Алена Турьева
Опыт работы по теме «Речевая развивающая среда как важнейшее условие развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу представить свой опыт работы по теме : "Речевая развивающая среда, как важнейшее условие развития речи дошкольников".
Публикация «Опыт работы по теме „Речевая развивающая среда как важнейшее условие развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Хорошая речь -важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и со взрослыми. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, осознавая свой недостаток, становятся молчаливыми и застенчивыми.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями очень высокий.
Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты :
1) овладение речью как средством общения и культуры;
2) обогащение активного словаря;
3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
4) развитие речевого творчества;
5) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
6) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
7) развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.
Речевая развивающая среда.
Обучение дошкольников речи – это важная часть интеллектуального воспитания и мышления. Именно владение речевыми навыками является одним из основных критериев готовности ребенка к обучению в школе.
Способность овладения языком является у человека врожденной, но для формирования полноценной речи ребенку необходима речевая развивающая среда, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.
В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.
В качестве основных компонентов речевой развивающей среды выделяют следующие :
В качестве основных компонентов речевой развивающей среды выделяют следующие :
- речь педагога;
- методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;
- специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога должна отвечать следующим требованиям:
1) ПРАВИЛЬНОСТЬ
2) ТОЧНОСТЬ
3) ЛОГИЧНОСТЬ
4) ЧИСТОТА
5) ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
6) БОГАТСТВО
7) УМЕСТНОСТЬ
При создании речевой развивающей среды необходимо учитывать:
1. Особенности детей конкретной возрастной группы;
2. Уровень речевого развития каждого ребенка;
3. Интересы и способности детей.
Методы и приёмы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование – подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы.
Определяющим моментом организации речевой развивающей среды в каждой возрастной группе является педагогическая идея, направленная на развитие приоритетных линий речевого развития детей на каждом возрастном этапе дошкольного детства.
Речевая среда создается таким образом, чтобы у детей были благоприятные условия для формирования речевых способностей. Причем возможность такая должна быть у детей не только во время проведения занятий, но и в процессе самостоятельной деятельности.
В группе созданы центры речевой активности : центр «Книги», центр «Будем правильно говорить», центр «Театрализации» и центр «Музыки» - именно данные центры расширили речевую среду, создали у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки. Данная речевая среда дает возможность детям формировать способности речи не только во время проведения занятий, но и в процессе самостоятельной активности.
Центр «Будем правильно говорить».
Рассмотрим один из центров развивающей среды – центр «Будем правильно говорить». Для своих воспитанников я создала специально оборудованное пространство для занятий и игр поодиночке или небольшими группами.
Цель речевого уголка : способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.
Задачи:
1. Формирование фонематического слуха.
2. Развитие артикуляционной моторики.
3. Закрепление навыков правильного звукопроизношения.
4. Закрепление навыков, полученных на занятиях.
5. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
6. Развитие связной речи.
7. Развитие мелкой моторики.
В основу речевого центра входит игровой и дидактический материал, используемый в непосредственно образовательной деятельности и направленный на развитие :
- артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски;)
- воспитание правильного физиологического дыхания, пособия для развития дыхания (тренажеры, разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши.)
- использую нейротренажеры.
Нейротренажеры – игровые устройства, оборудования, стимулирующие и улучшающие работу мозга, тактильное восприятие, концентрацию внимания, память, логическое мышление.
- пособия для развития мелкой моторики (массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры, камушки марблс, счетные палочки и другое).
Представлены и мои авторские методические пособия для развития мелкой моторики.
- материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова).
- игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова);
- игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам);
На занятиях применяю Су- джок терапию. Упражнения с использованием данной терапии обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, стимулирует речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.
В группе по речевому развитию осуществляю индивидуальный подход к каждому ребенку. Работа проводится в течении всего дня во всех видах деятельности. Наиболее успешно использую такие формы как игры – занятия, индивидуальные занятия. К каждому занятию подхожу творчески, тщательно его подготавливаю, использую много наглядного материала, использую много игр и игровых упражнений, элементы двигательной активности, драматизации.
Моя работа ведется в тесном контакте с родителями и направлена на формирование речевого развития в семье. Для этого я использую традиционные формы и не традиционные формы работы.
Думаю, что работу по данному направлению необходимо продолжать, так как эта тема очень актуальна в работе с дошкольниками.