способствует развитию музыкально-творческих способностей.
• Музыкальная деятельность в детском саду способствуют воспитанию эстетических чувств.
• Через фольклор можно решать воспитательные задачи.
В ходе данной работы были использованы следующие методы работы:
• анализ психолого - педагогической литературы,
• индивидуальная беседа,
• наблюдение,
• анализ продуктов детской деятельности.
В своей работе я опираюсь на принципы государственной политики в области образования:
• Ст. 2 Федерального «Закона об образовании»,
• На Временные требования к содержанию и методы воспитания и обучения, реализуемые в ДОУ, где определены критерии развития ребёнка в музыкальной деятельности:
o развитие у детей творческих способностей
o знакомство с произведениями народной музыки и песенного фольклора (частушки, колядки, хороводы, где продекларирован гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей.
• На Образовательную программу МАДОУ «Снегирек», которая определяет направления и содержание деятельности детского сада:
o возрождение, сохранение и передачу детям смыслов и ценностей культуры;
o развитие потребностей в художественно-эстетической деятельности и изучении истории культуры региона.
Было проведено отслеживание результатов развития певческого голоса у группы детей в течение 2 лет обучения. Параметры и критерии оценок брала из программы «Ладушки». Проанализировав результаты диагностики ребят в начале 2017 года, я отметила у 75% нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону, минимальный диапазон. У 25% ребят отмечалось относительно чистое интонирование, 10% четкая дикция. Только у одного ребенка было чистое интонирование, диапазон шире октавы.
В своей работе я использовала упражнение для голоса по методике Емельяновой. В результате работ у ребят стало наблюдаться правильное формирование певческих навыков, это сказалось положительно на качестве пения. В конце 2004-20005 учебного года (в мае) при повторной диагностике я отметила снижение низкого результата до 60%, а достаточный поднялся до 40%.
В течение следующего учебного года 2018-2019 учебный год, мы с ребятами продолжали работать по той же методике, использовали дикционные упражнения по системе Емельянова, уделяя упражнениям, много времени на занятии. В конце учебного года диагностика показала, что стало меньше ребят с низким уровнем развития певческого голоса – 35%, зато вырос достаточный результат и составил 65%.
По результатам отслеживания видно, что происходил рост развития певческих навыков, что сказалось благотворно на развитии музыкальных способностей. Учитывая, что музыкальные способности необходимо развивать и далее, родители продолжают образование детей в Школе искусств и Центрах детского творчества.
Анализ наблюдения за развитием певческих навыков позволил выявить и ряд недостатков:
• напряжение в пении,
• неправильную певческую установку,
• зажатость, не эмоциональность исполнения.
Большое внимание на своих занятиях уделяю дикции. Одним из сложных навыков для ребят является чистота интонирования. Ребята с фальшивым пением прислушиваются к пению детей чисто интонирующим.
Работая над каждым ритмическим рисунком в песне, использую метод ходьбы по кругу, отбивая притопом сильные доли, или хлопки в ритме мелодии.
Условия активизации певческих навыков:
• ребёнок должен четко понимать, чего он должен добиться, выполняя задание;
• знать, чего он достиг, выполняя то или иное упражнение;
• повторение исполнения должно быть направлено на устранение ошибок, с осмыслением деятельности.
В методике обучения пению необходим индивидуальный подход к ребёнку. Стремиться к тому, чтобы дети со слабыми природными и средними музыкальными данными приобретали правильные навыки, как и дети, обладающие хорошими музыкальными данными.
Вторичная диагностика по развитию у детей творческих способностей показала, что у детей произошли положительные изменения (по сравнению с данными первичной диагностики) Из 20 детей 15 детей имеют достаточный уровень, что составляет 75 %, 25 % (5 детей) с низким уровнем развития.
Для выяснения уровня заинтересованности детей в занятиях я проводила анкетирование на тему «Что тебя больше всего привлекает на занятии?». Анкета для детей 2 года обучения. Из ответов видно, что интерес сохраняется. Наибольшее предпочтение дети отдают народной игре и пляске (75 % детей, на втором месте беседы и концертная деятельность (35 % детей, и на третьем месте пение (25 % детей).
Анкетирование родителей показало, что не все понимают преимущество фольклора над эстрадой (58% и 42%,а на вопрос приоритета фольклора на занятиях - мнения разделились поровну (50% на 50%). Отсюда сделала вывод, нужно больше проводить бесед с родителями и чаще привлекать для проведения совместных мероприятий.
Провела анкетирование детей, посещающих фольклорный кружок «Ладушки». Дети должны были ответить на вопрос: «Нравится ли тебе посещать занятия фольклорного кружка», нужно было выбрать один из трех вариантов ответов: с желанием, без желания, затрудняюсь ответить. Из ответов детей видно, что интерес к кружку повысился.
Таким образом:
• у детей сформировалось представление об этнокультурной картине мира, народных традиций и обрядов;
• развивается понимание народной этики и ее роли;
• сформировался более высокий уровень культуры поведения и самореализации на празднике;
• выступая с концертными номерами, пропагандируя народное творчество, лучшие образцы народно-певческой культуры своего края, дети испытывают чувство уважения и гордости к искусству своего народа.
За время обучения дети становятся
• активными участниками праздников, посвящённых народным праздникам,
• ежегодно принимают участие в смотре – конкурсе «Музыкальное царство» в Центре культуры и искусства и получают дипломы.
Педагогические условия, способствующих развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста:
1. Программа по музыкальному воспитанию «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой. Основным условием в реализации данной программы является введение ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой, что необходимо для детей всех возрастов, поскольку не даёт ребёнку чувствовать себя некомпетентным в той или иной деятельности.
2. Музыкальные занятия. На занятиях, где через пословицы, поговорки, сказки ребята для себя раскрывают нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. Дети проговаривали пословицы, поговорки к народным праздникам придумывали мелодии колыбельных песен и пели их куклам. При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. На занятиях наряду с изучением народно-обрядовой культуры России и Урала проводится вокально-хоровая работа. Проводилась артикуляционная гимнастика по системе Емельянова, комплекс упражнений для постановки дыхания, разработанный Казанцевой М. Г., научным сотрудником Института Истории и Археологии РАН.
3. Игровая деятельность. В основе ее деятельности лежит один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (Философ-гуманист М. Монтенко). В своей работе отдаю предпочтение использованию народных игр с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются дети. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.
4. Кружковая работа направлена на развитие творческой личности, знающей свою культуру. В программе предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, музеев, участие в концертной деятельности с целью пропаганды народного творчества.
5. Праздники и развлечения. Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении народных праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных.
6. Концертная деятельность. Совместная концертная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.
7. Работа с педагогами и специалистами. Работу по успешной реализации поставленных задач трудно было бы осуществлять без взаимодействия всех специалистов и педагогов, ведущих непосредственную работу с детьми: воспитателей, психолога, специалиста по изобразительной деятельности, инструктора по физическому воспитанию, социального педагога, медицинских работников. Решать поставленные задачи позволяют следующие формы совместной деятельности:
• семинары,
• педагогические советы,
• индивидуальные и групповые консультации,
• практикумы (совместные праздники и развлечения,
• круглые столы.
• подбор тематического фольклорного материала на режимные моменты. Разработан план мероприятий с педагогами и специалистами. С педагогом по изобразительной деятельности установлен тесный контакт, взаимопомощь в проведении комплексных занятий. После музыкальных занятий дети рисуют свои впечатления, что помогает выражать свои чувства и эмоции, дети лучше запоминают произведения, игры.
8. Работа с родителями. Успешное развитие детей в МАДОУ невозможно без помощи активного участия и помощи родителей. Привлечение родителей к решению поставленных задач осуществляется следующим образом:
• проводятся индивидуальные беседы, консультации,
• просмотр и участие в праздниках
• школа для родителей «Музыкальная гостиная»
• оформление информационного уголка
• выступления в Центре культуры искусств.
Таким образом, в сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей.
Работа, проводимая в нашем детском саду по развитию творческих способностей, развивает и детей, родителей и педагогов. И пусть не все наши воспитанники не смогут посвятить себя в дальнейшем музыке, но всё то, что в них было заложено в нашем детском саду, чему они здесь научились, поможет им стать мыслящими, неординарными творческими людьми.
Приложение
Список литературы
1. Бударина. Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С. -Петербург,1998.
2. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка, М. Просвещение, 1988
3. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход И. В. Штанько. ТЦ. 2007
4. Дошкольная педагогика, 5-е изд-е. С. Л. Козлова., Т. А. Куликова, Москва, Академия. ,2004
5. Загоруля Г. А. ,Мазурик А. М. Путешествие в мир фольклора.
6. Закон РФ «Об образовании», (в редакции20.07.2004 года)1999
7. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
8. Князева. О. Л., Маханёва. М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С. Петербург. 1998
9. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. М. ,2006
10. Кольцова М. И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание № 5/1993
11. Калинина Р. Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. С. -Петербург, 2002
12. Мельников М. Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики, Новосибирск, Просвещение, 1987
13. МикляеваН. В. Микляева Ю. В. Новицкая М. Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. М, 2006
14. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход И. В. Штанько. ТЦ. 2007
15. Картушина. М. Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников. Управление дошкольного образования № 5, 2005
16. Кольцова М. И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание №5.1993
17. Немов Р. С. Психология, М. Владивосток 1999
18. Остроух Г. А. Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание №9. 1994
19. Развитие творческой активности, М. Педагогика 1991
20. Смирнов С. «Педагогика», Издательский центр, Академия 1998
21. Старикова К. Л. У истоков народной мудрости, Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. общества 1994
22. Старикова К. Л. Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. общества 1994
23. Тихонова. М. В. Красна изба. С-Петербург. 2000.
4.10.2019