Ольга Тусаева
Музыкально-валеологическое воспитание в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.
По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.
Публикация «Музыкально-валеологическое воспитание в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Осанка. Конспекты занятий
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим людям, самому себе. А именно в дошкольном возрасте, или периоде первого детства, интенсивно развиваются все органы и системы человека.
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача всех образовательных организаций. Модернизация дошкольного образования, принятие Федерального государственного образовательного стандарта ДО, подчеркивает значимость этой проблемы. Одной из образовательных областей воспитательно - образовательного процесса является «Физическое развитие», которая включает в себя охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами ит. д.
В нашем МБДОУ, центре развития ребенка, оздоровление детей является приоритетным направлением, которое реализуется в том числе и через музыкально-оздоровительную работу. О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле.
Во всех видах педагогической деятельности присутствуют современные здоровьесберегающие технологии. Организация музыкальной деятельности с использованием этих технологий поможет обеспечить более бережное отношение к физическом и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные детьми на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром.
Музыкально- валеологическое воспитание дошкольников включает в себя следующие направления:
• Проведение интегрированных музыкально- валеологических занятий.
• Музыкально-физкультурные досуги и развлечения.
• Взаимодействие со школой по валеологическому воспитанию.
• Совместные мероприятия МБДОУ и родителей (законных представителей) воспитанников по вопросам воспитании у детей привычки к здоровому образу жизни.
Остановимся на музыкально- валеологических занятиях, которые носят, чаще всего, интегрированный характер; включают в себя задачи как музыкального, так и валеологического воспитания. Такие занятие побуждают детей активно, на самом высоком эмоциональном уровне познавать окружающий мир и свой организм, рассуждать, самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, анализировать.
Алгоритм проведения музыкально- валеологических занятий отличается от традиционных музыкальных :
• Валеологическая песня- распевка.
• Создание проблемной ситуации.
• Решение проблемы посредствам получения новых знаний, повторения и закрепления пройденного материала по валеологии, пение песен, слушание музыки, танцевальное творчество, игры в соответствии с содержанием занятия.
• Закрепление полученных знаний, умений на практике (песенные и танцевальные импровизации, викторина, соревнование, аппликация, дидактическая игра и др.)
Примерное планирование музыкально- валеологических занятий в подготовительной группе
Месяц Тема Программное содержание
Сентябрь «Наши чувства» Занятие-знакомство с органами чувств
Октябрь «Чем пахнет осень?» Занятие –путешествие с использованием дыхательной гимнастики
Ноябрь «Наши глазки – как из сказки!» Занятие с использованием гимнастики для глаз
Декабрь «В гостях у Большого уха» Занятие-беседа о сохранении слуха.
Январь «Приключения колобка» Занятие-путешествие, ознакомление детей с понятием «осязание»
Февраль «Вредные привычки- вы нам не сестрички!» Занятие беседа о вредных привычках детей, встреча с педиатром детского сада.
Март «Доктор Пилюлькин» Занятие – беседа о профилактике заболеваний верхних дыхательных путей.
Апрель «Необычное путешествие» Занятие—знакомство детей с кровеносной системой человека
Май «К нам пришла Витаминка!» Занятие-сказка о пользе витаминов