Елена Маркусова
Музыкально-патриотический проект «Воспитание толерантности у детей, в условиях многонационального окружения»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
В нашем детском саду "Дружба", мы живем одной большой семьей. В микрорайоне Капланово, где находится наш детский сад, проживают семьи многих национальностей, именно поэтому тема межнациональных отношений очень близка для нас и для семей наших воспитанников.
В свете последних политических событий (вспышки межнациональных столкновений в разных регионах мира, мы, вместе с педагогами и родителями, решили обратиться к этой теме более внимательно. Ведь оттого, как мы воспитаем наших детей, зависит их будущее. Я твердо убеждена, что расти в мире и благополучии, наши дети смогут, если научатся любить и уважать не только членов своей семьи, родственников, но и друзей, окружающих людей и своих соседей.
Публикация «Музыкально-патриотический проект „Воспитание толерантности у детей, в условиях многонационального окружения“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Работа музыкального руководителя
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Активное совместное участие родителей и детей в подготовке и проведении всех музыкальных массовых праздников и мероприятий, позволяет надеяться, что наши воспитанники вырастут настоящими гражданами своей Родины, станут честными, дружелюбными и добрыми людьми. Научить дошкольников уважению к представителям разных национальностей и культур - вот главная задача нравственного и патриотического воспитания дошкольников. Именно поэтому у нас возникла идея проведения музыкально-патриотического проекта: «Воспитание толерантности у дошкольников, в условиях многонационального окружения».
Проект музыкальный, творческий, краткосрочный.
Сроки проведения: 1.09.2017 г. - 30.11.2017 г.
Участники проекта: музыкальный руководитель, дети, воспитатели и родители подготовительной группы.
Цель проекта: Обобщить знания детей, педагогов и родителей о музыкальной культуре, традициях и обычаях разных народов.
Задачи проекта:
Воспитывать уважение к культурному и музыкальному наследию разных народов.
Развивать музыкальные и творческие способности детей и родителей.
Продолжать обучать детей и родителей навыкам исполнения национальных танцев, фольклорных песен, хороводов, народных игр.
Побуждать к совместному детско-родительскому творчеству и участию в общих мероприятиях детского сада, города и района.
Работа над проектом проходила в три этапа:
1 этап подготовительный: (сентябрь 2017 г.) сбор и обработка информации по теме проекта в методических изданиях и журналах, в программах телевидения, на образовательных сайтах. Открытие экспозиции «Русская изба» в музыкальном зале. Пополнение музыкально-развивающей среды и картотеки авторских музыкально-дидактических игр («Найди национальный инструмент», «Волшебный сундучок дружбы», «Угадай народный инструмент» и т. д.)
2 этап практический: (октябрь 2017 г.) подготовка и выступление воспитанников на Фестивале детского казачьего творчества (8.10.2017г.) с хореографической композицией «Распрягайте, хлопцы, коней!».
Выступление детей на Дне рождения микрорайона Капланово (14.10.2017 г.) с оркестром детских народных инструментов и авторскими «Кубанскими частушками»)
Проведение музыкально-спортивного праздника «Путешествие по Краснодарскому краю», посвященного 80-летию со дня образования Краснодарского края и 225-летию освоения казаками Кубанских земель.
3 этап заключительный: (ноябрь 2017 г.) Проведение Мастер-класса для родителей «Народные танцы и песни» в рамках совместной работы с Домом Культуры и «Всероссийского вечера искусств».
Выступление на родительском собрании подготовительной группы с выставкой ««Национальные костюмы разных народов»
Выступление с мастер-классом для родителей «Играем в музыкально-дидактические игры дома и в детском саду».
Оформление родительских уголков во всех возрастных группах «Музыкальными новогодними елочками».
Выпуск буклетов для родителей всех возрастных групп: «Мы играем и поем, дружно, весело живем!»
Работа над проектом:
На своих занятиях и праздниках, я часто обращаюсь к теме воспитания толерантности и патриотических чувств у дошкольников. Мы с детьми постоянно исполняем национальные танцы на наших праздниках в детском саду и на городских мероприятиях ("День города Новокубанска, День рождения микрорайона Капланово, Фестиваль детского казачьего творчества»). На всех массовых мероприятиях мы, совместно с детьми и родителями, играем в народные игры, поем фольклорные песни, ставим народные сказки, участвуем в различных творческих выставках и акциях.
В нашем музыкальном зале организована экспозиция «Русская изба», «Картотека народные инструменты и костюмы», Мини-музей «Национальные инструменты».
Чтобы еще больше приобщить родителей к данной теме, я решила, организовать выставку «Национальные костюмы разных народов». Для этого, на родительском собрании в подготовительной группе, в музыкальном зале были установлены ширмы. Здесь мы разместили нашу богатую коллекцию национальных костюмов разных народов: России, Узбекистана, Северного Кавказа, Кубани, Стран Востока, Украины, представителей цыганского народа и мн. др.
Все эти экспонаты созданы руками наших воспитателей, родителей и сотрудников.
На выставке родители с удовольствием рассматривали наши костюмы. Спрашивали и обсуждали названия некоторых незнакомых элементов, головных уборов. Многие, с удовольствием рассказывали, как интересно было нашим воспитанникам выступать на большой сцене в Доме Культуры и в Городском Парке. Мы вспоминали, с какой гордостью родители, члены их семей и все сотрудники, наблюдали за выступлением наших детей.
Когда вся коллекция костюмов была рассмотрена, я, как организатор выставки, ответила на вопросы родителей. Затем, предложила участникам выставки провести мастер-класс и сыграть вместе в авторские музыкально-дидактические игры. С каким азартом родители угадывали народные инструменты, как каждый из них, торопился угадать костюм, соответствующий музыке.
Когда я рассказала родителям, как на музыкальных занятиях мы с детьми играем в эти игры, многие родители отметили, что дети дома стали больше интересоваться музыкальными передачами, охотнее слушают музыку, могут свободно рассуждать о ее характере и особенностях.
В результате работы над проектом, у детей и родителей повысился уровень знаний о музыкальной культуре, о традициях и обычаях разных народов. Дети и родители получили много интересных знаний о народной музыке. Наши воспитанники стали внимательнее следить за различными танцевальными проектами, различать и рассказывать родителям о деталях народных костюмов, увиденных на экране телевизоров. Родители признались, что дети рассказывают им о народных инструментах, показывают способы игры на них, знают, что такое оркестр. После наших выступлений и занятий, несколько детей поступили в танцевальные студии города: "Грация", "Студия кавказских танцев", "Кружок народных танцев" в РДК, а некоторые начали обучение в Музыкальной школе. Использование наших музыкально-дидактических игр помогает обогатить знания и раскрыть творческий потенциал родителей и детей. А совместные праздники, акции и выставки сближают членов семьи, гармонизируют отношения дошкольников, родителей и членов их семей.
Изучение методической литературы по теме проекта:
1. Методическое пособие «Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения» Т. Н. Вострухина, Школьная пресса, 2011г.
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева — М. : Мозаика Синтез», 2014 г.
3. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - Программа. Учебно-методическое пособие. С-П. : Детство-Пресс, 2000,
4. Методическое пособие для педагогов ДОУ «Знакомство детей с русским народным творчеством» Л. С. Куприна, Т. А. Бударина,О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова, Детство-Пресс 2001г.
5. «Культурно- досуговая деятельность в детском саду». -Зацепина М. Б. Программа и методические рекомендации. – М. :Мозаика-Синтез, 2009г.
6. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей «Народные праздники в детском саду»М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова Мозаика-синтез,2005г.
7. Программа «Ребенок в 21 веке. «Воспитание культурой»
Кутьина Н. Б. Детство-Пресс 2004г.
8. Пособие для родителей и педагогов «Поем, играем, танцуем дома и в саду» Горбина Е. В. Михайлова М. А. Ярославль, изд. Академия развития
9. Программа ознакомления дошкольников с малой Родиной «Я и моя станица» Масич Л. Г., Макарычева Н. В. 2010г.
10. Музыкальное пособие «А мы просо сеяли» русские народные игры и хороводы, Медведева М., «Музыка».
11. Научно- методический журнал «Детский сад»., изд. «Основа» 2014год.
12. Сборник методических разработок «Фестиваль педагогических идей» 2016г.