Ирина Майорова
Педагогический проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития познавательного интереса у детей старшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
"Сюжетно-ролевая игра как средство развития познавательного интереса у детей старшего возраста"
Выполнила: Майорова Ирина Новомировна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 145» г. о. Самара
Самара, 2019 г.
Содержание:
1. Введение
2. Реализация проекта (этапы)
3. Заключение
4. Технологическая карта
5. Литература
6. Приложение
Введение:
Актуальность проекта :
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
Принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, он представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. На данный момент этот доку-мент является не просто актуальным, он – мегазначимый в дошкольном образовании. Реализация ФГОС предъявляет к современному педагогическому работнику все более усложняющие требования. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным принципам: принцип развивающего образования; принцип необходимости и достаточности; принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве. ФГОС ДО ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Обновление содержания технологий обучения и создание принципиально новой системы оценки качества образования предполагает овладение педагогами знаниями и умениями проектирования педагогической деятельности, соответствующей ФГОС ДО.
Игра в жизни ребенка, особенно дошкольника, играет особую роль, она позволяет ребёнку представить себя врачом, парикмахером, мамой или папой, позволяет развить воображение и мышление, даёт возможность пофантазировать. Игра является формой активного творческого отражения ребенком окружающей действительности, ее предметов и явлений. Но это не простое копирование того, что видит ребенок. Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются реаль-ность и вымысел. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр, "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность: работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. " В игре воспроизводятся жизненные ситуации, правила поведения, близкие к жизненному опыту детей. Игра формирует первые нравственные чувства (что плохо, что хорошо). Именно в игре у детей зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, а также формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, познавательные, потребность в самостоятельности и т. д.). "В игре раскрываются творческие способности личности, в игре раскрывается перед детьми мир. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития"-В. А. Сухомлинский.
Ролевые игры, являются прекрасным тренировочным залом для подготовки ребенка к жизни в обществе. Ценность ролевых игр заключается в том, что дети повторяют в играх подсмотренные за взрослыми типы поведения и возможности решения жизненных коллизий. Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать ранее неизвестного, понять, проверить, выяснить и усвоить. Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы, он делает человека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Интерес помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, он способствует творческому подходу человека к своей деятельности. Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы. Об огромной побудительной силе интереса и его влиянии на личность человека его деятельность свидетельствует известный русский педагог В. П. Вахтеров.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Игровые технологии могут быть направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, творческих способностей. Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Цель: формировать умение играть в сюжетно-ролевую игру «Кафе-Улыбка», развитие познавательного интереса с помощью сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
- обогатить представления детей о кафе, помочь детям овладеть новой информацией;
- вызвать эмоционально-познавательное отношение с помощью сюжетно-ролевой игры;
- организовать подготовительный этап сюжетно-ролевой игры «Кафе-Улыбка»;
- развивать умения, необходимые для развёртывания сюжетно-ролевой игры (распределение ролей, подготовка атрибутов, разработка сюжетной линии) о кафе;
- развивать инициативность, креативность, индивидуальность детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре;
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, родители.
Срок реализации проекта : краткосрочный.
Вид проекта : игровой.
Образовательная область: познание.
Ожидаемый результат:
- развитие познавательного интереса в игре;
- научиться играть в сюжетно-ролевую игру «кафе»;
- появление умения слушать партнёров в игре, соединять их замыслы со своими;
- комментирование своих игровых действий и действий партнёров;
Продукт проектной деятельности :
- альбом «меню» рисунки блюд детей;
- презентация «Моё любимое блюдо»;
- выставка детских работ «Вкусненькое чудо»;
- фото коллаж «Я это очень люблю»;
Реализация проекта (этапы) :
1. Погружение в проект :
Деятельность воспитателя:
- отобрать возможные темы о кафе «Для чего существует кафе», «Что такое меню», «Какое название кафе вы знаете»., чтобы затем предложить их детям;
- разобрать с детьми сюжетные ситуации : «Мы готовимся к празднику», «Наш выходной день», «Хочу угостить друзей мороженым». ,побудить у детей интерес к теме «кафе», мотивировать детей к обсуждению;
- предложить детям проблемно-игровую ситуацию «Мы пришли в кафе-Улыбка», рассмотреть новые предметы в игровом уголке;
- развить интерес к теме «Что вы знаете о кафе, кто посещает кафе, зачем, кто работает в кафе»;
- помочь сформулировать проблему проекта «мы мало знаем о кафе»;
- помочь сформулировать сюжетную ситуацию «мы пришли в кафе, что там увидем»;
- помочь сформулировать цель и задачи для решения проблемы;
Деятельность детей :
- вместе с воспитателем обсуждают тему «Кафе», получают дополнительную информацию от воспитателя;
- определяют свои потребности «Кто работает в кафе», «Как вести себя в кафе», «Для чего существует кафе», «Какое дать имя кафе», «Как сделать отдых в кафе приятным и весёлым»;
- формулируют цель «хотим играть»;
Деятельность родителей:
- мотивируют детей;
2. Планирование деятельности:
Деятельность воспитателя:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу;
- собрать информацию о кафе, используя различные источники;
- разработать консультации для родителей с рекомендациями по теме проекта;
- помочь детям определить круг источников информации;
- разработка конспекта сюжетно-ролевой игры «Кафе –Улыбка»;
- придумывание и подбор материала для игры;
- наметить роли в игре;
- продумать возможные формы презентации результатов проекта;
Деятельность детей :
- подбор информации (иллюстрации, фото, видео, журналы о кафе) систематизация и анализ информации;
- продумывают продукт групповой или индивидуальной деятельности на каждом этапе;
Деятельность родителей:
- консультируют детей в процессе поиска информации;
- оказывают помощь в выборе способа хранения и систематизации собранной информации;
3. Осуществление деятельности по решению проблемы:
Деятельность воспитателя:
- наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы детей, контролирует безопасность детей, следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности детей;
Деятельность детей :
- беседы о кафе: Что такое кафе? Для чего существует кафе. Кто работает в кафе? Что такое меню? Как составить праздничное меню? Кафе будущего. Как называют кафе и как можно назвать кафе? Как вести себя в кафе?
- чтение художественной литературы: «Вини-пух и все, все, все…», «Муха-цокотуха», «Федорино горе», В. Маяковский «Кем быть»;
- наблюдение за поваром в детском саду;
- разговор с музыкальным руководителем детского сада «Как организовать весёлый праздник», «Чем развлечь гостей» и подбор музыки для кафе;
- разучивание игр «Съедобное, не съедобное», «Картошка и ложка», «Во!», «Замри», «Повороты в слепую», «Собираем урожай», «Колечко», игры с шарами, загадок, хоровода «Именинник»;
- рассматривание набора открыток и книг с различными видами блюд;
- этическая беседа о поведении в общественных местах;
- встреча детей с мамой, которая работает в кафе и разговор с ней;
- составление детьми творческих рассказов «Кафе будущего»;
- дидактические игры: «В гости к мишке», «Накрой на стол», «Вежливые слова», «День рождения куклы». ;
- экскурсия к кафе с целью выяснения место расположения и оформления прилегающей территории и последующая беседа;
- продуктивные виды деятельности:
*изготовление тортов, пирожных, булочек, пирожков, мороженого, конфет, разных фруктов и т. д. для игры;
* рисование денег своей группы;
* рисование «блюдо»;
* рисование «Что бы ты подарил другу на день рождения»;
* конструирование плана кафе и выбор названия кафе;
- распределение ролей в игре «Кафе-Улыбка»;
Деятельность родителей:
- экскурсия с детьми в кафе, составление плана внутри кафе, наблюдения обстановки в кафе и последующая беседа о том, что дети видели;
- домашнее приготовление любимого блюда и его фото, презентация приготовления;
- изготовление табличек с надписями: «администратор кафе», «официант», «кассир», «охранник», «организатор праздников»;
- шитьё униформы работников кафе;
4. Оформление результатов:
Деятельность воспитателя:
- наблюдает, советует, помогает, мотивирует детей, создаёт чувство успеха, подчёркивает социальную и личностную важность достигнутого;
Деятельность детей :
- играют в сюжетно-ролевую игру «Кафе-Улыбка»;
Деятельность родителей:
- советуют, помогают, мотивируют детей, создают чувство успеха;
5. Презентация результатов:
Деятельность воспитателя:
- организация презентаций, выставки и фото коллажа;
- консультация детей и родителей по вопросам подготовки презентации;
- подведение итогов;
Деятельность детей :
- показ презентации и ответ на вопросы слушателей;
Деятельность родителей:
- оказывают детям помощь в подготовке презентации;
6. Оценка результатов:
Деятельность воспитателя:
- оценивает усилия детей и креативность;
Деятельность детей :
- оценивают деятельность и её результативность;
Деятельность родителей:
- мотивируют детей;
Заключение:
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одним из аспектов развития является формирование у него познавательных интересов. Между уровнем развития познавательного интереса и усвоением им знаний об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания - важнейший "строительный материал", который является фундаментом развития познавательного интереса. Прочные знания - основа активности ребенка, они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Обладая огромной побудительной силой, интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения "жажды знаний". О том, что волнует дошкольника, он часто спрашивает взрослых, просит их прочитать, рассказать. В вопросах познавательного характера, задавая которые, ребенок стремится к получению новых знаний, сведений, проявляется его пытливость, любознательность. Использование педагогических технологий способствовало развитию уровня сюжетно-ролевой игры дошкольников. Роли ясно выделены и очерчены, названы до начала игры. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер, действия четко, последовательно воссоздают реальную логику. Они очень разнообразны. Ясно выделены действия, направленные к другим персонажам игры. Правила ясно вычленены. В борьбе между правилом и возникшим непосредственным желанием побеждает первое. В сюжетно-ролевой игре развивается в первую очередь наглядно-образный вид мышления. Также занятия способствовали развитию речи дошкольников. Следует отметить рост в уровне развития речевой памяти и в уровне развития зрительной памяти, что объясняется необходимостью использования выделенных процессов в сюжетно-ролевой игре (запоминание правил, моделей поведения, воспроизведение сохраненного материала). Сюжетно-ролевая игра влияет на развитие познавательного интереса опосредованно путем развития образного и понятийного мышления, а также показателей внимания и работоспособности как в группе в целом, так и в группах мальчиков и девочек в отдельности. Хотелось бы провести сравнительный анализ данных по группам мальчиков и девочек как до, так и после занятий. Думаю что, по многим показателям уровень развития мыслительных процессов до занятий в группе девочек превышал бы аналогичные показатели в группе мальчиков, а после занятий большинство различий сравнялось.
Проанализировав свою работу, пришла к выводу, что многое удалось. В ходе реализации проекта у детей развивается познавательный интерес, сформировывается заинтересованность в приобретении знаний которые могут пригодиться им в жизни (знания о кафе, о труде работников кафе, о правилах поведения в общественных местах). Сюжетно-ролевая игра положительно влияет на развитие эмоциональной, познавательной и коммуникативной сфер ребенка. Игра позволяет также "переиграть" события, которые закончились неудачей, помочь примириться с потерей и эмоционально подготовиться к будущим событиям, вызывающим радостное или тревожное волнение. Накапливая игровой опыт, ребёнок становится способен разыгрывать всё более сложные сюжеты : увеличивается число сменяющих друг друга игровых ситуаций и количество героев, ребёнок может начать играть за разных персонажей по очереди, усложняются действия героев и их взаимоотношения. Дети с удовольствием готовят атрибуты для игры, разрабатывают сюжетные линии, распределяют роли. Многие проявляют инициативу и творческую активность. Хотелось бы видеть креативных детей, детей, которые умеют в игре контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает. При проведении сюжетно-ролевой игры, направленной на развитие эмоциональной, познавательной и коммуникативной сфер у дошкольников улучшается общий эмоциональный фон группы. Дети больше и лучше общаются между собой, с взрослыми, формируются отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.
Проект заинтересовал и сплотил детей и взрослых в совместной работе. Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать следующие выводы:
1. Ведущая деятельность дошкольного возраста ролевая игра
2. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей
3. Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития4. Сюжетно - ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т. к. в связи с развитием научно - технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей - задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.
Рекомендации:
1. Необходимо создавать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально - игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно - ролевых игр.
2. Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приё мов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.
3. Использовать игровые технологии для получения образовательного результата.
Литература:
1. Васильева С. А., Мирясова В. И. «Тематический словарь в картинках. Мир человека ПрофесииюМ., 2005г.
2. Виноградова Н. А., Позняков Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М., 2009г.
3. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография - М. : Педагогическое общество России, 2008г.
4. Калиниченко А. В., Миклаева Ю. В. Развитие игровой деятельности дошкольников. М: Айрс-Пресс, 2004г.
5. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002г.
6. интернет ресурсы : https://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/khorovodnye-igry-i-khorovody-v-detskom-sadu
7. https://deti-i-my.ru/igry-i-konkursy-na-den-rozhdeniya-dlya-detej.html
8. https://deti-i-my.ru/igry-i-konkursy-na-den-rozhdeniya-dlya-detej.html
9. https://ollforkids.ru/dayro.html