Саликова Юлия
Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников
Музыкальный руководитель Саликова Ю. Н
Организатором процесса музыкального воспитания и развития ребёнка в детском саду является музыкальный руководитель. Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное воспитание детей непосредственно во время образовательной деятельности и индивидуально, а воспитатель продолжает эту работу при проведении режимных моментов.
Публикация «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Игра является основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности дошкольника, в котором наиболее успешно развиваются все психические процессы. Известный советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в мир ребенка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире». Современные технологии музыкального воспитания предлагают применять игровые методы, помогающие педагогу в интересной, занимательной форме преподнести воспитаннику учебный материал.
Эффективным средством познания действительности являются музыкально-дидактические игры, которые не только облегчают познавательную деятельность детей, но и организуют их восприятие, активизируют процесс запоминания. Использование музыкально - дидактических игр позволяет в простой, игровой форме дать детям представление о выразительных возможностях музыки, научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой. Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
Ладовое чувство включает в себя динамическое, тембровое, жанровое восприятие. Игры и пособия для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроения в отдельных частях произведения, различению жанра. Играя, дети учатся различать и передавать динамические оттенки («Звоночек», «Тихо-громко», различать тембры музыкальных инструментов и голоса («Кого встретил колобок?», «Узнай по голосу»,, различать жанры музыки : («Что делают в домике?», «Мой оркестр»)
Игра на развитие динамического восприятия «Звоночек». Педагог играет на колокольчике и тихо напевает: «Ты звени, звоночек тише, пусть тебя никто не слышит», дети тихо звенят колокольчиками. Затем педагог поет громко: «Ты звени, звени, звонок, чтобы каждый слышать мог», дети играют громко.
Игра на развитие тембрового восприятия «Кого встретил колобок». Детям раздаются музыкальные инструменты в соответствии с их представлениями о том, кого будет изображать выбранный инструмент, например, колобок – погремушка, зайчик - треугольник, волк – ложки, медведь – рубель, лиса – колокольчик. Педагог рассказывает сказку и показывает на фланелеграфе, а дети озвучивают.
Игра на развитие жанрового восприятия «Что делают в домике». На фланелеграф помещаются три домика из картона. Звучит музыка, песня, танец или марш, дети отгадывают жанр произведения. Кто-либо из детей открывает окно в домике и смотрит, правильно ли назвали.
Игры и пособия для развития музыкально-слуховых представлений связаны с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Поскольку в формировании музыкально-слуховых представлений большую роль играют моторика, интеллектуальные, зрительные представления, опора на восприятие мелодии, для развития этой способности используются музыкально-дидактические игры и пособия, моделирующие отношения звуков по высоте, направление движения мелодии и включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте. При этом все методы (наглядный, словесный, практический) могут применяться в сочетании друг с другом.
Возникновению первоначальных представлений о высоте звуков способствует зрительная и слуховая наглядность во взаимосвязи со словом. Осознание направления движения мелодии предполагает связь интеллектуальных, слуховых, зрительных, двигательных представлений в опоре на восприятие мелодии. Моделирование направления движения мелодии в музыкально-дидактических играх и пособиях осуществляется многими способами : использование музыкальной лесенки, набора разнозвучащих колокольчиков; вкладывание на карточках с нотным станом кружочков, соответствующих высоте звуков мелодии. Это задание может быть дано детям в образной форме: передвижение кузнечика или бабочки с цветка на цветок, нарисованных на различной высоте, в соответствии со звуками мелодии. (Она звучит в тот момент, когда дети выполняют задание.) Полезна здесь также опора на моторику (вокальную или реальные движения). Моделирование отношений звуков по высоте с помощью различных средств позволяет развивать способность музыкально-слуховых представлений, связывая воедино слуховые, зрительные и двигательные представления детей.
Игра в группе «Наши песни»
Игровой материал. Карточки-картинки (по числу играющих, иллюстрирующие содержание знакомых детям песен, металлофон, фишки.
Ход игры. Детям раздают по 2-3 карточки. Исполняется мелодия песни на металлофоне или в грамзаписи. Дети узнают песню и закрывают фишками нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закроет все карточки. «Прятки», «Песенка по кругу» ,«Лесенка», а теперь посмотрите эту игру в электронном варианте. Еще одна интересная игра «Дюймовочка». Чтобы активизировать внимание детей, можно представить им презентации к песням. («Зимушка», «Самовар», «Бедный ежик»)
Развитие чувства ритма — способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить предполагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.
Для развития представлений о продолжительности звуков целесообразно использовать пособия и настольные игры, моделирующие эти отношения звуков, с одновременным воспроизведением мелодии. (Короткие и длинные палочки или маленькие и большие предметы могут соответствовать коротким и долгим звукам.
Для развития ритмического восприятия играем в такие игры, как «Читаем ритм», «Ритмические загадки».
Игра «Прогулка»
Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки.
Ход игры. Дети рассаживаются полукругом. «Сейчас, дети, пойдём с вами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в группе, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице», - педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу,- продолжает воспитатель, - светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» - частыми ударами передаёт бег, Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю»,- воспитатель вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок»,- быстро ударяет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошёл дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень», - воспитатель постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад», - быстро и ритмично ударяет молоточком.
Большая матрёшка и маленькие.
Ход игры. Дети сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрёшка, у детей маленькие. «Большая матрёшка учит танцевать маленьких»,- говорит воспитатель и отстукивает своей матрёшкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрёшками. При повторении игры ведущим может стать ребёнок, правильно выполнивший задание.
Посмотрите игру «Веселые сестрички» в электронном варианте.
Музыкально дидактические игры предполагают различное сочетание методов музыкального воспитания. Их применение должно быть обусловлено четкой постановкой задачи, решение которой преследует педагог. Если та или иная способность недостаточно развита, педагог имеет возможность варьировать задания, направленные на развитие именно этой способности. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более успешно.
Большая педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они побуждают ребенка к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Таким образом, развитие у детей основных музыкальных способностей : ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма — должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр и пособий.