Папки-передвижки

Наглядное моделирование в обучении грамоте дошкольников с нарушениями речи

НАДЕЖДА ГАЛКИНА
Наглядное моделирование в обучении грамоте дошкольников с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Одним из таких путей, интенсивно развивающим детское познание, может стать моделирование.

Научные исследования и практика подтверждают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Публикация «Наглядное моделирование в обучении грамоте дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, имеющих нарушение речи, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т. В. Егорова 1973г; А. Н. Леонтьев 1981 г.).

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

• использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес;

• облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

• применяя моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.

При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

• знакомство с графическим способом представления информации;

• развитие умения дешифровки модели;

• формирование навыка самостоятельного моделирования.

Включение наглядных моделей на занятиях с детьми по обучению грамоте помогают им овладеть звуко-буквенным анализом, создает предпосылки для развития фонематического восприятия.

Процесс обучения грамоте будет интереснее и эффективнее если использовать игровые приемы логопедических упражнений с применением метода наглядного моделирования, который позволяет решить следующие задачи:

a) познакомить детей с понятием “слово” и его протяженностью;

- бобразно представить структуру слова;

- научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой,

- определять место, последовательность и количество звуков в слове;

- изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;

- сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели;

- научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;

- отработать навык по слогового чтения.

Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что текст членится на предложения, предложения – на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка.

При использовании схем предложений, где слова обозначаются полосками цветной бумаги, схемы слов, где звуки обозначаются фишками разного цвета (гласные - красные, твёрдые согласные - синие, мягкие согласные-зеленые, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы. Конкретно эта работа выглядит так. Предложим ребенку «написать» предложение: Мальчик пишет письмо. Ребенок проговаривает предложение. «Это предложение. Мы его обозначим длинной полоской (примерно 15 см.) цветной бумаги. Давай «прошагаем» это предложение.» На каждое слово делаем шаг. Считаем, сколько сделали шагов - столько в предложении слов. Слова обозначаем более короткими полосками, чем предложение. Затем делим слова на слоги, отстукивая каждый слог или проговаривая слово, считаем, сколько раз подбородок коснется подставленной ладони руки. Слоги обозначаем короткими полосками бумаги. И потом обозначаем звуки фишками разного цвета (в зависимости от характеристики звука). Таким образом, анализ звучащей речи ребенок производит на разных уровнях языкового материала: предложения, слова, слога, звука.

При использовании различных схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.

Для этой работы можно использую различные дидактические игры и пособия, например:

1. Пособие “Где звук?”. Цель пособия – упражнять детей в определении места заданного звука в слове и соотнесение данного слова и подходящей схемы.

2. Игра “Феи Звуков”. Цель пособия: упражнять в дифференциации понятий “гласный” -“согласный твердый/мягкий” звук. Для этой игры на начальных этапах обучения предлагается схему ответа, опираясь на которую детям легче построить речевое высказывание. Например, характеристика первого звука в слове: ребенок

• называет предложенную картинку

• называет первый звук в названии изображенного предмета;

• определяет первый звук гласный или согласный

• отдает” картинку Фее (гласный звук – Красная Фея, согласный твердый – Синяя Фея и т. д.)

3. Пособие “Звуковой анализ слов”. Цель пособия – упражнять в звуковом анализе и синтезе слов, в дифференциации звуков. Пособие состоит из демонстрационного и раздаточного материала, фишек (синие -согласный твердый звук, зеленые – согласный мягкий звук и красный – гласный звук).

В подготовительной к школе группе, проводя звуковой анализ слов и характеризуя заданный звук, можно использовать Звуковичков, которые своим внешним видом моделируют план речевого высказывания. Характеристика заданного звука (согласный, твердый, звонкий) – это понятие абстрактное, набор слов который не так просто запомнить. Другое дело имена Звуковичков – синий в шапочке с колокольчиком – Согласный Твердый Звонкий, и т. д.

С целью профилактики дисграфии целесообразно использовать ребусы, изографы (изографы – слова, записанные буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь, изображение предметов с помощью букв.

Используя в работе по обучению грамоте наглядное моделирование, мы учим детей:

1. добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий;

2. формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

3. применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Следовательно, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Использование наглядного моделирования по обучению грамоте дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в работе по обучению грамоте с детьми дошкольного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.

Рекомендуемая литература:

Давыдова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми.

// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.

Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2017 № 4 с. 51-54.

3. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей – СПб., 1995 с. 35-62.

4. Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2019, № 1, с. 7-12.

Публикации по теме:

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

Роль дидактических игр в обучении дошкольниковРоль дидактических игр в обучении дошкольников Роль дидактических игр в обучении дошкольников. Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей.

Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать»Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать» В публикации представлен демонстрационный материал для занятий по обучению грамоте детей с нарушениями речи. Подобранные игровые упражнения.

Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие по стране правильной речи»» в старшей группе Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте "Путешествие по стране правильной речи»" в старшей группе Цель: в увлекательной форме.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Пособие по обучению грамоте «Буквоград» в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речиПособие по обучению грамоте «Буквоград» в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи Предлагаю вашему вниманию пособие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР «Буквоград» Цель пособия: закрепление.

Презентация-подборка игр для детей с нарушениями речи Основной вид детской деятельности в ДОУ- это игра. поэтому предлагаю вниманию учителей-логопедов свою презентацию-подборку дидактических.

Развитие мимической мускулатуры дошкольников с нарушениями речи посредством использования пособия «Цветик-семицветик»Развитие мимической мускулатуры дошкольников с нарушениями речи посредством использования пособия «Цветик-семицветик» Мимика – движения мышц лица, является непроизвольным или намеренным выражением чувств, одним из средств общения между людьми, формой выражения.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наглядное моделирование в обучении грамоте дошкольников с нарушениями речи
Опубликовано: 10 февраля 2023 в 21:55
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наглядное моделирование в обучении грамоте дошкольников с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем НАДЕЖДА ГАЛКИНА (УИ 578829) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД