МААМ-картинки

Народная педагогика как неисчерпаемый ресурс воспитания (3 фото)

Наталья Гаврилович
Народная педагогика как неисчерпаемый ресурс воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Важнейшим вопросом для судьбы России, её будущего, является вопрос сохранения и развития национальной культуры. Именно поэтому позиция педагогов дошкольного образования, направленная на приобщение подрастающего поколения к её традициям, так важна.

Народная педагогика отражает мысли, ожидания и устремления народа, а также его образ жизни и самосознания. В её основе лежит стихийная самоорганизация взрослых, взаимодействующих с детьми, их взаимный интерес и привязанность как результат коллективного творческого вклада многих поколений в культуру.

Публикация «Народная педагогика как неисчерпаемый ресурс воспитания» размещена в разделах

Все чаще взоры педагогов обращаются к опыту народной педагогики, в арсенале которой не последнее место занимала и занимает игрушка, и в первую очередь кукла.

Заинтересовать детей проще всего через основную деятельность дошкольного периода – игровую. Кукла является неотъемлемым элементом игры всех детей. А традиционная народная кукла несет в себе огромный потенциал для изучения народных традиций, русских обрядов, русского костюма одновременно являясь игрушкой в глазах детей, с помощью которой ребенок осознает свою национальную принадлежность.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Самые лучшие творцы кукол - дети.

Однажды принесли показать детям куклу, сделанную из кусочков ткани, рассказали про неё. Думали, ребята её посмотрят и вернуться к своим игрушкам, но тряпичная кукла так заинтересовала детей, что они играли в неё целый день, передавая из рук в руки, и даже иногда ссорились. Спросили: «Хотите познакомиться с другими куклами, похожими на эту?». Все проявили интерес, и на глазах детей появилась кукла из салфеток. У всех ребят был восторг. Вместе с детьми изучали, из каких материалов кукла изготавливается, рассказывали, для чего использовали ту или иную куклу. Незаметно для себя дети расширяли кругозор и приобщались к народной культуре.

Так, постепенно, в практику работы вошло изготовление русских народных кукол : и игровых, и обрядовых. В свободное время вместе с детьми мастерили кукол-пеленашек, кукол из мочала, Крупенички, бессонницы, тряпичных кукол. Все это постепенно развивало руки детей и воображение. Дети полюбили кукол, называли их ласково, играли в них. Разучивали с детьми потешки, песенки, читали сказки – знакомились с жанрами устного народного творчества. Наблюдая за детьми, каждый раз убеждаемся в том, что элементы народной педагогики приносят радость детям, желание познавать и уважать историю своего народа, его культуру, а значит, любить нашу Родину развивают чувства гражданственности, ответственности за судьбу своего народа, родной страны.

Значимость и важность кукол в воспитании детей заключается :

Во-первых, куклы – самоделки убедительно отражают национальные обычаи, религиозные представления, бытовые условия и привычки народа;

Во-вторых, в незамысловатых человеческих фигурках из тряпок, соломы, мха, бересты, дерева, теста, бумаги, зачастую украшенным редким колористическим богатством, заключается большой игровой и творческий потенциал;

В-третьих, игры с куклами развивали и развивают самостоятельность и инициативность играющих, творческое отношение к тому, что сделано взрослыми, к собственным самоделкам. В сочетании реального и условного кроется творческий потенциал самодельной куклы, выявлявший наблюдательность детей, знание ими бытовых особенностей покроя национального платья, его отделки, цвета, формы головных уборов;

В-четвертых, изготовление кукол способствовало подготовке девочек к роли хозяйки в доме. В народе бытовало мнение, что девочка, умеющая хорошо шить игрушки, украшать их, ухаживать за ними, обязательно станет хорошей хозяйкой. Не случайно, при сватовстве о невесте судили по её детским и юношеским работам, в том числе по куклам;

В-пятых, играя с куклами в «свадьбу», «беседу», «дочки-матери», девочки органично совмещали элементы народной музыки, танца, театра, устной поэзии. В играх с самодельными куклами зарождался, развивался и совершенствовался тот культурный, нравственный и позитивный эмоциональный опыт, который старшее поколение стремилось передать младшему.

Мы хотим видеть своих детей знающими и любящими свою Родину. Разве смогут дети стать такими без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры? Необходимо, чтобы дети с ранних лет узнавали культуру своего народа через игры-забавы, загадки, пословицы, и поговорки, сказки и произведения народного искусства, через колыбельные и потешки. Только в этом случае народное искусство – этот источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след. Народная педагогика несет в себе огромный заряд эстетического и нравственного идеала, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Она позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа, частью которой она является.

Список литературы:

Волков Г. Н. Этнопедагогика под редакцией И. Т. Огородникова. Чебоксары, 1974.

Лебедева Н. Н. Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки. М. ; Элиста, 2003.

Лунина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры: Учебно-методическое пособие. М., 2004.

Образцов С. В. «Золотое дерево» // Эстетическое воспитание в семье. Москва, 1966.

Народная педагогика как неисчерпаемый ресурс воспитания
Фото №1 Важнейшим вопросом для судьбы России её будущего является вопрос сохранения и развития национальной культуры Фото №2 Именно поэтому позиция педагогов дошкольного образования направленная на приобщение подрастающего поколения к её традициям так важна
Публикации по теме:

Что для меня значит интернет-ресурс сайт МAAM.RU Уважаемые коллеги! Я сегодня познакомилась с публикацией Татьяны Михайловой «Интернет-ресурс сайт МAAM.RU в жизни дошкольного педагога».

Фотоотчёт «Форум креативных территорий. Народная игрушка как ресурс развития ребёнка»Фотоотчёт «Форум креативных территорий. Народная игрушка как ресурс развития ребёнка» Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию «Конгресс традиционной игрушки», который проходил в Нижнем Новгороде 11 и 12 октября. Его.

Интернет-ресурс педагогического работника Рада всем и приветствую всех, кто заглянул в гости! Хочу предоставить Вашему вниманию конкурсный материал по созданию интернет – ресурса.

Изобразительная деятельность — многогранный ресурс развития детей дошкольного возрастаИзобразительная деятельность — многогранный ресурс развития детей дошкольного возраста Изобразительная деятельность – многогранный ресурс развития детей дошкольного возраста. Творчество в любом проявлении необходимо для развития.

Консультация «Цифровой ресурс МЭО как средство организации дистанционного образовательного процесса с дошкольниками» Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. Принципиально.

Музейная педагогика в ДОУМузейная педагогика в ДОУ Музей – это шкатулка истории, где хранится бесценный опыт многих поколений; это учреждение, осуществляющее сбор, научное изучение и хранение.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Составитель: Вежнина.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Театрализация на уроках иностранного языка как незаменимый ресурс преподавания «Театрализация как незаменимый ресурс преподавания иностранных языков» «Если двое разговаривают, а третий слушает их разговор, – это уже.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная педагогика как неисчерпаемый ресурс воспитания
Опубликовано: 6 декабря 2022 в 16:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народная педагогика как неисчерпаемый ресурс воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гаврилович в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД