юлия толкачева
Опыт работы с девиантными детьми посредством группового тренинга
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги, я очень рада, что вы собрались здесь на нашем семинаре, надеюсь, что мы отлично пообщаемся, и начать мне хочется следующими словами:
Вот он сидит перед нами, взгляните.
Сжался пружиной, отчаялся он,
С миром оборваны тонкие нити.
Словно стена, без дверей и окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили. Поздно учли. Нет!
Не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли.
Сергей Давидович
Уже из этих слов стало понятно, что сегодня я хочу поделится с вами педагогическим опытом работы с девиантными детьми по средствам группового тренинга. Этот метод актуален и эффективен, когда в детском коллективе есть дети с отклоняющимся поведением, с агрессивностью, с тревожностью, с неумением общаться со сверстниками, работать в команде, эти дети нуждаются в особой поддержке со стороны образовательного учреждения. В ходе группового тренинга мы используем игры и игровые упражнения, которые направлены на профилактику и коррекцию отклоняющего поведения. Эти игровые упражнения помогают детям познать себя, узнать свои сильные и слабые стороны, развивать свои коммуникативные навыки, снижать агрессию, формировать уверенность в себе, на снижение эмоционального напряжения, выстраивать позитивные отношения с окружающими, развитие эмпатии.
Сейчас я предлагаю выполнить несколько упражнений, которые мы используем в своей работе.
В качестве примера на познание себя я предлагаю выполнить
Упражнение «Моих 10 Я»
Сейчас предлагаю написать на листочке бумаги 10 раз букву «Я» и дать определение этим Я, рассказывая о себе и своих качествах.
Затем предлагаю проранжировать свои десять Я по степени их значимости.
Упражнение «Я хороший»
Учит ребенка любить себя и воспринимать как должное свой характер.
Психолог просит ребенка продолжить предложение «я хороший, потому что…»
Упражнение «Рисунок на спине»
Психологический смысл упражнения:
Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения.
Цель: развивать умение действовать вместе сообща, не вербальными средствами общения, развивая при этом тактильные ощущения, чувствительность.
А сейчас мы с вами порисуем на спине. Нам необходимо построиться колонной, каждый участник при этом смотрит в спину своего товарища. Я сейчас нарисую картинку и спрячу, затем такой же рисунок я изображу пальцем на спине у того, кто стоит последним в колонне. Ваша задача, постараться почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше, до самого первого. А первый затем воспроизведет этот рисунок на бумаге, в конце мы сравним этот рисунок с первоначальным вариантом. Итак, начали.
Обсуждение в общем кругу.
1. Что помогало понимать и передавать ощущение?
2. Что чувствовали первые и последние стоящие в команде.
3. Что мешало выполнять упражнение, с каким трудностями столкнулись.
При желании участников упражнение повторяется, только те, кто стояли первыми и последними в колонне меняются, также можно сменить ведущего.
Следующие упражнение на снижение агрессии в поведении
Упражнение «Портрет агрессивного человека»
Цель: осознание внешнего образа агрессивности человека.
Инструкция: предлагаю вам совместно нарисовать портрет агрессивного человека (ведущий или кто-то из учеников рисует портрет на доске, при этом участники должны ответить на вопросы:
Какого он будет пола? Роста?
Есть ли у него уши? Волосы? Глаза? Нос? Рот?
Широкие ли плечи? Руки? Ноги?
Какая у него одежда?
Что вы еще хотите добавить?
«Итак, ребята, общими усилиями мы с вами изобразили портрет агрессивного человека.
Симпатичный ли он?
Много ли у него друзей?
Ждёт ли его успех в его жизни?»
Совместное обсуждение.
«Нельзя избежать негативных эмоций, их нужно уметь правильно выражать. Мы с вами можем решить, будем ли мы выражать их с помощью агрессии или же другим способом, который безопасен для окружающих и, в первую очередь, для вас самих. Как мы можем это сделать?»
Упражнение «Лист агрессии»
Цель: обучение безопасным способам выражения агрессии.
Инструкция: предлагаю вспомнить ситуацию, когда по отношению к вам проявляли агрессию, и представить своего обидчика. Далее нужно вспомнить свои эмоции по отношению к обидчику и выразить их на листе бумаги – изрисовать, исчеркать его ручкой. После этого – скомкать и бросить в мусорный мешок.
Обсуждение упражнения:
расскажите о том, что вы чувствовали, когда разрисовывали
лист, когда комкали его и когда выбрасывали то, что получилось в итоге, в мусорный пакет.
Упражнение «Это я, узнай меня»
Цель: Развитие эмпатии, снятие агрессивности.
Один из участников поворачивается спиной к остальным сидящим. Участники по очереди подходят к нему, гладят его по спинке и называют ласковым именем. Водящий пробует угадать, кто его погладил и назвал.
Предложенные упражнения можно использовать в своей деятельности при работе с девиантными детьми.
Уважаемые коллеги, я хочу поблагодарить вас за участие, пожелать вам успехов в нашем нелёгком труде, верьте в себя, свои силы и возможности.
Упражнение «Раскрасим сердце»
Инструкция: Педагог – это, прежде всего сердечный человек. У него доброе сердце. Тепло и любовь к другим исходит из сердца. Положите руку на сердце. Послушайте, как бьётся ваше сердце… Оно полно жизни, добра, любви. …Посмотрите, вы видите одно большое сердце, сердце педагога, в котором каждому из вас есть место. Давайте “раскрасим” его цветами любви, нежности, добра, ласки. У вас на столах лежат карандаши разных цветов. Возьмите карандаш того цвета, который выражает цвет вашего настроения от нашей сегодняшней встречи, чувство удовлетворения или нет.