Елена Гриник
Музыкально-театрализованная образовательная среда как условие развитие творческого потенциала дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-театрализованная образовательная среда как условие развитие творческого потенциала дошкольников с учетом их индивидуальности.
Гриник Е. А. музыкальный руководитель
МБДОУ Детский сад №95 «Рябинушка»
общеразвивающего вида г. Улан-Удэ
Публикация «Музыкально-театрализованная образовательная среда как условие развитие творческого потенциала дошкольников» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Аннотация: статья посвящена вопросу художественно-эстетического развития детей в процессе реализации театральной деятельности, способствующей не только познанию ими мира через собственную творческую, созидательную деятельность, но и развитию их творческих задатков и одаренности. Предложены приемы и методические подходы организации музыкально-театральной деятельности детей, которые позволяют педагогически действенно влиять на развитие их творческих способностей. В статье так же уделяется внимание вопросу создания музыкально-театрализованной развивающей предметно-пространственной среды.
Ключевые слова: художественное творчество, театрализованные игры, совместной деятельности детей и родителей, музыкально-театрализованная развивающая предметнопространственная среда.
Современные нормативные изменения в системе образования предполагают новые подходы к системе дошкольного образования. Теперь дошколят будут не только развивать, и обучать, но и формировать важные духовные ценности, гражданскую активность и патриотизм. В данной программе так же большое внимание уделяется воспитанию творческой активности личности.
Художественно - эстетическое развитие по ФОП предполагает развитие смыслового восприятия и понимания произведений искусства и окружающего мир, что позволяет сформировать творческие и культурные ценности личности ребенка.
Творчество, а художественное творчество в частности как стержень человеческой личности событийно и является в человеческом обществе не пассивной, а активной силой его интеллектуального и эстетического развития [9]. Т. Э Тютюнникова отмечает, что «творчество основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по своему, лучше. «Суть творчества – в динамике преобразования» [10, с. 97].
Важным условием развития творчества и одаренности, познания мира через собственную творческую, созидательную деятельность является вовлечение детей в процесс создания продуктов творчества, в процесс реализации творческих проектов. Художественно-творческая деятельность – некий способ человеческого существования в жизни в целом, как способность человека к эмоционально-чувственному, художественно-образному восприятию мира, объединяет все виды человеческой деятельности. В ней скрещиваются и соединяются воедино энергии познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения. Одним из предпочтительных видов художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста является театральная деятельность, которая содержит в себе синтез различных видов деятельности, относящихся к искусству. В. С. Русанова, изучая влияние театральной деятельности, на развитие личности ребёнка подчеркивает, что данная деятельность раскрывает богатые возможности воспитания и развития человека средствами искусства : личностное развитие происходит одновременно с раскрытием его творческого потенциала и таланта [8]. Обращение к театральной педагогике, приобщение ребенка к театрально-педагогической культуре, богатой радостью повседневного сотрудничества и сотворчества, как раз и будет способствовать благотворному развитию личности дошкольника, естественному выращиванию его индивидуальности, органическому и яркому вычленению его из «коллективного субъекта» [3].
Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств : мимики, жестов, пантомимики. Самый понятный, интересный и доступный для детей вид деятельности - это театрализованные игры.
Театрализованные игры в дошкольном возрасте представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни – сюжетом игры. Театральная игра помогает ребёнку легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство партнерства и товарищества, волю, целеустремленность, терпение и другие личностные качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой [4]. Д. Н. Авров уточняет, что театральная игра – это «проверка действием множества межличностных взаимодействий: я и товарищи, я и родители, враг и друг, сильный и слабый» [1]. Методы и формы театральной игры, которые педагог может предложить дошкольникам, реализуют одновременно три цели:
погружают детей в присущую им игровую деятельность;
развивают в детях не только полезные психологические структуры (внимание, воображение, волю, память, но и выявляют определенные наклонности и одаренность;
формируют в ребёнке социально-нравственные качества личности.
Многие педагогические задачи, касающиеся интеллектуального, личностного, коммуникативного, художественно-эстетического воспитания позволяют решить музыкально-театрализованные игры.
Музыкально-театрализованная игра объединяет в большей или меньшей степени все виды деятельности дошкольника : игровую (театрализованную, речевую, музыкальную, двигательную, коммуникативную, познавательноисследовательскую и решает определенные задачи соответственно: разучивание текста постановки, коррекция речи ребенка, разучивание песен, танца, ориентировка в пространстве, умение ребенка общаться со сверстниками, получение определенных специальных сведений и знаний. В ДОУ актуальны следующие виды и формы организации музыкальнотеатрализованных игр :
Музыкально-театрализованные игры-драматизации (инсценирование песни, хоровода, стихотворения с музыкальным сопровождением и др.).
Музыкально-театрализованные игры с элементами драматизации (хороводные, подвижные, музыкально-дидактические и др.).
Музыкально-театрализованные игры-сценки для кукольного спектакля с участием взрослых или детей (различные виды кукольного театра).
Музыкально-театрализованные игры-спектакли (детская опера, мюзикл, музыкально-драматический спектакль).
Музыкально-театрализованное представление (досуг, праздник, развлечение, в том числе фольклорные)
Рассмотрим условия организации музыкально-театрализованных игр в ДОУ с учетом ФОП:
1. Создание условий для развития творческой активности детей в музыкально-театрализованной деятельности.
2. Создание возможности для самовыражения детей.
3. Создание условий для совместной деятельности детей и родителей как формы взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечивающей психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования.
Музыкально-театрализованные игры с детьми организуются на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду и имеют разнообразные формы организации. Это музыкальные, театрализованные и интегрированные занятия, игры во время чтения или рассказывания художественно-литературного произведения, музыкальные досуги, праздники и развлечения, в том числе просмотры кукольных спектаклей, детских опер, спектаклей, мюзиклов, детских презентаций о театре, театральных жанрах. Важно обеспечение интеграции музыкально-театрализованной деятельности с другими видами детской деятельности, организация выступлений детей старшего возраста перед детьми младшего дошкольного возраста. Безусловно, для организации работы по музыкально-театрализованной деятельности необходимо создание музыкально-театрализованной развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала и зоны в групповом помещении. Развивающая предметно-пространственная среда является основой творческой деятельности ребенка, поэтому важно, чтобы зона театральной и музыкальной деятельности соприкасались друг с другом, дополняли друг друга. ФОП предусматривает систему взаимодействия с семьями воспитанников. Формы взаимодействия с семьями воспитанников разнообразны, но музыкально-театрализованные представления, одна из наиболее привлекательных для родителей. Родители готовы сами окунуться в детство, участвовать в представлениях и оказывать посильную помощь в организации этих представлений. Создание условий для совместной деятельности с родителями – одна из главных задач педагогов ДОУ. Формы работы в этом направлении разнообразны : это создание семейных клубов, студии, участие в кукольных сценках, спектаклях, привлечение родителей к разучиванию текста, придумыванию движений, танца героя, оформление и создание сценического образа, костюма и т. п.
Таким образом, создание музыкально-театрализованной образовательной среды отражает общую атмосферу творчества, заинтересованности, профессионализма педагогов в ДОУ, что создает определенные условия для развития творческого потенциала дошкольников с учетом их индивидуальности.
Список литературы
1. Авров Д. Н. Зритель и спектакль [Текст] / Д. Н. Авров – М. : Просвещение, 1985. – 124 с. Издательский дом «Среда» 8 https://phsreda.com
2. Антипина Е. А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением. – 2-е изд. – М. :ТЦ Сфера, 2017 – 128 с.
3. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребёнок [Текст] : Сб. статей / Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М. : Просвещение, 1972. – 287 с.
4. Красильникова М. С. Постижение музыки младшими школьниками на интонационной основе [Текст] : Дис. … канд. пед. наук / М. С. Красильникова. – 1990. – 166 с.
5. Литвак Р. А. Социализация личности ребенка в деятельности детских общественных объединений [Текст] / Р. А. Литвак – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2007. – 167 с.
6. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. — М„ : ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.
7. Раздобарина Л. А. В мире детской оперы [Текст] / Л. А. Раздобарина // Искусство в школе. – 2004. – №1. – С. 78.
8. Русанова В. С. Роль театральной самодеятельности в эстетическом развитии детей [Текст] / В. С Русанова. – Челябинск: ЧГАКИ, 2004. – 189 с.
9. Тагильцева Н. Г. Учимся слушать музыку в школе развития [Текст] / Н. Г. Тагильцева // Искусство в школе. – 2007. – №5. – С. 24.
10. Тютюнникова Т. Э. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия [Текст] / Т. Э. Тютюнникова. – М. : Едиториал, 2009. – 264 с.