Коваленко Олеся Олеговна
Конспект НОД по речевому развитию «Пересказ сказки «Как Лиса птицам помогала» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обучение детей пересказу небольшой сказки с опорой на мнемотаблицу.
Задачи:
Образовательные:
1. приучать ребенка слушать, анализировать, осмыслять литературный текст;
2. формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшую сказку с опорой на мнемотаблицу;
3. совершенствовать навыки звукового анализа слов, деления слов на слоги, составления предложений с заданным словом;
4. продолжать закреплять знания по теме «Птицы».
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Пересказ сказки „Как Лиса птицам помогала“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Развивающие :
1. развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь и интонационную выразительность речи, внимание, память, логическое мышление обогащать словарный запас (притащила, суровая, скучно);
2. развивать звукоподражание, речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох.
Воспитательные:
1. воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений;
2. воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.
Материалы и оборудование:
Музыкальная колонка с флэш-картой, на которой записаны звуки птиц, проектор или ТV, презентация «Загадки о птицах», микрофон для игры «Кто как голос подаёт?", книга со сказкой «Как лиса птицам помогала», карточки с птицами, расположенными на нити для упражнения на развитие речевого дыхания «Живые картинки», мольберт, мнемотаблица к сказке «Как лиса птицам помогала», фонарик, карточки с изображением клетки с птицами для игры «Кто спрятался в клетке?», «Дерево успеха», листики 3-х цветов: зелёные, жёлтые, красные, магниты.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, чтение рассказов и сказок о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, загадывание загадок.
Формы работы:
1. решение проблемной ситуации;
2. загадывание загадок;
3. чтение;
4. обсуждение и пересказ с опорой на мнемотаблицу;
5. дидактические игры «Кто как голос подаёт?», «Живые картинки», «Кто спрятался в клетке?».
Виды деятельности:
1. речевая;
2. восприятие художественной литературы и фольклора;
3. коммуникативная;
4. игровая;
5. познавательно-исследовательская.
Методы и приё мы:
1. сюрпризный момент;
2. художественное слово;
3. совместный поиск выхода из ситуации;
4. словесные;
5. игровые;
6. наглядный;
7. практический.
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие
-социально-коммуникативное
- познавательное развитие
Ход занятия:
Мотивация:
Дети с воспитателем стоят в кругу.
Воспитатель: Сегодня у нас радостный день, потому, что у нас в группе поселилась радость.
Радость побежала по дорожке,
Радость распахнула все окошки,
Радость разбудила всех детей,
Радость пригласила к нам гостей!
Ребята, какое у вас настроение?
Дети: Хорошее.
Воспитатель: А чтобы оно было ещё лучше, давайте возьмёмся за руки и пожмём слегка руку своему соседу.
Воспитатель: Настроение улучшилось?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь закройте глаза и присядьте на корточки. Воспитатель в центр круга помещает музыкальную колонку, просит детей открыть глаза.
Воспитатель: Ребята, вы догадались что это?
Дети: Музыкальная колонка.
Воспитатель: А вам интересно послушать, что же за мелодия или звуки в ней спрятались?
Дети: Да.
Воспитатель: Садитесь на стульчики, пожалуйста. (включает колонку, звучат трели птиц).
Воспитатель: Ребята, кто же так чудесно поёт для нас?
Дети: Это птицы.
Постановка цели детьми:
Воспитатель: Да, вы правы, это птицы. Их голос звучит очень красиво и правильно. А вы хотите также красиво и правильно научиться разговаривать?
Дети: Да, хотим!
Совместный поиск способа действия с детьми:
Воспитатель: Ну что же, тогда сначала послушайте загадки про птиц и отгадайте их :
Птичка-невеличка,
Воробью сестричка:
Сама мелковата,
Животиком желтовата. (Синица) Слайд №1
Любо-дорого взглянуть,
Птичка - красненькая грудь!
Дом родной ее Сибирь,
Как зовут ее? (Снегирь) Слайд №2
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока) Слайд №3
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но он их не калечит,
А только лечит. (Дятел) Слайд №4
Под карнизом слышен крик:
«Чик-чирик да чик-чирик!»
Это песенкам детей
Учит серый … (Воробей) Слайд №5
Воспитатель: На какие две группы можно разделить всех птиц?
Дети: Птиц можно разделить на зимующих и перелётных.
Воспитатель: Ребята, а чем похожи все птицы?
Дети: У них у всех есть клюв, тело покрыто перьями, два крыла, лапки, они откладывают яйца.
Воспитатель: А чем отличаются птицы?
Дети: Они отличаются размером, окраской, по-разному подают голос.
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы. На все вопросы ответили верно.
У меня есть ещё одна игра для вас, которая называется «Кто как голос подаёт?» (с микрофоном)
- Воробей что делает? (Воробей чирикает) Чир-чир-чир
- Ворона что делает? (Ворона каркает) Кар-кар
- Синица что делает? (Синица тинькает) Тинь-Тинь
- Сорока что делает? (Сорока трещит) Стррр-стрррр
- Сова что делает? (Сова ухает) Ух-ух
- Кукушка что делает? (Кукушка кукует) Ку-ку ку-ку
- Соловей что делает? (Соловей свистит) Фить-фить-фить
- Голубь что делает? (Голубь воркует) Вр-вр-вр
Воспитатель: Молодцы! Что-то мы с вами засиделись! Давайте разомнёмся немного.
Физминутка:
Вот на ветках, посмотри, (хлопают в ладоши)
В красных майках снегири. (хлопают руками по бокам)
Распушили пёрышки. (лёгкое пощипывание)
Греются на солнышке. (руки подняты вверх, движение кистями рук)
Головой они вертят, (повороты головой вправо, влево)
Улететь хотят. (боковые взмахи руками)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая книга появилась у нас в группе. В этой книге есть замечательная сказка. Интересно вам узнать о чём она?
Посмотрите на обложку данной книги. Как вы думаете о чём эта книга?
Кто главные герои этой сказки?
Дети: Эта сказка о лисе и о птицах, главный герой – лиса.
Воспитатель: Эта сказка называется «Как лиса птицам помогала»
Ребята, вас не удивляет то, что лиса захотела помочь птицам? Ведь обычно лиса в сказках какая?
Дети: Удивляет, обычно лиса хитрая, рыжая, голодная, хищная.
Словарная работа:
Воспитатель: Ребята, в сказке вам встретятся такие слова, как «притащила». Как можно сказать по-другому?
Дети: Принесла.
Воспитатель: Подберите, пожалуйста, слова, похожие по смыслу к словам:
Суровая - (холодная, невыносимая, трудная, тяжелая)
Скучно - (тоскливо, невесело, неинтересно, безрадостно)
Постановка цели детьми:
Воспитатель: Эта сказка очень интересная! А если вы узнали что-то интересное, у вас возникает желание рассказать об этом кому-нибудь, поделиться информацией с кем-нибудь?
Дети: Да.
Воспитатель: Это можно сделать при личной встрече. Если же встретиться лично не получается, а рассказать очень хочется, то каким устройством можно воспользоваться?
Дети: Мобильным телефоном.
Воспитатель: Всё верно! Вот такой замечательный мобильный телефон есть у нас (показывает макет мобильного телефона). Вам бы хотелось позвонить своим родным и близким и рассказать им сказку, с которой мы сейчас познакомимся?
Дети: Да, хотелось.
Воспитатель: Здорово! Но есть одно важное условие: сказку нужно слушать очень внимательно, чтобы потом как можно точнее пересказать её по телефону, ничего не упустить и не перепутать. Маша, какое условие необходимо соблюдать?
Дети: Сказку нужно пересказать по телефону очень точно, ничего не упустить и не перепутать.
Чтение сказки «Как Лиса птицам помогала»
Увидала Лиса на рябине красные … (Что могла увидеть лисица на рябине) - ягоды. Сорвала их, сделала яркие бусы и надела на… (На что могла надеть лиса себе бусы) - шею. Очень красиво получилось!
А зима в тот год выдалась… (Какая может быть зима) - суровая. Стали птицы голодать в лесу. Даже петь перестали.
Решили звери помочь птицам. Мышка принесла (Чем могла мышка поделиться с птицами) - зерна. Белка грибов притащила. А Лиса решила бусы рябиновые отдать. (Почему лиса решила бусы отдать) Жалко ей было с такой красотой расставаться. Да только без птичьего пения скучно было в лесу.
Воспитатель: Вам понравилась сказка?
Дети: Понравилась.
Воспитатель: А чем она вам понравилась?
А теперь послушайте вопросы и ответьте на них полным ответом.
- Что увидала Лиса на рябине?
- Что Лиса сделала с ягодами?
- Какая выдалась зима?
- Что случилось с птицами?
- Кто решил помочь птицам?
- Что принесла Мышка?
- Что притащила Белка?
- Почему Лисе жалко было расставаться с бусами?
- Почему она отдала рябиновые бусы?
- Какой оказалась Лиса?
- Чему учит нас эта сказка?
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы верно ответили на все вопросы. За это вас ждёт ещё кое-что интересное. Это непростая книга. Это книга - анимация. Ребята, вы знаете, что это значит?
Дети: Высказываются.
Воспитатель: Книга – анимация – это книга с «живыми» картинками. Посмотрите, какие иллюстрации есть в нашей книге, подойдите ко мне поближе. Дети подходят к воспитателю, он раздаёт детям по 1 листу с изображением птиц. Персонаж приводится в движение от потока воздуха, дети дуют на них, персонажи крутятся (Снегирь, синица, клёст, дятел, свиристель, сорока, ворона, воробей).
Затем дети возвращают воспитателю картинки и садятся на стульчики.
Воспитатель: А теперь послушайте сказку ещё раз, постарайтесь запомнить содержание сказки. (повторно читает текст сказки).
Самостоятельная деятельность детей :
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем рассказать сказку с помощью мнемотаблицы. Внимательно посмотрите на картинки в таблице и скажите, подходят ли они к нашей сказке? Можно ли при помощи этой таблицы рассказать сказку «Как лиса птицам помогала»?
Кто желает попробовать позвонить своим маме, папе и дедушке с бабушкой? Ваня, кому мы будем звонить? Держи телефон! (воспитатель включает мелодию вызова, звучат рассказы 3-4 детей).
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно запомнили сказку. Чей рассказ вам понравился больше всего? Почему?
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Кто спрятался в клетке?» (дети играют стоя у стола с карточками и фонариком).
Дети подсвечивают картинки фонариком и называют птицу, которая спряталась в клетке (Голубь, синица, ворона, сова, воробей, дятел, снегирь, сорока).
Воспитатель: На какой звук начинается твоё слово? (Синица – С) Сколько слогов в слове синица – 3, дети прохлопывают ладошками 3 раза, си-ни-ца.
Составь, пожалуйста, предложение со словом синица. (Синица прилетела на кормушку.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо поиграли.
Рефлексия:
Воспитатель:
- Ребята, чем мы занимались на занятии?
- Что вам понравилось, и чему вы научились?
- С какой сказкой мы познакомились сегодня?
- Как она называлась?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо сегодня поработали, и мы сейчас создадим с вами «Дерево успеха», прикрепив на него листочки.
Если вам всё удалось на занятии, и вы довольны собой, то берёте листочек зелёного цвета, если есть недочёты – то листочек жёлтого цвета, ну а если вы сегодня не довольны своей работой, то тогда выбираете листочек красного цвета. Задача каждого ребенка взять лист определенного цвета, расположить его на дереве.