Анна Белокурова
Статья Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
А. А. Белокурова,
МБДОУ «Детский сад № 3
«Хрустальный башмачок», г. Тамбов
Публикация «Статья Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
В настоящее время проблема развития одаренных детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одну из главных задач совершенствования системы дошкольного образования.
В отечественной психологии к проблеме музыкальных способностей и одаренности одним из первых обратился Б. М. Теплов. Именно он определил музыкальную одаренность как «качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью» [1, с. 82]. Наиважнейшим компонентом и главным показателем музыкальной одаренности, выделенным Б. М. Тепловым, является способность эмоциональной отзывчивости на музыку. В дошкольном возрасте именно этот показатель становится ориентиром для раннего выявления музыкальной одаренности у ребенка. Насколько быстро и непосредственно малыш реагирует на музыку, насколько яркими и нестандартными бывают проявления его музыкальных переживаний, настолько более одаренным, исключительным является сам ребенок.
Базируясь на исследованиях Б. М. Теплова, в структуре музыкальной одаренности детей дошкольного возраста можно вычленить общие и частные музыкальные способности. В состав общих музыкальных способностей входят сенсорные музыкальные способности (музыкально-интонационный слух – мелодический, тембровый, динамический, гармонический, чувство ритма, интеллектуальные музыкальные способности (музыкальное мышление, музыкальное воображение, музыкальная память. К частным музыкальным способностям отнесены абсолютный слух и исполнительские способности.
Исследователи отмечают, что выдающиеся музыкальные способности у
детей обнаруживаются, как правило, до семи лет. Музыкально одаренные дети характеризуются некоторыми общими чертами. С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров, в два-три года хорошо различают мелодии, часто уже к двум годам хорошо интонируют.
Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, очень быстро и прочно запоминают музыку. С четырех-пяти лет у них наблюдается склонность импровизировать на музыкальных инструментах. В пять-шесть лет дети стремятся к достижению результата в музыкальной деятельности, прилагая максимум усилий для того, чтобы деятельность была успешной. В возрасте шести-семи лет у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, возможны первые шаги в мир профессионального искусства.
Педагогическое сопровождение детей с музыкальной одаренностью в дошкольном учреждении должно быть направлено на их гармонизацию и развитие. При этом необходимо решить следующие задачи:
• Развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы ребенка.
• Формирование эстетического вкуса.
• Стимулирование развития творческой деятельности.
Работу с одаренными детьми можно условно разбить на несколько этапов: диагностический, информационный, развивающий.
Функция музыкального руководителя при организации работы с одаренными детьми на диагностическом этапе заключается в выделении группы детей со специальными способностями и углубленной диагностике с целью определения музыкальной одаренности.
Информационный этап предполагает просвещение и сотрудничество с родителями, воспитателями и специалистами детского сада по проблемам выявления, сопровождения и развития одаренности, направление родителей на консультации специалистов музыкальной школы, Дома творчества.
Развивающий этап включает разработку и внедрение программ работы с подгруппой музыкально одаренных детей с учетом развития их индивидуальных особенностей и дифференцированного подхода, активное участие педагога в преобразовании развивающей среды.
Организуя образовательную деятельность со всеми детьми группы, необходимо выбрать правильную стратегию взаимодействия с одаренными детьми, чтобы с одной стороны, дать возможность реализоваться их способностям, не подавить инициативу и волю к творческой деятельности, а с другой стороны, дать возможность выразиться другим детям. Музыкальный руководитель также организует индивидуальную работу с одаренными детьми, давая им специальные задания в соответствии с их задатками.
Творческий потенциал и развитые способности музыкально одаренных детей незаменимы в подготовке сольных номеров или с участием солистов. Такие дети принимают участие в различных конкурсах, смотрах, фестивалях, мероприятиях городского и областного уровня.
Работа с одаренными детьми требует от педагога личностного роста, современных знаний в области психологии музыкальной одаренности, педагогической гибкости, а также тесного сотрудничества с специалистами, воспитателями и родителями.
Музыкально одаренные дети – это наше будущее национальное достояние, духовный, творческий потенциал России. Музыкальная одаренность в дошкольном возрасте, при поддержке и развитии, может стать определяющим фактором в выборе жизненного пути, явиться пусковым механизмом становления будущих грандиозных музыкальных талантов.
Список использованной литературы:
1. Теплов, Б. М. Избранные труды [Текст] : В 2-х т. Т. 1 / Б. М. Теплов. – М. : Педагогика, 1985. – 328 с.