елена маршина
Музыкальная игра-сказка как средство развития эмоционально-творческой культуры детей старшего дошкольного возраста
Социальный заказ общества ориентирует дошкольную педагогику на воспитание творческого, самостоятельного, инициативного ребенка, с богатой фантазией и развитым воображением. Поэтому развитие эмоционально –творческой культуры в современной музыкальной педагогике рассматривается как приоритетное направление.
Публикация «Музыкальная игра-сказка как средство развития эмоционально-творческой культуры детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Тема исследования в области музыкального воспитания детей рассматривается в разных источниках. Механизмы развития эмоциональной сферы детей, закономерности эстетического развития дошкольников рассматриваются в работах психологов и педагогов Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и др. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева находят подтверждение идеи, что в старшем дошкольном возрасте появляется новый тип деятельности – творческий. Методика игрового творчества детей рассматривается в исследованиях А. В. Кенеман, Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой. Развитие дошкольника средствами сказки рассматривается в работах И. В. Груздовой, Л. Н. Комиссаровой, О. П. Радыновой.
Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме музыкального развития детей дает основание говорить о значимости изучения эмоционально –творческого воспитания дошкольников в процессе музыкальной игры – сказки. Однако, содержание воспитания эмоционально – творческой культуры детей в процессе музыкальной игры –сказки представляют недостаточно разработанную область научно – теоретических знаний.
Музыкальная игра –сказка – новейшее средство для развития эмоционально – творческой культуры детей старшего дошкольного возраста. В процессе музыкально –театрализованной игры происходит развитие эстетических эмоций, а также музыкальных, творческих способностей.
Музыкальная игра – сказка – синтез нескольких видов искусств: музыки, литературы, изобразительного искусства, хореографии, театра. Однако, эмоциональным стержнем театрализованной игры – сказки является музыка. Именно музыка побуждает ребенка выразить свое отношение к героям и событиям сказки. Вовлекая детей в игровую деятельность, педагог побуждает их самостоятельно подбирать выразительные средства для передачи игровых образов с помощью разных видов музыкальной деятельности (ритмопластики, декламации, пения, применения музыкальных инструментов).
Интегративные занятия, на которых дети слушают высокохудожественные музыкальные произведения, рассматривают картины художников, слушают сказки, рисуют, выражая настроения героев, способствуют развитию творческого воображения. Разыгрывание музыкальных сказок на музыкальных занятиях позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами : речь, мимика, движение.
Для формирования творческих проявлений детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальной игры-сказки необходимы педагогические условия:
1 - Накопление и расширение опыта творческой деятельности.
На этом этапе ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие музыки. Дети учатся понимать выразительный смысл музыкальных произведений
в процессе творческих импровизаций (музыкальных этюдов). Накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства является необходимым условием формирования основ эмоционально –творческой культуры.
2 - Формирование умений и навыков, необходимых для реализации творческого процесса.
Данный этап углубляет представления детей о средствах музыкальной выразительности в музыке в сочетании с живописью. На этом этапе дети, после прослушивания уже знакомого музыкального фрагмента, более осознанно отбирают выразительные средства для воплощения игрового замысла.
3 – Творческая деятельность. Музыкальная игра на этом этапе протекает как самостоятельная творческая деятельность. Обязательными элементами выступают: сюжет, наличие роли, игровых действий, а также атрибутов, помогающих детям развивать сюжет игры.
В процессе этой работы особая роль отводится активизации творческого воображения (умение действовать в соответствии с характерными особенностями пластики изображаемого персонажа, умение общаться с другими героями).
Итак, музыкальная игра – сказка - новейшее средство развития эмоционально –творческой культуры детей старшего дошкольного возраста. Обучения детей творческим навыкам заключается в возможности комбинирования, варьирования, импровизирования на основе активизации творческих проявлений детей.