анна глазырина
Музыкально-образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Колокола»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия.
Музыкальный руководитель встречает детей. Общение начинается с приветствия.
Я спешу сказать вам - здравствуйте!
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам - благости!
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам - Радости!
Удач, успехов и везенья!
Чтоб пожелать всем в зале
Хорошего настроения.
Музыкальный руководитель : Ребята, скажите, а цветы умеют разговаривать?
Публикация «Музыкально-образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Колокола“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Колокольчики и колокола
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Сегодня у нас произойдет чудо, мы сможем это услышать. Попробуйте догадаться, о каком цветке пойдет речь:
Дин - дон! Дин – дон! Раздается в поле звон.
Дин – дон! Дин – дон! Как красив и нежен он!
(Достаю из сундучка цветок колокольчика)
Послушайте, ребята, какие прекрасные стихи сочинил поэт Фет о голубом колокольчике :
«И о чем звените вы
В день веселый мая
Средь некошеной травы
Головой качая!»
А композитор М. Булаков на эти стихи написал романс с названием «Колокольчики мои», давайте послушаем.
Рассмотрите их, что можно ими делать?
Дети. Звонить, звенеть.
Воспитатель. Давайте позвоним. Дети звонят в колокольчики.
Послушайте, как звучит колокол. (Предлагаю поиграть детям в колокол) .
Ответы детей : звонко, призывно…
Когда, где они используются?
Дети: В церкви, на санях с колокольчиками, в оркестре, на колпаке у скомороха, в играх (На магнитную доску музыкальный руководитель помещает изображение ответов детей). А еще, чтобы животные не потерялись, когда пасутся.
Давайте послушаем музыку композитора Ф Листа «Компонелла» А что обозначает слово компонелла? (В переводе с итальянского-колокольчики)
Хотите под эту искрящуюся музыку Листа потанцевать? С колокольчиками, какие вы будите делать движения? Плавные! Тогда давайте импровизировать. Сейчас мы сочиним танец колокольчиков. Постарайтесь придумать движения в соответствии с музыкой.
«Танцевальная импровизация»
Рассказ воспитателя с использование мультимедийной презентации:
Воспитатель. Сегодня я хочу поговорить с вами о колоколах. Скажите, где можно увидеть колокола? Ответы детей (В церкви, храме). Ко всему, что связано с колоколами, на Руси всегда относились с особой любовью и почитанием.
Колокола появились не сразу. В древние времена на Руси не было радио и рупоров, ни тем более телевидения. Но случались разные беды, несчастья: приближались враги или возникал пожар, и нужно было срочно созвать народ. И для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии, использовались деревянные или металлические доски, по которым ударяли особой колотушкой.
Сначала появилось било – это деревянная доска. Священник ее держал в руках, ходил с нею по селу и бил по ней деревянной колотушкой. Селяне слышали звук било и собирались возле церкви.
Затем придумали клепало – это металлическая доска или дуга. Их вешали на башне или на столбах и так же били по ним колотушкой. В российских селениях, где дома находились далеко друг от друга, звон клепало был слышен на большом расстоянии.
Воспитатель. Как же появились колокола? Существует легенда, что давным-давно одному Епископу приснился сон, в котором он видел ангела с цветами колокольчиками. От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки. Динь-дан-дон! Динь-дан-дон! Проснувшись, Епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Так появились колокола.
Когда же появились первые колокола? Появились они в 10 веке. Какой сейчас идет век, кто знает? Ответ детей (21 век) .
Так вот появился первый колокол более 1000 лет назад.
Отлит он был из меди и олова. Слово «колокол» означает - зов, шум, крики.
Словосочетание «колокольный звон» обозначает: звонить - ударять, бить, производить гул, бить в колокол, трясти колокольчиком.
Русскими мастерами было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов.
А сейчас, ребята, я приглашаю вас в короткое путешествие:- А как вы думаете, где размещают колокола? (На высоких колокольнях или в звонницах) .
- Как вы думаете, с какой колокольни звон слышен лучше : с высокой или низкой? Почему? (Предложить подумать, поразмышлять). Чем выше колокольня, тем дальше слышен колокольный звон. Самая высокая колокольня в России находится в г. Москве и называется она – «Иван Великий». (Обратить внимание детей на экран) .
- В древней Москве не разрешалось строить здания выше колокольни Ивана Великого. Как вы думаете, почему? (Предложить высказать свое мнение). - Потому что с ее высоты днем и ночью дозорные обозревали окрестности города на десятки верст вокруг и предупреждали москвичей о приближении врага, о пожаре. Её высота почти 84 метра.
- А самая известная звонница находится г. Ростове (Предложить полюбоваться красотой звонницы) .Со всего мира люди приезжают сюда послушать колокольную музыку.
Колокольный звон будил жителей, напоминал о времени молитвы, звал на работу, на праздник, оповещал о пожарах, наводнениях, приближении врага, созывал народ для обсуждения важных дел.
А как вы думаете, когда и почему звонят колокола в наше время? Ответы детей.
В современной жизни звон колоколов призывает православных христиан в церковь на утреннюю или вечернюю службу, провожает умерших людей в последний путь; звонят колокола на большие праздники.
К какой группе музыкальных инструментов относится колокольчик. Я думаю, к духовой? Или к струнной?Давайте познакомимся с группой ударных (показываю им) и колокольчики тоже относятся к ударной группе.
Музыкально-дидактическая игра "Отгадай, какой колокольчик звучит".
В записи игра колоколов, ребята узнают какие колокола и объясняют.
Тембр колокольчика - серебристый, нежный, звонкий. Тембр колокола - густой, насыщенный, величавый. (слушаем)
Сейчас мы с вами послушаем различные звоны колоколов. А вы возьмите колокольчики и тоже будете звонить.
-Сейчас мы услышим Благовест – это праздничный церковный колокольный звон, совершается одним колоколом. Он звучит длинными ударами. (слушают)
-Теперь послушаем Набат. Этот звон является символом тревоги, извещает о приближении бедствия – совершаются частые удары в большой колокол. (слушают)
-А как называется звучание двух колоколов короткими ударами? (Перезвон)
-А когда вступают три колокола очень быстрыми ударами? (Трезвон)
А сейчас веселая игра:
«Звонари»
Я буду звонарем, а вы –моими колоколами. Вас я разделю на три группы колоколов :
большие, средние и малые. И так-все колокола начинают звучать по моему жесту. Давайте послушаем первую группу больших колоколов, исполняющих медленный благовест. Теперь послушаем группу средних колоколов, исполняющих перезвон в умеренном темпе. А сейчас соединим группу больших и средних колоколов.
А сейчас подумайте и скажите, какую очень важную роль в жизни человека выполняет колокольный звон? Конечно, большую роль. Можно сказать, что колокольный звон сопровождает человека всю жизнь: и в радости и в печали. И за это русский народ так полюбил колокольный звон, что воспел его в своих песнях. Мы тоже с вами на занятиях будем учить русскую народную песню «Вечерний звон».Воспитатель. А вы хотите побыть мастерами? Тогда садитесь за столы и украсьте свои колокола. Вы можете выбрать любой цвет для украшения или создать новый (детям раздают силуэты бумажных колоколов, клей, фломастеры, цветные салфетки). Во время работы звучит церковная музыка. Воспитатель рассматривает работы детей, организует выставку.