Ксения Ушакова
Деловая игра для педагогов «Педагогический ринг: духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Задачи:
- систематизировать и закрепить знания педагогов о духовно-нравственном воспитании дошкольников;
- формировать чувство причастности педагогов к наследию прошлого России;
- развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания;
- развивать творческую активность участников.
- мотивировать к нестандартным решениям проблемы, самоанализу и самообразованию по духовно-нравственному воспитанию;
- закреплять методы духовно-нравственного воспитания.
Духовно-нравственное воспитание — это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Именно дошкольный период оказывает важное влияние на формирование личности ребенка. В этом возрасте закладываются основные представления об окружающем мире, добре и зле, семейных ценностях. Ребенок накапливает нравственный и духовный опыт (любовь к ближним, способность к сопереживанию, доброта, чуткость справедливость) с которыми вступает во взрослую жизнь.
На сегодняшний день проблема духовно-нравственного воспитания стоит особо остро. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Традиционные основы воспитания и образования заменяются западными, а христианские устои и добродетели вытесняются общечеловеческими ценностями гуманизма, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Практическая часть.
Мы предлагаем вам сегодня принять участие в деловой игре. Сейчас с вами совершим виртуальное путешествие по духовно-нравственному воспитанию. В игре будут участвовать все педагоги. Приглашаем к участию. Оценивается правильность ответов, творчество, также оригинальность, юмор.
Всё, что красиво и прекрасно в мире мы очень часто сравниваем с музыкой, а любая мелодия состоит из основы – 7 нот.
И сейчас, мы вместе с вами попытаемся сотворить нашу музыку, которая будет мелодией духовно – нравственного воспитания.
1. Нота - До. Слайд «Нотный стан»
Итак, обратите внимание на наш нотный стан. Первая нота – это нота – До. Что по вашему мнению, начинается на букву Д и является первой и очень важной ступенью духовно-нравственного развития. (ответы педагогов) Конечно это добро и доверие. Если мы не будем обладать таким личностными качествами как добро, а наши дети не будут нам доверять – все наши усилия по воспитанию полноценной личности ребёнка будут бессильны.
Первое задание называется «Бой пословиц». Вам необходимо восстановить пословицу, соединив правильно начало и конец. Для удобства, разделитесь по 2-3 человека.
Нет в мире краше а в ленивом доме пусто.
Глупа та птица, Что соловей без песни
В хорошей семье словно свету принесет
Добрый человек придет, Добрый ответ
Народное братство Родины нашей
Семья сильна, хорошие дети растут
Человек без Родины которой свое гнездо не мило.
Доброму слову – Счастье дорогу не забывает
В семью, где лад, Дороже всякого богатства.
В прилежном доме – густо будет Родина крепка.
Если дружба велика, Когда над ней крыша одна
Правильные ответы
1. Нет в мире краше Родины нашей.
2. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
3. В хорошей семье хорошие дети растут
4. Добрый человек придет, словно свету принесет
5. Народное братство Дороже всякого богатства.
6. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
7. Человек без Родины Что соловей без песни
8. Доброму слову – добрый ответ
9. В семью, где лад, Счастье дорогу не забывает
10. В прилежном доме – густо, а в ленивом доме пусто.
11. Если дружба велика, будет Родина крепка.
Следующая нота – Ре.
Назовите, пожалуйста, слова, которые начинаются на букву «Р» и являются важной ступенькой в Духовно-нравственном развитии (ответы на заданный вопрос). Правильно, это религия, Родина, родной край.
В следующем задании мы предлагаем вам продолжить фразу: «Я горжусь своей Родиной, потому что…»
3. Нота – Ми
Нота МИ, она называется – Милосердие.
Милосердие — чувство готовности оказать бескорыстную помощь, прощение, а также сама такая помощь, например, благотворительность. Милосердие — одна из христианских добродетелей.
Игра «Цветик-семицветик»
Предлагается сделать цветок и на каждом из лепестков написать все качества, развивающие милосердие у детей (сострадание, совесть, справедливость, великодушие, уважение, доброта, толерантность).
Молодцы все участники, а мы переходим к четвертой ноте – Фа.
4. Нота - Фа
Это нота – фантазия. Мир детских фантазий неистощим, дети легко и с удовольствием сочиняют и импровизируют. Мы предлагаем, вам проявить свою фантазию в озвучивании предложенной сказки. Ознакомьтесь со сказкой. Вам необходимо подобрать инструмент для озвучивания героя сказки. Фантазируйте, экспериментируйте!
Озвучивание сказки при помощи музыкальных инструментов «Весенние приключения»
Ведущий: Было холодно зимой,
Мёрзли все, тепла хотели,
И вот дождались мы весны…
Первый наигрыш капели…
Небо стало голубым,
Солнце стало золотым!
Солнце (сопилка): Я согрею всех на свете,
Чтобы радовались дети! Чтоб цветы в лесу росли
И подснежники цвели. (играет на дудочке)
Ведущий: Яркое солнышко стало всё больше греть нашу землю, становилось всё теплее и теплее.
Под ясным солнышком заплакали сосульки (треугольник) –
Сосульки: Кап, кап, кап,
Мы таем, кап, кап, кап…
Ведущий: Зашумел весенний лёгкий ветерок (маракас)
Ветерок: Просыпайтесь, просыпайтесь, весна пришла! (маракас)
Ведущий: И забавный ручеёк вдруг запел свою песенку. (инструмент: бубенцы на деревянной ручке)
Ручеек: Жур, жур, жур, весна пришла
И тепло нам принесла…
Ведущий: На проталинке возле леса расцвели удивительные, нежные цветы – подснежники (металлофоны).
Подснежник: Нежный трепетный подснежник_
Я весны прихода вестник!
Я расправил свой бутон
И пролил волшебный звон (играет)
Ведущий: Даже лесные зверята пришли посмотреть на такую красоту.
Из норки высунула носик любопытная мышка
Мышка: Пи-пи-пи, весна пришла! (Играет металлофон)
Ведущий: Прибежали толстопятые медвежата (барабаны)
Медвежата: Стала мокрая берлога.
Затекли от спячки ноги,
Вот и вышли поразмяться
Будем прыгать, кувыркаться.
и стали танцевать возле ручейка. (Пританцовывают и играют)
Ведущий: Тут лисички подбегают,
Рыжим хвостиком виляют. (бубны)
Лисичка: Шубки у лисиц другие,
Как у солнца золотые,
Мы под солнцем красным
Выглядим прекрасно! (бубны)
Ведущий: Вышел ёжик, поглядел,
Молча фыркнул, засопел –
И потопал по траве,
Он искал еду себе. (шуршание пакетами)
Ведущий: Прыгнул зайчик на пенёк:
Заяц: Вы видали? Ручеёк
Уж свободен ото льда
Перепрыгнул без труда
Я его пятнадцать раз,
Как мне весело сейчас!
Вот уже растаял снег
Веселюсь я больше всех! (играет на инструменте - трещотки)
Медвежата: (играют барабаны)
Не хотим мы больше спать,
Надо нам весну позвать!
Ведущий: Солнце в небе улыбнулось:
Солнце:(дудочка) Ведь Весна давно проснулась!
Ведущий: Собрались все зверята на полянке и вместе с сосульками, ветерком, ручейком и подснежниками стали дружно танцевать (Все играют на музыкальных инструментах)
Оркестр музыкальных инструментов «Мир похож на цветной луг»
Ведущий: Мы продолжаем путешествовать с вами по музыкальной лесенке. И следующая нота – соль.
5. Нота – Соль
Нота СОЛЬ означает самостоятельность, а для того, чтобы мысли воплотились в поступки недостаточно одного желания, надо самостоятельно формировать стимул, который будет побуждать ребенка к действиям. Наша задача давать детям свободу действий и выбора, даже, несмотря на то, что это ведет к временным затратам. Чаще хвалите детей и верьте в них, помогайте незаметно, создавая ситуацию успеха. А сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знакомы с русской культурой.
«Знатоки русской культуры»
1. В какое время года крестьянин рубил деревья для строительства дома?
А) зимой;
Б) летом;
В) весной;
Г) осенью.
В крещенские морозы дерево самое сухое, в нем практически нет сокодвижения. Дерево именно рубили, а не пилили: ударами топора сплющивались, утрамбовывались места соприкосновения с окружающей средой, и дерево лучше и дольше сохранялось.
2. Какой день Масленой недели назывался «широким»?
А) вторник;
Б) среда;
В) четверг;
Д) пятница.
С четверга начиналось настоящее масленичное гулянье. Именно этот день назывался «широким». Люди развлекались в балаганах, на ледяных горках, катались на качелях. Устраивались кулачные бои, шумные застолья. По улицам на санях возили соломенное чучело, олицетворявшее собой зиму.
3. Какой предмет внутреннего убранства крестьянской избы называли «божьей ладонью»?
А) печь;
Б) стол;
В) лавку;
Д) сундук.
«Божьей ладонью» называли стол, поэтому нельзя было бить по столу и садиться на него.
4. Как называлась хозяйственная постройка крестьянского двора, которая строилась на сваях?
А) хлев;
Б) амбар;
В) рига;
Д) гумно.
Амбар иногда ставили не на земле, а поднимали на столбах – сваях. Тесали столбы с хитростью: верх делали наподобие шляпки гриба. Поэтому грызуны не могли пробраться в амбар. По столбу еще можно было забраться, а дальше шляпка не пускала. Иногда в качестве столбов использовали выкорчеванные деревья. Их врывали в землю корнями вверх. Корни тоже служили препятствием для мышей и крыс.
5. Какое дерево крестьянин сажал в середине места, выбранного для строительства избы?
А) ель;
Б) березу;
В) дуб;
Д) иву.
Березу считали счастливым деревом, верили. Что она оберегает от зла, приносит здоровье и добро, а также защищает дом от молнии.
6. Как назывались бродячие актеры на Руси?
А)трубадуры;Б) пилигримы;
В) скоморохи;
Д) сказители.
Непременными участниками всех праздников на Руси были бродячие актеры – скоморохи. Их еще называли «шутами», «глумцами», «смехотворцами». Группами по 15-20 человек они странствовали из города в город. Из села в село. Одни играли на музыкальных инструментах, другие плясали, третьи демонстрировали ученых медведей. Группа скоморохов обязательно включала жонглеров, кукольников и особых шутников-потешников, умевших складно говорить всякие шутки-прибаутки.
Нота – Ля
Нота ЛЯ – это личностно-ориентированный подход. Изначально все дети поставлены в неравные социальные условия, и в работе этот фактор необходимо учитывать, ведь то, что для одного ребёнка кажется неприемлемым и аморальным, для другого является нормой, к которой он привык с рождения (семейный фактор). В этом случае нашей первостепенной задачей становится создание условий для максимально быстрой адаптации и социализации таких детей в обществе. И сейчас мы свами с играем в игру «Волшебный стул». Для этого нам нужен один желающий, который и сядет на этот волшебный стул. Остальным участникам необходимо будет подобрать положительные качества, характеризующие этого человека.
Игра «Волшебный стул»
Ведущий: Вот мы и подошли к последней нотки нашего путешествия.
Нота – Си.
Нам хочется назвать ее нотой самосовершенствования и специализации воспитателей. Наша профессия по-своему уникальна: как учителя, как педагоги мы должны постоянно самосовершенствоваться, осваивать что-то новое, глубоко изучать нашу многонациональную культуру, находить в обыденных вещах что-то необычное интересное и познавательное. Мы постоянно идем вперед, и наша основная задача – воспитать хорошего человека, которому не чужды такие понятия как доброта и любовь. Вашему вниманию предлагается черный ящик
«Черный ящик».
Ведущий: Ваша задача определить, что находится в черном ящике. Внимание! Вопрос! Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии, и в христианской легенде.
Итак, это (Яблоко)
Ведущий: А где растет яблоко? На дереве! Перед нами то самое дерево, о котором говорили. Но оно у нас совсем без листочков. Давайте сделаем это дерево живым, а для этого внимательно посмотрим друг на друга и напишем на листиках, которые мы вам сейчас раздадим всё, чем вы хотели бы поделиться! Это может быть здоровье, добро, любовь, взаимопонимание.
Вот посмотрите какое замечательное дерево у нас получилось! На этой чудесной ноте мы хотим закончить нашу с вами встречу. Это незабываемое путешествие по стране «Духовно-нравственного воспитания». И именно от нас зависит, как по нашим нотам дети сыграют эту волшебную мелодию. И мы от всей души желаем, чтобы в вашем оркестре детей ни одна нота не звучала фальшиво!