Татьяна Кондрышева
Фольклор как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Взрослые – хранители знаний, умений, опыта, накопленного человечеством. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. В конце XX века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Поэтому проблема развития детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Публикация «Фольклор как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
На третьем году жизни резко усиливается потребность ребенка в общении. В этом возрасте не только стремительно увеличивается объем общеупотребительных слов, но и возникает способность к словотворчеству.
Фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, поговорки, пословицы, заклички, песенки, загадки, сказки. Средства развития речи у детей дошкольного возраста (технологии, методы, приемы)
Организации образовательного процесса по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста велась по двум направлениям:
использование фольклора в организованной образовательной деятельности;
использование фольклорных произведений в совместно-партнерской деятельности.
Для развития речи детей мной был определен ряд методов, наиболее эффективных при достижении качества образовательной деятельности с детьми:
информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания книг с яркими иллюстрациями;
репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей младшего дошкольного возраста. Это метод упражнений включает в себя прием повтора стихотворения, диалога, выполнение мимики, жеста, движений рук;
эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;
исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество.
Но, следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии и в свободной деятельности, важно активизировать внимание детей младшего дошкольного возраста, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами являются:
игра, которая является основным видом деятельности детей (игровые ситуации);
сюрпризный момент (игровая мотивация) - необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогало не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивала живость и непосредственность детского восприятия и деятельности (любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка принять участие в путешествии или стать участником спектакля);
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
живая, эмоциональная речь воспитателя;
музыкальное сопровождение показа различных видов театра.
В образовательной работе использовались такие формы:
- ситуативный разговор;
- чтение;
- рассказ;
- тематический досуг;
- игровая беседа с элементами движений;
- рассматривание;
- утренняя гимнастика;
- контрольно-диагностическая деятельность;
- элементарное экспериментирование;
-физкультурное занятие;
- игровое упражнение;
- индивидуальная игра;
- праздник;
- совместные действия;
- поручения и задания;
- самостоятельная деятельность в книжном уголке и уголке театрализованной деятельности;
- инсценирование;
- использование различных видов театров;
- дидактическая игра,
- хороводная игра с пением;
-игра-драматизация;
- чтение наизусть;
- отгадывание загадок в условиях книжного уголка;
- разучивание стихотворений;
- словесная игра на прогулке;
- наблюдение на прогулке;
- конструирование;
- сюжетно-ролевая игра.
Для достижения целей были поставлены и решались следующие задачи:
формирование восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка устного народного творчества;
развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря;
воспитание интереса к устному народному творчеству, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров фольклора, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него;
обогащение развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Для детей в группе созданы необходимые условия с учетом возрастных особенностей :
- достаточная освещенность в группе;
- удобное размещение за столами;
- расположение наглядного материала на уровне глаз ребенка и на доступном расстоянии.
Для реализации поставленных задач разработан перспективный план работы с детьми по развитию речи с использованием фольклора. План разрабатывался в соответствии с учетом тематического принципа построения образовательного процесса, таким образом, чтобы проводимая работа способствовала решению общих задач.
При составлении плана мы руководствовались следующими принципами:
Принцип активности и посильной самостоятельности.
Принцип познавательной активности.
Принцип наглядности.
Использовались наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т. д., с помощью которых создавалась развёрнутая картина действий и результата, использовались различные виды театров.
При организации образовательного процесса использовались приемы: - инсценирования, средства наглядности синхронно с чтением;
- прием действенного соучастия (активное вхождение детей в развертывающее перед их глазами действия);
- динамический акцент (сочетание действенного показа игрушки на фрагментах текста; ее перемещения, приведения в действие частей игрушки помогает понять смысл прочитанной строчки);
- усилия зрительных впечатлений – это поддержание ориентировочной активности, наглядными средствами : изменения (в самой игрушки, замена ее, либо нахождение ее); исчезновение или внезапное появление в несколько измененном виде;
Принцип поэтапности в передаче смыслового содержания
Принцип вариативности.
Принцип художественного фольклорного исполнения произведения.
Мною была разработана система по развитию речи детей раннего возраста. Данная система включила в себя:
1. Перспективный план ознакомления детей с малыми формами фольклора (Приложение 4).
2. Картотеки: «Поэтическое народное слово», «Пальчиковые игры» (Приложение 5, 6).
3. «Дидактические игры с использованием фольклора» (Приложение 7).
3. Методические рекомендации для педагогов по использованию малых фольклорных жанров. (Приложение 8).
4. Наглядно-дидактический материал.
5. Мероприятия по взаимодействию с родителями.
На основе дидактических принципов и опираясь на них, я использую следующие приемы ознакомления детей с малыми формами :
1. Чтение с показом картинок.
2. Чтение с показом сюжета или обыгрыванием сюжета с детьми.
3. Составление сюжета на фланелеграфе.
4. Театрализация (скажи за героя).
5. Пальчиковый театр при заучивании потешек.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии связной речи детей раннего возраста включались : чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми. Также особое место хороводные игры. В младшем дошкольном возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка.
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний). Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Колыбельные песни, по мнению народа — спутник детства. Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей раннего возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька».
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной — не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».
Когда я выбирала потешки, обращала внимание на то, чтобы они были просты и коротки, с четким ритмом, побуждали к действию, движениям.
Словарный запас детей этого возраста еще не велик, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Ритмичный текст потешек побуждают детей к движению, создавая радостное настроение, тем самым вызывают желание проговаривать её вместе с воспитателем, активизируя свою речь.
Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями можно переключить внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями, чтением потешки: «Петушок, петушок, золотой гребешок….», «Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись…», «Вот собачка Жучка, хвостик закорючка…».
Знакомя малышей с потешками “Курочка-рябушечка”, “Наши уточки”, “Кисонька – мурысенька”, “Дай молочка, Бурёнушка”, со стихотворением “Кто как кричит” А. Барто, я привлекала их к подражанию крику птиц, животных.
Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей: «Этот пальчик – дедушка…».
Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используются их имена, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают: «У сороки боли, А у Танечки заживи», «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Сашенька хороший, Сашенька пригожий».
Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.
Фольклорные произведения помогают мне в работе и по развитию подвижности артикуляционного аппарата, и по развитию произносительной стороны речи, и на формирование словаря и развитию активной речи.
Образовательная деятельность по развитию подвижности артикуляционной моторики носят подражательный, игровой характер.
На формирование гласных звуков использую потешки: «Ладушки, ладушки», «Наши уточки с утра», «Баю- бай, баю- бай, ты, собаченька, не лай» и многие другие.
Например при прочтении потешки «Из – за леса, из – за гор, едет дедушка Егор», предлагаю детям прищелкивая языком, поцокать, как лошадка (подготовка для артикуляции звука Р) или после рассказывания сказки про волка и семеро козлят предлагаю показать малышам, как воет волк (вытянуть губы в трубочку и произнести звук «у-у-у»).
А после рассказывания сказки теремок, провожу такое упражнение: «Закроем — откроем домик» — учимся смыкать и размыкать обнаженные зубы (подготовительные упражнения для артикуляции звуков С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ).
Для произнесения звуков «Т-Д» : «Дождик, дождик полно лить», «Ну-ка, милый пастушок, Ты спеши-ка на лужок», «Тили бом, тили бом, загорелся Кошкин дом» и др. ; для произнесения звуков: К-Г-Х использую потешки: «Гуси, гуси, га-га-га», «В печи калачи, как огонь горячи», «Катя, Катя маленька», «Наши уточки с утра».
После чтения потешки «Уж ты Котя- коток, Котя серенький лобок»- предлагаю детям показать как Котя- коток будет лакать молоко (быстро выбрасывать и втягивать язык, или такое упражнение: как Котя - коток лакомится пирогом (облизывание языком верхней и нижней губы, прошу
показать какой широкий язычок у собачки и какой узкий у котенка.
Когда читаю потешки про ревушек такие как: «Не плачь, не плачь, куплю калач», «Что ты плачешь, «ы» да «ы», слезы поскорей утри» и др., предлагаю детям погримасничать - упражнения для лица (изменение мимики) сделать лицо весёлое, сердитое, плаксивое, доброе, спокойное, надуть щеки, втянуть щеки, перекачать воздух из одной щеки в другую и др.
Наверное, все без исключения, и мы, взрослые помним, как нам бабушки, мамы пели простые песенки и потешки:
Ай ду-ду, ду-ду-ду-ду!
Сидит ворон на дубу…
Ай качи- качи- качи,
Под подушкой калачи.
Это воздействие на формирование детской речи, начиная с первых лет жизни. Своеобразным «обучением» являются речевые игры – подражание голосам животных, тем самым побуждая ребенка к речи.
Потешки, песенки, прибаутки незаменимы для усвоения музыки родного языка. Это своеобразная игра со звуками, словами, посредством которой ребенок познаёт тонкости родного языка. Многократное повторение простых звучаний очень полезно для развития речи ребенка и освоения всех звуков родного языка.
Учитывая, что звуковая культура речи детей раннего возраста — это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, можно обратиться к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.
Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко - закликать. Например: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!». Разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!
Солнышко, появись!
Красное, нарядись!
Чтобы год от года
Была у нас погода!
Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.
Тише, куры, не шумите,
Моего Ваню не будите,
А мой Ваня будет спать,
Будет глазки закрывать.
Чтобы сформировать связную речь ребенка младшего дошкольного возраста, я учила его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов. Основой связной речи у детей, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста помогло нашим детям освоить вопросительную интонацию.
Яму копал? – Копал.
В яму упал? – Упал…
Конкретность сформулированных вопросов вызывает четкий и простой ответ. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать ее в тексте. Освоив интонационную выразительность в коротких неполных предложениях, дети смогут ее проявлять в распространенных предложениях.
Еще одним интересным жанром фольклора, в развитии речи детей раннего возраста, являются загадки.
Придумывание и отгадывание загадок - оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие связной речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.
Чик – чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (воробей)
Сказки подбирались по содержанию доступные детям, вовлекая их в драматизацию, здесь дети даже самые стеснительные и замкнутые раскрывают свои возможности диалогической и связной речи.
Первые сказки – “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”, “Колобок” – понятны ребёнку потому, что их герои – животные – разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т. п.).
Используя малые фольклорные жанры как средство обогащения словаря детей новыми словами и выражениями, благодаря простоте их звучания, дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь.
Большое значение для развития словаря и активизации речи имеет и пальчиковая гимнастика с использованием потешек: «Сорока- ворона», «Пальчик- мальчик, где ты был?», «Идет коза рогатая», «Где же наши ручки?» и др.
Используя малые фольклорные формы, как средства развития речи в работе с детьми раннего возраста, я убеждаюсь, что в это интересно детям, они овладевают лексикой родного языка, звуковой культурой речи, проявляют речевое творчество, читают наизусть стихи и потешки.
Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формируют представления о диких животных, птицах и их повадках. Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
Показ трудового действия сопровождали потешкой, песенкой. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождали процесс умывания словами: «Водичка, водичка…»
Все это помогало малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку. А в дальнейшем они уже использовали народные потешки во время игр, при укладывании спать…
С первыми театрализованными действиями дети знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов.
Многие хороводные игры созданы по образцу народных игр, и содержат элементы фольклора и народной культуры. Однако они упрощены, сокращены и адаптированы для детей младшего дошкольного возраста.
Хороводные игры очень полезны для малышей, так как удовлетворяют их потребность в движении, общении и образном поэтическом слове. Сочетание движений со словом помогает ребенку осознать содержание игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий. Эти игры помогают завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Ведь они делают ребенка открытым для общения, способствуют формированию личности. В хороводных играх малыши действуют одновременно и одинаково. Общность движений и игровых интересов усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем. Кроме того, дети учатся согласовывать свои действия друг с другом, ходить за ручку по кругу, ориентироваться на пространственные условия движений.
Хороводные игры отличаются необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Движения как бы драматизируют содержание игры. Все это будит воображение детей, развивает музыкальные способности и художественный вкус. Яркое и выразительное ведение хоровода становится своеобразной формой эстетического воспитания.
При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок используются разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка. Например, на прогулке говорю, увидев ворону: "Посмотрите, какая красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидит на ветке и каркает, это она с вами здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем, как ворона".
И еще хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности в развитии связной речи ребенка. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами, побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. Особенно ценны в этом отношении потешки, небылицу, короткие сказки, героями которых являются животные и дети. Через сказку дети учатся отличать, где добро, а где зло, кто хороший, а кто плохой. Сказки воспитывают добрые чувства.
Ежедневно использую разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный, а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Иногда детям младшего дошкольного возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" дети "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула, и пищат за неё.
Дети могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе с взрослым и подражая ему, дети учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.
Свою работу по развитию речи с использованием фольклора я осуществляю во время непосредственной организованной деятельности: коммуникация, ознакомлению ребенка с природой, художественным творчеством (лепкой, рисованием, конструированием, физической культурой.
В процессе ознакомления с окружающим использовались следующие формы фольклора :
части тела («Ладушки», «Что за шум, что за рев);
дом, семья («Баю, бай», «Пальчик, мальчик»);
игрушки («Чики-чикалочки»);
фрукты, овощи («Здравствуй осень», «В лес зайчишка поскакал», «Зайчишка-трусишка», «Огурчик», «Зайка репку посадил»);
дикие животные («Лиса по лесу ходила», «Сидит белка на тележке» и др.);
домашние животные («Как у нашего кота», «Привяжу я козлика», «Ходит конь по бережку» и др.);
птицы («Петушок», «Курочка-рябушечка», «Вдоль по реченьке лебедушка плывет» и др.).
Использую формы фольклора и во время режимных моментов:
на прогулке «Здравствуй осень», «Дождик», «Как на тоненький ледок …», «Валенки», «Наша Маша», «Уж ты зимушка-зима», «Солнышко»;
при умывании («Водичка, водичка»);
кормление («Травка – муравка»);
одевание на прогулку («Варежки Вареньки» и др. ,
укладывание на дневной сон («Вот и люди спят», «Баю, бай»).
Для снятия нервного напряжения и информационной перегрузки я читаю детям сказки: «Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок» и др. Я не только читаю потешки и сказки, но и провожу театрализованные представления по ним (кукольный и настольный театр, пальчиковые игры, также хороводные и подвижные игры.
Таким образом, применение разнообразных методов и приемов организации образовательного процесса позволило разнообразить работу по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста.