Лучший педагог года

«Здоровый образ жизни — нашим детям» (валеологическое воспитание детей дошкольного возраста) Обобщение педагогического опыта (1 фото)

Валерия Панченко
«Здоровый образ жизни — нашим детям» (валеологическое воспитание детей дошкольного возраста) Обобщение педагогического опыта
▼ Скачать + Заказать документы

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - НАШИМ ДЕТЯМ

(валеологическое воспитание детей дошкольного возраста)

обобщение педагогического опыта

воспитатель высшей квалификационной категории:

Панченко Валерия Валерьевна

«Здоровый образ жизни — нашим детям» (валеологическое воспитание детей дошкольного возраста) Обобщение педагогического опыта

Больше десяти лет прошло с того времени, как я начала работать по валеологическому воспитанию детей. Сейчас у меня появилась возможность обобщить свой опыт работы, внести коррективы и ответить на многие, поставленные мною перед собой 10 лет тому назад, вопросы - О чем хочу сказать моим детям? Зачем? Как?

Публикация «„Здоровый образ жизни — нашим детям“ (валеологическое воспитание детей дошкольного возраста) Обобщение педагогического опыта» размещена в разделах

Актуальность данного раздела воспитания, к сожалению, не только не снизилась, а стала еще выше. Увеличились демографические показатели: наряду с ростом многодетности, возрос показатель сирот, усыновленных и детей на попечении. Из числа новорожденных, большой процент детей с риском тугоухости, с признаками рахита, гипоксии, с родовыми травмами. На момент оформления в детский сад, большой процент детей с дефектами слуха, зрения, речи, с признаками сколиоза.

В наши дни резко снижается возраст первого знакомства детей с алкоголем и наркотиками. Как свидетельствуют данные наркотических служб, 12% несовершеннолетних потребителей дурмана попробовали его в 8-12 лет. А к 14-15 годам у каждого второго школьника в крупных российских городах уже имеется опыт в данном аспекте.

Как оказывается, большинство малышей впервые узнают вкус алкоголя в5-7 лет, пробуют курить в 7-10 лет. Поэтому, при работе с детьми дошкольного возраста внимание следует сосредоточить на профилактике наиболее реальных для этого возраста форм наркотизма.

Начиная работу по профилактике наркотизации в рамках валеологического воспитания, передо мной встал вопрос: с чего начать? Во -первых, с предварительной работы, которая бы помогла решить целый ряд задач, а именно:

- выяснить, как дети относятся к различным наркогенным веществам, а следовательно, узнать, насколько актуальна профилактическая работа для каждого конкретного ребенка;

- выявить уровень информированности детей об аспектах данной темы.

На первом этапе я провела тестирование, которое помогло выявить противоречивые, на первый взгляд, результаты. Причина этому - отсутствие у детей представления об опасности любых форм одурманивания. Выяснилось, что к 6 годам большинство детей имеют сведения не только об алкоголе, никотине, но и о наркотиках. Тест помог выявить степень осведомленности и отношение к данной проблеме в семье ребенка и ее ближайшем окружении. Подготовленный для проведения теста материал помог понять, что уровень распространения наркогенных традиций в ближайшем окружении малыша очень велик. Дети плохо осведомлены о продуктах, ухудшающих здоровье человека; о влиянии на здоровье детей пагубных привычек взрослых и т. д.

На втором этапе – использовала курс занятий, предложенный методическими разработками Макеевой А. и Лысенко И. по темам: «Главное чудо света», «Великие волшебники», «Главная одежда человека», «Полезно и вкусно», «Таинственный незнакомец» и т. д., рассчитанных на 6-7 летних детей. Для каждого занятия мною был разработан план его организации и проведения, что позволило формировать у детей навыки социальной адаптации, негативное отношение к наркотизации через воспитание у детей мотивации здорового образа жизни. Преобладающими на этих занятиях стали формы соревнования, ролевая игра, конкурсы. Широко использую в своей работе пословицы и поговорки, загадки и стихи. Теплый эмоциональный фон придает присутствие на занятиях сказочных персонажей. Основными задачами этих занятий стали:

1) Формирование представления о собственном теле, понимания его красоты и совершенства, осознание важности заботливого отношения к своему организму.

В решении этой задачи столкнулась с тем, что дети не умеют быть здоровыми. Им присущи незнания элементарных законов здоровой жизни, навыки сохранения здоровья не сформированы.

В связи с решением этой задачи, широко использую в практике такие игры, как «Угадай-ка!», «Дружная семейка», «Как мы устроены» и т. д. Рассматриваю с детьми иллюстрации детских энциклопедий, серии картин «Это я!», «Занимательная анатомия», «Как устроены люди» и т. п. Мною изготовлен дидактический материал – макет тела ребенка с набором основных органов человека (сердце, легкие пр.) на магнитной основе.

2) Вторая задача – научить детей правильному поведению в провоцирующих ситуациях, объективной оценке наблюдаемой социальной обстановке, в первую очередь – окружающих близких людей.

С одной стороны, дети знают о том, что алкоголь, никотин и наркотики вредны, опасны и их нельзя. С другой стороны, они постоянно наблюдают за тем, как этими веществами пользуются окружающие их люди: родители, знакомые взрослые, повзрослевшие дети в семье и т. д.

В решении этой задачи провожу с детьми игры – обсуждения «Почему так говорят?», «С кем не стоит встречаться?» и т. д. Предлагаю им возможные варианты сюжетов для инсценировки. В рамках работы провела конкурс «Осторожно - опасность!».

3) Третья задача – дать детям знания о наиболее эффективных способах укрепления здоровья, а именно – привития культурно-гигиенических навыков, знакомство с различными видами закаливания, привитие любви к физическим упражнениям, подвижным играм; знакомство с правилами здорового питания; правильной организации режима.

Всем известно, что состояние физического благополучия порождает у малыша ощущение психологического комфорта, вызывает положительные эмоции. А это, как правило, способствует проявлению устойчивости к внешнему негативному воздействию среды, в том числе и к наркогенному давлению.

В процессе решения этой задачи использую:

- игры-демонстрации: «Вода - для хвори беда», «Солнышко здоровье дарит», «Как победить плохое настроение»;

- игры-занятия: «Что может чистый воздух», «Чистюли и чистюльки», «Главные враги кожи», «Чтобы не было беды», «В здоровом теле – здоровый дух», «Что хорошо и что плохо?», «Рисунки радости», «Слушай себя», «Калейдоскоп здоровья»;

- игры-обсуждения: «Как ухаживать за кожей», «Сколько секретов о самом себе», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке», «»Веселая компания», «Законы питания», «Мой выходной день дома».

В течении этих лет мною были изготовлены многочисленный дидактический материал и необходимые в работе пособия и игры, такие как : «Витаминная семейка», «Витамины на грядке – здоровье в порядке», «Сделай так», «Хорошо – плохо», «Четвертый лишний», «Найди и покажи», «Чего не стало?», «Настроение», «Помоги себе сам» и многие другие. Большим помощником в моей работе стал макет фигуры ребенка с набором магнитов и, изображающих органы человека, картинок. Для игр – экспериментов собрала копилку предметов, помогающих мне описать и продемонстрировать детям принцип работы сердца (насос,легких (воздушные шарики, глаз (бинокль) и т. л. Широко использую на занятиях и в свободном общении с детьми художественное слово, загадки, пословицы и поговорки, произведения художественной литературы, такие как: А. Барто «Я расту», «Придумываю сны», «Девочка чумазая»; С. Михалков «Прививка», «Тридцать шесть и пять», «Грипп»; С. Маршак «О мальчиках и девочках», «Ванька-встанька»; К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит»; В. Катае в «Цветик-семицветик»; А Карташова «Наш доктор»; А. Куприн «Слон»; А. Волков «Волшебник изумрудного города»; Ю. Морну «Это – Да! Это – Нет!» и другие произведения.

В связи с решением этой задачи, использую в работе:

- упражнения для детей с повышенным и пониженным уровнем развития двигательной активности;

- игры-упражнения на развитие координации;

- упражнения на формирование правильной осанки;

- дыхательную гимнастику по системе Бутейко;

- точечный массаж;

- массаж пальцев рук;

- упражнение для глаз

Отдельно хочется остановиться на работе моего кружка «Неболей-ка!». Его я веду с 2005 года. Начиная и планируя работу кружка, весь материал я разделила на 4 цикла:

Первый цикл бесед и практических упражнений «Что ты знаешь о себе?» (4 занятия). Он включил в себя знакомство детей со своим организмом, строением костной системы, внутренними органами. Дети узнали, что представляет собой работа организма в целом.

Второй цикл «Уроки Мойдодыра» (7 занятий). На занятиях этого цикла дети узнали о вредных привычках; о том, как нужно заботиться о своих зубах, глазах, коже, чтобы они всегда были чистыми и здоровыми. Мойдодыр – главный персонаж этих занятий, беседует с детьми о полезной еде, как правильно нужно питаться, о гигиене питания и продуктах и т. д.

Третий цикл «Уроки Айболита» (13 занятий) ответил на такие детские вопросы, как «Почему мы болеем?», «Что такое привычки?», «Что такое прививки и как они предохраняют нас от болезней», «Как убежать от боли в животе и от простуды?», «Как уберечься от травм, от укуса животных, насекомых?» и многие другие вопросы. Дети узнали из этого цикла, что нужно делать, если в глаз, ухо или горло попало инородное тело; что делать, если ты обжегся на солнце или отморозил руки на улице, о том, что мешает человеку быть здоровым.

Четвертый цикл «Уроки Знайки» (6 занятий). Этот цикл позволил детям объяснить такие явления, как детские страхи, капризы, свое поведение во время заболевания. Дети поняли важность значения доброты и хорошего настроения для своего здоровья. Этот цикл обобщил знания детей, полученные на занятиях за год. Закрепил знание приемов и практических навыков оздоровления организма. Недаром этот цикл был назван мною «Уроки Знайки». Знайками на них были сами дети, ведь они уже многое узнали и сумели ответить на многие очень важные и интересные вопросы сами.

Однако, кружок «Неболей-ка!» это лишь одна из составляющих моей работы по валеологическому воспитанию.

Такова моя работа с детьми. Но, она была бы не полной, если бы не соблюдался принцип единства воспитания и обучения всеми работниками детского сада, и в первую очередь, его валеологической службы - медицинского персонала детского сада, физкультурных работников, психолога и логопеда, инструктора по плаванию. Благодаря этому, работа ведется с учетом специфики того или иного мероприятия (физкультурные праздники, развлечения на воде, ЛФК, ритмическая гимнастика, профилактика некоторых заболеваний и т. п., но в единстве задачи - укрепление здоровья детей и привитие им стремления вести здоровый образ жизни.

По прежнему считаю одним из важнейших факторов эффективности своей работы по валеологическому воспитанию детей - работу с родителями. Взяв курс на профилактику детского алкоголизма, табакокурения и наркотизма (как наиважнейшего фактора здорового образа жизни, убеждена в том, что именно здоровая семья – залог успешной работы в этом направлении.

Обобщая вышесказанное, хочется думать, что моя работа и опыт положительно скажутся на формировании у моих детей позитивного самосознания, ценностного отношения к собственной жизни и жизни других людей. На развитие свободной, здоровой личности, обладающей саногенным мышлением, чувством собственного достоинства и уважения к людям. На воспитании потребности к здоровому образу жизни, реализации идей жизнетворчества и жизнестроительства.

Публикации по теме:

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в познавательном развитии (обобщение опыта работы) «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Формирование здорового образа жизни должно.

Консультация для родителей «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям» «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям» (консультация для родителей). Дети попадают в различные жизненные ситуации.

Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста «Здоровый образ жизни — это личный успех каждого» Пояснительная записка В данной работе описаны игры на развитие навыков ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста, которые можно использовать.

«Здоровье детей — в наших руках» (обобщение педагогического опыта) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №17 «Рябинка» пос. Восходящий «Здоровье детей – в наших руках».

Консультация «Здоровый образ жизни детей» «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ» Основная проблема, её актуальность. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей- одна из главных стратегических.

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста «Здоровый образ жизни»Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста «Здоровый образ жизни» Дидактическая игра «Хорошо-плохо» ЦЕЛЬ: закреплять знания детей о том, как помочь своим зубам быть здоровыми ЗАДАЧИ: Обучающие: - Обучение.

Консультация для родителей «Безопасность и здоровый образ жизни детей» Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является безопасность и укрепление здоровья детей. Как обеспечить безопасность и здоровый.

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни ваших детей» Консультация для родителей "Здоровый образ жизни ваших детей" Что такое здоровье? Самый простой ответ: здоровье - это отсутствие болезней.

Обобщение опыта по развитию коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиОбобщение опыта по развитию коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности Проблема коммуникативных качеств дошкольников традиционно находится в центре внимания отечественных педагогов. Человек без коммуникации.

Здоровый образ жизни детейЗдоровый образ жизни детей Здоровый образ жизни детей. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности сохранения и укрепления здоровья людей. Воспитать ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Здоровый образ жизни — нашим детям» (валеологическое воспитание детей дошкольного возраста) Обобщение педагогического опыта
Опубликовано: 7 октября 2015 в 07:43
+42Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Здоровый образ жизни — нашим детям» (валеологическое воспитание детей дошкольного возраста) Обобщение педагогического опыта» (включая файлы) размещена пользователем Валерия Панченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД