Ирина Бодрова
Музыкальная культура дошкольника: музыкально-эстетический вкус, приобщение к музыкально-культурному наследию
▼ Скачать + Заказать документы
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКА :
музыкально-эстетический вкус, приобщение к музыкально-культурному наследию.
Музыкальная культура ребенка – это интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах, рождающее эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке и проявление эстетической и творческой активности.
Публикация «Музыкальная культура дошкольника: музыкально-эстетический вкус, приобщение к музыкально-культурному наследию» размещена в разделах
Сегодня актуальность музыкального воспитания подрастающего поколения возрастает как никогда, поскольку в постоянно изменяющемся, непредсказуемом, агрессивном мире, где реальное общение часто подменяется виртуальным, современному человеку очень важно найти для себя способ эмоционального самовыражения.
В действующем с 1 января 2014 года Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования,
все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму.
Основное содержание образовательной области "Музыка", к которой мы успели привыкнуть, теперь представлено в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие".
Итак, образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает:
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста оказывают влияние на формирование эстетического вкуса. Способствуют становлению характера, норм поведения. Обогащают внутренний мир ребенка яркими переживаниями. Музыкальные занятия не что иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству – формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.
Важно не «учить дошкольников музыке», а «идти с ребенком к музыке, доверительно взяв его ручку» - именно такой путь будет приятным и полезным, а сам процесс принесет РАДОСТЬ от совместного творчества.
Я стремлюсь овладеть всеми эффективными методиками, использую свои знания и навыки, а так же посещаю различные семинары и курсы повышения квалификации.
Опираясь на разработанные профессионалами образовательные программы (М. А. Васильевой «От рождения до школы», Э. П. Костиной «Камертон», О. Р. Радыновой «Музыкальные шедевры», А. И. Бурениной Т. Э. Тютюнниковой «Тутти», я адаптирую предложенное содержание, и по-своему разрабатываю систему музыкального воспитания, опираясь на свои сильные профессиональные стороны, личные особенности и предпочтения. Творческому педагогу необходимо воплощать свои мысли, творческие идеи, накопленный опыт, руководствуясь знаниями, программными принципами, а также поставленными целями и задачами.
Задачи воспитания начал музыкальной культуры решаются через формирование эстетического отношения детей к музыке и музыкальной деятельности. Решающую роль здесь играет репертуар, который изучают дети.
Музыкальный репертуар – это основа, на которой строится музыкальное воспитание детей. В каждой программе есть примерный список музыкальных произведений по всем видам деятельности и для каждой возрастной группы детей.
Я придерживаюсь основным требования к подбору репертуара:
- художественность произведения;
- доступность возрастным и индивидуальным возможностям;
- соответствие программным целям и задачам.
Это не значит, что в работе с детьми нужно использовать только классическую и народную музыку, но и авторские песни и пьесы, написанные специально для детей. В понятие художественности входят такие качества произведения, как яркость и выразительность, соответствие формы содержанию, точность и оригинальность выразительных средств и др.
Колыбельная песня несет в себе народную мудрость, красоту. Патриотический репертуар развивает чувство гордости и любви к Родине.
Например, в подготовительная группе дети с удовольствием исполняют песни:
«Моя Россия» сл. Н. Соловьевой муз. Г. Струве
«Будем в армии служить» сл. В. Малкова муз. Ю. Чичкова
«Будем моряками» сл В. Малкова муз. Ю. Слонова
«Вечный огонь» сл. Д. Чибисова перевод с укр. К. Лидиной муз. А. Филиппенко
«Наш край» сл. А. Пришельца муз. Д. Кабалевского
«Скворушка прощается» сл. М. Ивенсен муз. Т. Попатенко
«Самая счастливая» сл. К. Ибряева и Л. Кондрашенко муз Ю. Чичкова
«Весенний вальс» сл. Т. Волгиной муз. А. Филиппенко
А в старшей группе:
«Край родной» сл. и муз. Е. Гомоновой
«Бравые солдаты» сл. Т. Волгиной муз. А. Филиппенко
«Лучше нет родного края» сл. П. Воронько муз. В. Кожухина
«Я солдат» сл. Э. Костиной муз. Н. Бордюг
«Мамина песенка» сл. М. Пляцковского муз. М. Парцхаладзе
«Маме в день 8 марта» сл. М. Ивенсен муз. Е. Тиличеевой
«Наша Родина сильна» сл. Т. Волгиной муз. А. Филиппенко
«Родине спасибо» сл. Н. Найденковой муз. Т. Попатенко
Важно чтобы подобранный репертуар нравился и детям и педагогу, и при каждом повторении приносил удовольствие.
Мировая классика поддерживает у детей эмоциональный отклик, интерес, осмысленность и желание проявить свое отношение к музыке.
Большое влияние на формирование основ музыкальной культуры ребенка оказывают музыкальная среда, в которой он развивается, музыкальные традиции семьи и дошкольного образовательного учреждения. Основы музыкальной культуры, формируемые в дошкольном возрасте, становятся той базой, на которой происходит дальнейшее музыкальное развитие ребенка.
В своей работе я стремлюсь сохранить и передать детям духовные ценности, в том числе музыкальное наследие, используя тот «золотой фонд», песни и музыку, на которой выросло наше поколение. И даже родители отмечают, что им очень приятно слышать любимые детские песни. Это «золотой репертуар», который можно и нужно повторять из года в год, лишь дополняя его новыми.
Музыкальный вкус формируется в музыкальной деятельности : при восприятии, исполнении, оценке музыки, когда ребенок более или менее мотивированно отдает предпочтение тем или иным произведениям. В музыкальном вкусе проявляются в единстве эмоциональное и интеллектуальное начала. Он не является врожденным, а приобретается с опытом. В процессе восприятия музыки у ребенка возникает интерес к ней, определяются эталоны красоты. Поэтому очень важно, чтобы с раннего детства они учились отношению к музыке не только как к средству увеселения, но и как к привлекательному и значимому явлению духовной культуры.
В процессе приобщения детей к музыкально-культурному наследию, я стараюсь проводить русские народные праздники и развлечения. Народный фольклор является неисчерпаемым и основным источником нравственного, эстетического и патриотического воспитания. Народная мудрость, запечатленная в фольклоре, на протяжении многих веков воспитывает в детях гордость за свой талантливый народ и любовь к русской песне.
На основе переживания, осознания красоты музыкального произведения ребенок приближается к эстетическому восприятию. Он развивается через познание культурного наследия и должен воспитываться так, чтобы быть способным его приумножать.
Наши воспитанники принимают активное участие в мероприятиях общественной значимости.
Как известно, дети очень любят выступать, поэтому исполнительская деятельность закрепляет интерес к музыкальному искусству и потребность к самовыражению.
Поэтому мы с удовольствием принимаем участие и даже проводим благотворительные концерты на базе музыкальной школы № 1 для многодетных семей. Эта форма работы особенно актуальна для современного социума. Совместные досуги – это профилактика многих социальных болезней, а так же «ключ» к счастливой жизни, наполненной эстетическими переживаниями и радостью творческого самовыражения.
Кроме этого, каждый год мы готовим детей для участия на городских фестивалях «Солнышко в ладошке» (в номинации «Песенное творчество») и «Пасхальный колокольчик» (в номинации «Песенное творчество»). Занимая призовые места, мы понимаем, что на правильном пути. Это еще больше стимулирует и педагогов и родителей, а детей радует и дает жизненную установку на успех.
Музыкальная культура дошкольника невозможна без взаимодействия с родителями. От совместной работы родителей и музыкального руководителя зависит дальнейшее музыкальное развитие ребенка. Всю работу с семьей по этим вопросам мы осуществляем в двух направлениях:
1 музыкальное просвещение родителей:
- родительские собрания;
- открытые занятия;
- индивидуальные консультации;
- листы благодарности;
- наглядная информация в уголках родителей;
- фотоальбомы.
2 Приобщение к совместной музыкальной деятельности :
- совместные праздники родителей с детьми;
- совместные развлечения родителей с детьми;
- выставки музыкально-дидактических игр;
- конкурс на лучший музыкальный инструмент, сделанный своими руками.
Особенно нравятся родителям открытые занятия: они получают возможность наблюдать, сравнивать, и перенять приемы обучения музыкальной культуре
детей.
Степень воздействия музыки на личность ребенка и успешность его приобщения к началам музыкальной культуры зависит от комплекса педагогических условий и методов, от педагогического мастерства, внимания родителей и усилий общества.
Культурно - досуговая деятельность, как правило, является кульминацией образовательных проектов. Праздники, развлечения, сказки, конкурсы и концерты являются синтезом различных видов творчества, игры, общения, и способствуют не только эстетическому воспитанию детей, а также обогащению их жизненного опыта.
Наши выпускники – наша гордость. Продолжая музыкальное образование, они часто посещают нас с концертами уже в качестве учеников музыкальной школы и радуют своими успехами.
Сущность музыкально-эстетического воспитания состоит в превращении культуры общества в культуру конкретной личности.