МААМ-картинки

Квест-игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Алина Каленская
Квест-игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Квест-игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Квест-технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО, способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. В целях развития заинтересованности, мотивирования и создания условий для углубленного развития речи и формирования новых знаний у детей эффективным средством является использование в работе квест - игры.

Публикация «Квест-игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Что же такое квест - игры? Это игры, в которых игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такие игры можно проводить как в помещении, так и на улице.

Содержание задания, и условия организации игры необходимо выстраивать в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями дошкольника. В содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут. Следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся.

В работе по развитию связной речи можно использовать на разных этапах опорные схемы, пиктограммы, мнемотаблицы, методы наглядного моделирования и т. д. Особенно актуальны квесты, как проведение итогового занятия по изученной лексической теме.

Общая игровая цель известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех. Общая цель является главным «внутренним мотиватором».

В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи:

образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;

развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;

воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:

1. Доступность - задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка.

2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.

3. Эмоциональная окрашенность заданий.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.

6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

Квесты отличаются друг от друга:

по числу участников: одиночные и групповые;

по продолжительности: кратковременные и долговре

по содержанию: сюжетные и несюжетные

по структуре сюжетов: линейные (основное содержание квеста построено по цепочке, штурмовые (каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино, кольцевые ( ребенок отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь возвращается к начальной точке)

Формы организации квест – игр

путешествие;

детектив;

журналистское расследование;

научное исследование.

Сейчас очень много сценариев квест-игры для дошкольников можно найти используя интернет-ресурсы. Но иногда бывает так, что нужно решить какую-то конкретную задачу, а подходящего сценария нет. И вот тогда начинается увлекательный для воспитателя процесс творчества. Хочу поделиться с вами разными вариантами заданий, скомпоновав которые можно составить свой собственный неповторимый сценарий

Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

- маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последов

- «волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к стан

- карта (схематическое изображение маршрута);

- «волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)

Тайное письмо Чтобы его прочесть, с ним надо проделать определенные действия. Примеры такого письма: восковая свеча или мелок. Бумагу с подсказкой надо закрасить карандашом, чтобы надпись проявилась; вдавленная надпись. Берем два листа бумаги, кладем на мягкую поверхность и пишем послание так, чтобы оно отпечаталось на нижнем листе. Он то и будет нашим тайным письмом. Чтобы прочесть надпись, ее так же, как и в предыдущем варианте, надо закрасить.

Кроссворд Легко можно составить самостоятельно. Например, отгадкой к следующему этапу будет слово “солнце”. К каждой букве слова придумываем еще одно слово: буква “С” — собака, и т. д. Причем это может быть не обязательно первая буква слова. Потом к каждому из слов подбираем наводящий вопрос или загадку. Ответы вписываются в клеточки и в результате получается слово-подсказка в одном из столбцов. Его окрашиваем каким-нибудь цветом.

Спрятанная подсказка Для такого вида заданий потребуется емкость с песком, любой крупой или макаронами, в которой и спрятана капсула с подсказкой. Также можно использовать ведро с водой. Подобные задания больше подойдут для квеста, который проводится на природе. Можно спрятать подсказку и не в емкости, а на определенной местности. Это могут быть какие-то кусты или густая трава.

Викторина Один или несколько вопросов, разгадав которые, участники получают подсказку. Желательно, чтобы вопросы викторины были объединены одной темой. Это могут быть фразы из сказок, по которым надо отгадать саму сказку.

Еще варианты викторин: берем несколько предметов или картинок, надо угадать из какого фильма или мультфильма эти предметы; викторина с вопросами про животных, птиц или насекомых; викторина с вопросами про бытовую технику или про любые предметы, используемые в быту.

Лабиринт Больше подходит для природы, но и дома можно организовать. На улице это могут быть натянутые веревки, между которыми нужно проползти, или тоннель из веток — это уже надо смотреть из наличия материалов.

Загадка Она может быть как в прозе, так и в стихотворной форме. Отгадка — ключ к следующему заданию. Чтобы усложнить задание, запишите загадку задом наперед — тогда детям придется постараться, чтобы прочитать ее, а потом только отгадывать.

Ребус Изображаем слово-ключ с помощью ребуса. Ребус можно подобрать готовый, а можно придумать самому.

Пазл Предварительно печатаем на бумаге слово или картинку, наклеиваем бумагу на плотный картон и разрезаем на части. Задача ребенка — сложить пазл, чтобы получить подсказку.

Слово, зашифрованное значками Каждая буква алфавита обозначается каким-то знаком — кружок, квадратик, звездочка. Детям дается шифр из знаков и алфавит с условными обозначениями. Их задача — как можно скорее подобрать буквы и разгадать слово.

Найди 10 отличий

Известное с детства развлечение — сравнить две картинки и найти различия. Его вполне можно сделать заданием для детского квеста. Командой искать различия гораздо веселее и интереснее.

Эстафеты Это составляющая квеста на природе. Вариаций эстафет очень много. Можно придумать свою, стилизовав ее под тематику квеста. Например, если квест посвящен Новому году, то дети могут вместо мячика передавать друг другу игрушечного снеговика или мешок Деда Мороза с подарками.

Кто здесь лишний? Детям предлагается несколько слов или картинок. Их задача — определить, какой предмет или слово лишние. Лишнее слово как раз и будет ключом к следующему этапу. Вариант с усложнением — каждое слово загадываем загадкой или ребусом, тогда детям сначала надо разгадать слова, а потом уже искать среди них лишнее.

Посчитай Заранее подготавливаем карточки с подсказками, на каждой карточке — слово и номер. Чтобы узнать, какое же слово и есть ключ, надо что-то посчитать. Считать можно ступеньки в подъезде, лавочки или деревья на улице, окна в доме и т. д. Усложняем задачу — посчитать надо несколько объектов, затем сложить эти числа, чтобы получить ключ.

Найди нужную коробку. Надо, подготовить несколько одинаковых коробок, в одной из которых ключ или слово. Задача участников — открыть все коробки. Вариант посложнее — в каждую кладем по ключу, но только один из них подходит к замку, или в каждую кладем по бумажке, но только на одной из них подсказка.

Зеркальное отображение. Пишем слово или загадку в зеркальном отображении. Участники должны сами догадаться, что для прочтения надо применить зеркало. Кстати зеркало тоже можно спрятать, сделав тем самым задание еще интереснее.

«Острова». Деление слов на слоги.

На асфальте рисуются «острова» - квадраты с цифрами 1,2,3,4,5. Дети произносят слово по слогам и перепрыгивают с острова на остров.

Затем определяют количество слогов в слове. Слово по слогам можно и прошагать, и пропрыгать на одной ноге, прошагать и отхлопать одновременно, пропрыгать, как лягушка, на корточках и. т. д.

Речевой материал : слова по лексической теме или с определенным заданным звуком (в начале, середине, в конце слова).

«Вертушка». Звукобуквенный анализ слов.

На асфальте рисуются буквы, расположенные по кругу диаметром около 50 см.

Задание: «Отгадай слово»

Левой ногой встань на букву, с которой начинается слово-отгадка, а правой — на последнюю букву в этом слове. Например, «фартук» - левой ногой встаем на «Ф», а правой—на «К». Набор букв, речевой материал варьируются.

Речевой материал :

- Кто подметает двор и улицу? (дворник);

- Кто готовит пищу в детском саду? (повар);

- Как зовут маму у теленка? (корова);

- Назови детеныша свиньи? (поросенок);

- Назови одним словом, кто это: щука, окунь, лещ, сом? (рыба/рыбы)

- Назови одним словом, что это: мандарины, яблоки, бананы, груши? (фрукты);

- Назови лишнее слово: трамвай, автобус, пароход, троллейбус? (пароход);

- Что быстрее: ракета или самолет? (ракета);

«Лесенка». Развитие лексико-грамматического строя речи.

На асфальте рисуем ступеньки

Задание: 1-ый вариант задания:

«Отгадай загадку, назови отгадку и прыгни на первую ступеньку. Измени это слово — назови это слово ласково (существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами) и прыгни на вторую ступеньку.

Измени отгадку, продолжи - у меня большие. (множественное число существительных) и прыгни на третью ступеньку.

Подбери к слову - отгадке слово-признак (какой) и прыгни на четвертую ступеньку (согласование прилагательных с существительными).

Придумай с этим словом предложение и прыгни на пятую ступеньку (языковой синтез).

Если ребенок отвечает неправильно, то спускается на ступеньку ниже.

2-ой вариант задания: перепрыгивая со ступеньки на ступеньку, считать слова-отгадки до 5. Например, один крот, два крота. пять кротов (числительные+существительные).

«Найди потерявшиеся слоги». Изготавливаются карточки на которых написаны слова с отсутствующими слогами и маленькие карточки со слогами.

Задание: подобрать слоги и прочитать слова.

В зависимости от наполнения квест-игры, эта педагогическая технология может наиболее полно удовлетворять ведущие потребности каждого конкретного возраста. В младшем дошкольном возрасте реализовать образовательные задачи через игру. А в подготовительной к школе группе позволяет подготовить ребёнка к учебной деятельности. В данном случае я представила вашему вниманию использование этой технологии в старшей и подготовительной к школе группах.

Наблюдая за детьми могу отметить, что процесс внедрения в практику квест-технологии положительно сказывается на состоянии речи, помогают дошкольникам с справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, расширению кругозора, развивать умение слушать и слышать другого, активизировать речевое общение.

Публикации по теме:

Игра, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие.

Игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста «Ребёнок играет не только с игрушками, он играет словами, ситуациями, событиями, он играет со всем миром, если маленький ребенок ничего.

Игры-речевки как средство речевого развития и поддержки физической активности детей дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №22 «ЖУРАВУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ.

Консультация «Квест-игра как средство развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста» Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», введением ФГОС в ДОУ, профессиональными стандартами в дошкольном образовании,.

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете» мыслитель XX века Эриха Фромма Игра представляет.

Консультация для воспитателей «Игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Содержание педагогической работы основной образовательной программы дошкольного воспитания осуществляется в рамках 5 образовательных областей.

Консультация «Использование сюжетно-ролевой игры как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Игра - наиболее доступный ребёнку, интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций. Сюжетная игра -любимый.

Лэпбук как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста СЛАЙД 1 Если хочешь, чтоб ребята, Знали звуки и слова, В руки папку Вы возьмите, Загляните все туда! И огромный мир ребята, Вам откроется.

Многофункциональные дидактические кубики как средство речевого развития детей старшего дошкольного возрастаМногофункциональные дидактические кубики как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Представляю вашему вниманию опыт своей работы по использованию многофункциональных.

Родительская встреча «Основы театральной культуры как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста» МБДОУ «Детский сад №77 «Полянка» ВОСПИТАТЕЛЬ: Шаныгина Ирина Викторовна Родительская встреча Тема: Основы театральной культуры как средство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Квест-игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 апреля 2019 в 09:36
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Квест-игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алина Каленская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД