Светлана Погнерыбко
Направленность педагогической деятельности по речевому развитию детей педагога подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Направленность педагогической деятельности по речевому развитию детей
педагога подготовительной к школе группы Погнерыбко С. Н. по программе Л. Е. Журовой «Подготовка к обучению грамоте».
Содержание программы.
Публикация «Направленность педагогической деятельности по речевому развитию детей педагога подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Внимание широкой общественности всё чаще обращается к обучению и развитию детей дошкольного возраста. Родители хотят научить детей как можно раньше и как можно большему. Удивительная пластичность детской памяти, жадная познавательная активность ребёнка дают возмож-ность взрослым сообщать дошкольнику огромное количество информации, загружать его знаниями, часто не задаваясь вопросом о том, когда и где они ему пригодятся. Не последнее место среди всех этих занятий занимает обучение чтению. Далеко не редки случаи, когда ребенок ещё и говорить-то толком не умеет, половину звуков не произносит, но родители с гордостью демонстрируют друзьям, как их малыш узнаёт разные буквы. Нужно ли это? Важно ли это для умственного развития ребёнка? Нет, ребёнку это совсем не нужно и, главное, никак не способствует его умственному развитию. Малышей знакомят с буквами, чтобы как можно раньше научить читать. А ведь сейчас уже хорошо известно, что чтение -— это лишь часть (и притом не первая) обучения грамоте. Запомнить буквы совсем не сложно. Но грамота — это не просто чтение. Это грамотные чтение и письмо, основанные на законах родного языка. И вот этому, к сожалению, как правило, не учат малышей, считая такую учебную деятельность слишком сложной для них и откладывая её на то время, когда дети достигнут более старшего — школьного — возраста.
Однако психологи давно доказали, что именно в дошкольном возрасте ребёнок обнаруживает необыкновенные языковые способности. Маленький человек с наслаждением занимается какими-то странными языковыми упражнениями, как бы пробуя слова на вкус, нанизывая их бессмысленными цепочками: «Бунда, мунда, кунда, рунда.» Что делает ребёнок, описанный К. И. Чуковским, составляющий эту «бессмысленную» цепочку слов? Малыш меняет первый звук в словах, изменяя тем самым и всё слово, т. е. проделывает то самое действие, которому педагоги специально учат детей на занятиях по обучению грамоте. Конечно, ребёнок делает это неосознанно, но ему интересно вслушиваться в звуча-ние слов. К сожалению, взрослые редко поддерживают этот детский интерес к звукам речи, и он, как правило, постепенно угасает.
Предложенная автором система обучения чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста способствует более эффективному формированию навыков чтения. По учебникам Лидии Ефремовны учиться читать - это увлекательная игровая деятельность. Педагогам и родителям эти пособия позволяют повысить интерес у детей к чтению, делают процесс обучения менее утомительным и монотонным.
При обучении как письму, так и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
определение количества звуков в слове;
фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие);
определение места звука в слове.
Подготовительная группа
В подготовительной к школе группе решаются следующие задачи:
- учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции,
- знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии,
- овладевают слоговым и слитным способом чтения.
8. Правила обозначения звуков буквами
Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых или мягких согласных звуков. Дети должны усвоить, что буквы «а», «о», «у», «ы», «э» — пишутся после твердых согласных, а буквы «я», «е», «ё», «ю», «и» — после мягких согласных звуков.
По ходу проведения звукового анализа слов дети узнают, что звуки «ч», «щ», «й» — мягкие согласные, они не имеют твердой пары, а звуки «ж», «ш», «ц» — твердые согласные, не имеют мягкой пары.
Ознакомление с правилами написания йотированных гласных букв Я, Ю, Ё, Е в начале слова, а также в словах типа «маяк», «армия» проводится по ходу звукового анализа специально подобранных слов. Дети узнают, что буквы Я, Ё, Ю, Е в начале слова или после гласного звука обозначают два звука: ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ.
Разбор слова ЮЛА.
Знакомство с согласными буквами
В течение года решается задача ознакомления детей со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слов). При этом строго выдерживается единый принцип введения каждой новой согласной буквы.
Согласная буква, за некоторыми исключениями, обозначает два звука: твердый и мягкий согласный, поэтому словарный материал подбирается с учетом того, какие звуки могут обозначать буквы, которые мы вводим. Например, буква М обозначает в слове мимо звук «мь», т. е. мягкий согласный, и звук «м», т. е. твердый согласный звук; буква Н в слове Нина обозначает звуки «нь» и «н» и т. п.
В работе с детьми этот принцип реализуется так: например, воспитатель предлагает детям выложить слово Нина. Гласные, уже знакомые детям, они должны обозначать соответствующими буквами, а звуки «нь» и «н» — соответственно фишками (зеленой и синей). Затем детям предлагается назвать звуки, обозначенные фишками («нь» и «н»). И здесь воспитатель говорит, что эти звуки обозначаются одной согласной буквой — «н».
После того как дети уже знают несколько согласных букв (м, н, р, л, г, к, з, с, д, т, ж, ш, их знакомят с буквой ь (мягкий знак). С этой целью предлагается выложить два слова, отличающиеся друг от друга одним согласным звуком, например слова мел и мель, которые отличаются звуками «ль» и «л». Дети разбирают. После этого воспитатель «вводит» правило, что кроме букв я, е, ю, ё, и, которыми обозначается мягкость согласных звуков, есть еще буква — мягкий знак (ь, которая не обозначает никакого звука, а ставится для того, чтобы показать, что предшествующий согласный звук мягкий.
Разделительная функция твердого знака раскрывается на сравнении двух слов, например сел и съел. Дети узнают правило о твердом знаке, который не обозначает звука и ставится для того, чтобы отделить твердый согласный звук от букв е, ё, я, ю, написание которых в другом случае свидетельствует, что предшествующий согласный читается мягко.
3. Обучение чтению
При обучении чтению выделяются три задачи:
обучать словоизменению,
формировать послоговое чтение,
формировать слитное чтение.
Этап словоизменения направлен на формирование способа чтения. Ребенок должен сначала посмотреть на гласную букву, затем перевести глаза на согласную и читать.
При чтении слогов ребенок должен перестроить свой навык чтения: здесь движение полоски с гласными буквами (пособие «Окошечки») уже не заставляет его смотреть сначала на гласную букву, он сам должен руководить своим чтением.
Перейти от слогового к слитному чтению помогает ударение.
В предлагаемой программе по подготовке к обучению грамоте, деятельность начинается в средней группе детского сада (один раз в неделю); продолжается в старшей и подготовительной группе (2 раза в неделю). В программу «Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду» входят методические указания по обучению грамоте для трёх возрастных групп, материалы для обучения дошкольников – рабочие тетради для средней, старшей и подготовительной групп; планы и конспекты занятий для каждой группы.
Сентябрь
1. Занятие № 54
Задачи: 1. Познакомить детей с буквой «ы».
2. Продолжать учить детей работать с кассой букв.
3. Закреплять у детей умение проводить звуковой анализ слова.
4. Продолжать учить детей называть слово в соответствии с заданной моделью.
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 5- 6лет. Сценарии образовательной деятельности". Стр
2. Занятие № 56
Задачи: 1. Закреплять у детей знания о буквах «ы» и «и».
2. Закреплять у детей умение проводить звуковой анализ слова.
3. Продолжать учить детей работать с кассой букв.
4. Продолжать учить детей соотносить слова с их моделями.
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 5- 6лет. Сценарии образовательной деятельности". стр.
3. Занятие № 58
Задачи: 1. Закреплять пройденный материал. 2. Учить детей подбирать заранее материал для выкладывания слова.
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 5- 6лет. Сценарии образовательной деятельности". стр.
4. Занятие № 60
Задачи: Учить детей проводить действие словоизменения. Закреплять правила написания гласных букв при проведении звукового анализа слова.
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 5- 6лет. Сценарии образовательной деятельности". Стр
Октябрь
1. Занятие № 62
Задачи: 1. Учить детей проводить действие словоизменения.
2. Закреплять правила написания гласных букв при проведении звукового анализа слова.
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 5- 6лет. Сценарии образовательной деятельности". Стр
2. Занятие № 64
Задачи: Закреплять знания детей о букве «м». Учить детей читать слоги по «окошкам» и без них. Закреплять правила написания гласных букв при проведении звукового анализа слова.
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 5- 6лет. Сценарии образовательной деятельности". стр.
3. Занятие № 66
Задачи: 1. Закреплять у детей знания о буквах «н» и «м».
2. Учить детей читать слоги по «окошкам» и без них.
3. Закреплять правила написания гласных букв при проведении звукового анализа слова.
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 5- 6лет. Сценарии образовательной деятельности". стр.
4. Занятие № 68
Задачи: 1. Закреплять знания детей о буквах «р», «н», «м».
2. Учить детей читать по «окошкам» и без них.
3. Закреплять правила написания гласных букв при проведении звукового анализа слова.
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 5- 6лет. Сценарии образовательной деятельности".
Ноябрь
1. Занятие № 70
Задачи: 1. Закреплять знания детей обо всех пройденных согласных буквах.
2. Учить детей читать слоги по «окошкам» и без них.
3. Закреплять правила написания гласных букв при проведении звукового анализа слова.
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 5- 6лет. Сценарии образовательной деятельности". Стр
2. Занятие № 72
Задачи: 1. Закреплять знания детей обо всех пройденных согласных буквах.
2. Учить детей читать слоги по «окошкам» и без них.
3. Закреплять правила написания гласных букв при проведении звукового анализа слова.
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 5- 6лет. Сценарии образовательной деятельности". стр.
3. Занятие № 2
Задачи: Помочь детям вспомнить понятие «гласные звуки; закреплять у детей умение обозначать буквами гласные звуки.
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 6-7лет. Сценарии образовательной деятельности".
4. Занятие № 4
Задачи: Помочь детям вспомнить понятие «согласные звуки; закреплять у детей умение обозначать буквами гласные и согласные звуки
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет. Сценарии образовательной деятельности".
5. Занятие № 6
Задачи: Помочь детям вспомнить понятие «согласные звуки; закреплять у детей умение обозначать буквами гласные и согласные звуки
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет. Сценарии образовательной деятельности".
Декабрь
1. Занятие № 8
Задачи: закрепить умение проводить звуковой анализ слов, учить детей читать слова с изученными буквами.
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет. Сценарии образовательной деятельности".
2. Занятие № 10
Задачи: закрепить умение проводить звуковой анализ слов, учить детей читать слова с изученными буквами.
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет. Сценарии образовательной деятельности"
3. Занятие № 12
Задачи: закрепить умение проводить звуковой анализ слов, учить детей читать слова с изученными буквами.
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет. Сценарии образовательной деятельности".
4. Занятие № 14
Задачи: развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, закрепить умение проводить звуковой анализ слов
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 6-7лет. Сценарии образовательной деятельности».
Январь
1. Занятие № 16
Задачи: закрепить умение проводить звуковой анализ слов, учить детей читать слова с изученными буквами.
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет. Сценарии образовательной деятельности".
2. Занятие № 18
Задачи: закрепить умение проводить звуковой анализ слов, учить детей читать слова с изученными буквами.
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет. Сценарии образовательной деятельности"
3. Занятие № 20
Задачи: Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, дифференцировать парные по звонкости – глухости согласные звуки
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет. Сценарии образовательной деятельности".
4. Занятие № 22
Задачи: закрепить умение проводить звуковой анализ слов, учить детей читать слова с изученными буквами.
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 6-7лет. Сценарии образовательной деятельности».
Февраль
1. Занятие № 24
Задачи: Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, работать над осознанностью чтения
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет. Сценарии образовательной деятельности".
2. Занятие № 26
Задачи: Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, дифференцировать парные по звонкости – глухости согласные звуки
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет. Сценарии образовательной деятельности"
3. Занятие № 28
Задачи: закрепить умение проводить звуковой анализ слов, учить детей читать слова с изученными буквами, работать над осознанностью чтения.
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет. Сценарии образовательной деятельности".
4. Занятие № 30
Задачи: закрепить умение проводить звуковой анализ слов, учить детей читать слова с изученными буквами, работать над осознанностью чтения.
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 6-7лет. Сценарии образовательной деятельности».
Март
1. Занятие № 32
Задачи: Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, дифференцировать парные по звонкости – глухости согласные звуки
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет. Сценарии образовательной деятельности".
2. Занятие № 34
Задачи: закрепить умение проводить звуковой анализ слов, учить детей читать слова с изученными буквами, работать над осознанностью чтения.
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет. Сценарии образовательной деятельности"
3. Занятие № 36
Задачи: закрепить умение проводить звуковой анализ слов, учить детей читать слова с изученными буквами, работать над осознанностью чтения.
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет. Сценарии образовательной деятельности".
4. Занятие № 38
Задачи: Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, дифференцировать парные по звонкости – глухости согласные звуки
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 6-7лет. Сценарии образовательной деятельности».
Апрель
1. Занятие № 40
Задачи: Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, учить детей обозначать мягкость согласных звуков с помощью буквы ь.
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет. Сценарии образовательной деятельности".
2. Занятие № 42
Задачи: Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, тренировать детей в чтении слов с буквосочетаниями жи, же, жё
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет. Сценарии образовательной деятельности"
3. Занятие № 44
Задачи: Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, тренировать детей в чтении слов с буквосочетаниями ши, ше, шё.
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет. Сценарии образовательной деятельности".
4. Занятие № 46
Задачи: Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, дифференцировать парные по звонкости – глухости согласные звуки
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 6-7лет. Сценарии образовательной деятельности».
Май
1. Занятие № 48
Задачи: Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, учить читать слова с изученными буквами, потренировать в чтении слов с буквосочетаниями ча, чу.
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет. Сценарии образовательной деятельности".
2. Занятие № 50
Задачи: Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, учить читать слова с изученными буквами, потренировать в чтении слов с буквосочетаниями ща, щу.
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет. Сценарии образовательной деятельности"
3. Занятие № 52
Задачи: Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, дифференцировать согласные звуки
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет. Сценарии образовательной деятельности".
4. Занятие № 54
Задачи: Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, закреплять умение проводить звуковой анализ слов, познакомить детей с буквами Х, х.
Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 6-7лет. Сценарии образовательной деятельности».