Марина Юрга
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста.
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста в настоящее время является одной из важных задач педагогики, воспитатели применяют различные методики для её решения (А. Г. Асмолов, Г. Олпорт, Г. У. Солдатова, Е. Ю. Клепцова). Прежде чем перейти к постановке проблемы, стоит уделить внимание характеристике собственно феномена толерантность (tolerantia — терпимость).
Публикация «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2017
Современные исследователи отмечают, что сегодня существует множество трактовок термина толерантность, в частности используется классическое определение, согласно которому толерантность рассматривается как уважительное отношения к человеку – его убеждениям, вкусам, образу жизни, внешности, национальности и т. д. (Е. Ю. Клепцова, А. А. Погодина, П. В. Степанов) При изучении толерантности в ее основных аспектах целесообразно обратиться к проблеме ее видового многообразия.
В соответствии с доминирующими социокультурными ценностями Б. З. Вульфовым выделяются: религиозная, национальная, этническая, гендерная, нравственная, эстетическая, коммуникативная толерантность. В работе С. Б. Фадеева выделяются классификации толерантности нескольких научных школ, которые приведены ниже.
Так, в соответствии со статусом взаимодействия субъектов П. Ф. Комогоровым выделяются: половая, расовая, возрастная, национально-этническая, языковая. В соответствии со спецификой объекта В. С. Кукушкин выделяет: межнациональную, межрасовую, религиозную, культурную. А, по мнению Г. Д. Дмитриева и В. А. Тишкова, в современном мире толерантность является необходимым объединяющим условием людей разных культур. При этом исследователи особо отмечают необходимость разработки простых и привлекательных принципов педагогики толерантности, рассчитанных на все слои общества и возрастные группы. Это заключение относится и к периоду дошкольного детства, которому принадлежит огромная роль в начальном формировании личности.
Многие педагоги считают что, именно в дошкольном возрасте формируются исходные моральные ценности, нормы поведения, появляется понимание представлений о значимости человеческого достоинства, ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций (Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков и другие). Современные исследователи особо подчеркивают, что именно благодаря «пластичности нервной системы, открытости влиянию взрослого, ребенок в дошкольном возрасте, прежде всего, усваивает различные знания о мире, умения и навыки его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомиться с социальными ролями» .
Именно поэтому с целью воспитания толерантности старших дошкольников задействован большой спектр внешних социокультурных факторов и средств: семья, детский сад, библиотека, школа, улицы города, музеи, общение, предметы рукотворного мира (игрушки разных народов, технические, изобразительное искусство стран мира, музыка стран мира, случайная информация, полученная ребёнком из общения со сверстниками, старшими детьми, из собственных наблюдений окружающей действительности, художественная литература, произведения устного народного творчества стран мира.
В своем исследовании мы будем опираться на педагогические средства, разработанные известным итальянским педагогом – Марией Монтессори (31.09.1870 – 06.05.1952). Как показывает обращение к работам историко-педагогической направленности, своеобразие «метода Монтессори» заключается, прежде всего, в свободном, самостоятельном развитии ребенка. По мнению автора, ребенок изучает то, что ему интересно, так как его никто не заставляет делать без его желания. В школах и детских садах Монтессори деление на группы и классы чисто условное – по степени усвоения ребенком материала.
Педагогика М. Монтессори представляет собой свободное развитие в личностном проявлении ребенка. В ее системе педагогу отводится пассивная роль наставника и помощника, а ребенок – активен и самостоятелен в своей деятельности. Как отмечают современные исследователи, принципы Монтессори-педагогики отличаются гуманностью, доверием, деликатным отношением к развитию ребенка. Метод выдержал критику, обрушившуюся на него со всех сторон с момента публикации первой книги М. Монтессори и приобретает все больше сторонников в мире. В современных работах отмечается, что изгнанная из Европы фашизмом, М. Монтессори пережила период тоталитаризма в Индии, где возникли сотни школ работающих по ее методике.
Как показывает обращение к работам К. Е. Сумнительного, в связи с увлечением некоторыми новомодными психологическими теориями педагогика Монтессори переживала несколько этапов своего развития: охлаждения к ней и восстановления ее значимости. Так, автор отмечает, что «метод Монтессори» рассматривается как не только педагогический, но и социальный инструмент. В частности, исследователь подчеркивает, что «власти ряда штатов, где сильны межрасовые противоречия, идут на немалые затраты для открытия школ Монтессори в черных кварталах. Они настолько превосходят традиционные, что ломая, расовые, предрассудки в них стремятся отдать своих детей и белые семьи. Сегодня окончание школы Монтессори стало в США важным дополнительным фактором при приеме на работу. Работодатели знают, что, в лице этих людей, получат с одной стороны добросовестных и дисциплинированных, а с другой стороны творческих активных сотрудников».
Воспитание толерантности у дошкольников рассматривалось также во многих отечественных педагогических исследованиях, обзор которых будет приведен ниже, однако, среди них практически не встречается работ, в которых уделялось бы внимание этому аспекту в изучении Монтессори-педагогики. Так, например, философии толерантности посвящены исследования А. Г. Асмолова, Е. Ю. Клепцовой, В. А. Лекторский, Г. Олпорт. Идеи гуманистической педагогики представлены в работах Ш. А. Амоношвили, М. Монтессори, Е. А. Хилтунен, Д. Г. Сороков, К. Е. Сумнительный. Современные идеи педагогики толерантности в трудах Л. В. Байбородова, М. С. Мириманова, П. В. Степанова, М. И. Рыжова, А. А. Погодина.
В целом, проведенный нами анализ позволил выявить следующие противоречия:
работа по формированию толерантности в современном образовании ведется, но не достаточно эффективно, не используя альтернативные педагогические концепции и теории, в том числе «метод Монтессори»;
«Метод Монтессори» активно внедряется в работу дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ, но не учитывается его гуманистический потенциал в сфере формирования толерантности;
Это позволило нам сформулировать цель исследования: выявление и использование средств Монтессори-педагогики, необходимых и достаточных для воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования: процесс воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности использования средств Монтессори-педагогики для воспитания толерантности у старших дошкольников.
В данной работе выдвигается следующая гипотеза: воспитание толерантности старших дошкольников будет эффективным при условии, что в работе с детьми будут использовать следующие средства и приемы Монтессори-педагогики:
наполнение образовательной среды материалами Монтессори-педагогики,
включение в работу мероприятий направленных на организованное взаимодействие,
насыщение деятельности детей активной совместной работой.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к процессу воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста;
2. Охарактеризовать педагогические ресурсы Монтессори - образования для развития толерантности у детей старшего дошкольного возраста;
3. Изучить уровень развития толерантности у детей старшего дошкольного возраста в современных дошкольных учреждениях;
4. Спроектировать программу воспитания толерантности у старших дошкольников с использованием принципов и материалов Монтессори - педагогики.
В ходе организации теоретического анализа заявленной научной проблемы и организации экспериментальной работы нами использовались следующие методологические подходы:
личностно-ориентированный: изучение использования опоры на естественный процесс развития – саморазвития личности;
системно-деятельностный: анализ средств и их результативности воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста;
культурологический: рассмотрение проблемы воспитания толерантности средствами Монтессори-педагогики в исторической ретроспективе с позиции изменения в современной культуре.
Методы организации научного исследования:
теоретические: изучение литературы по данной проблеме исследования и ее анализ.
эмпирические: изучение и обобщение накопленного опыта по изучаемой проблеме, анкетирование, тестирование, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент; статистическая обработка данных, анализ и интерпретация результатов.